×
Политика Политика

Зачем Лукашенко навязывают роль «кота Леопольда»

Источник изображения: ft.com

После подписания первых Минских соглашений в Беларуси стала популярна доктрина внешнеполитического нейтралитета. Ее сторонники как в официальных кругах, так и среди оппозиции считают, что в сложившихся международных условиях Беларусь может стать «славянской Швейцарией» — нейтральной страной, которая выступит посредником-миротворцем между Россией и Западом и тем самым укрепит свое положение в мире. Американские вояжеры тоже активно подсказывают Минску, как хорошо носить «женевский фасон». Однако даже Трампу, который столько раз заявлял о желании «поладить» с Россией, реально предпринять хоть что-то в этом направлении не дают. Неужели «батьке» предстоит исполнить поистине историческую роль примирителя Запада и России? А его инициатива созвать «Хельсинки-2», озвученная им этим летом на Парламентской ассамблее ОБСЕ в Минске, имеет перспективу и замечена на Западе?

«Белорусские амбиции стать активным игроком в регионе Восточной Европы и закрепить свои позиции в нынешнем политическом порядке были бы достойными уважения, если бы они не были похожи на поведение подростка, который пытается кричать во дворе басом, полагая, что все будут считать его взрослым. Между тем соседи лишь смеются над ним», — пишет польский портал Strajk.eu о внешней политике Минска.

Статья откровенно высмеивает белорусские дипломатические потуги стать серьезным игроком в международных делах за счет балансирования между Востоком и Западом. Польский автор подчеркивает, что для этого нужны серьезные ресурсы, которых у Минска нет: «...когда дело доходит до сотрудничества, то без козырей в руках вы можете быть только смешным. Беларусь — такой случай».

Автор уверен: Беларусь сейчас не в той экономической форме, чтобы претендовать на особую роль в мировой политике. «Команда Лукашенко не смогла изменить негативные экономические тенденции 2015 года». Продолжается снижение промышленного производства, растет внешний долг, падает ВВП, снижаются доходы граждан, что порождает массовые протесты.

Такое сгущение красок свойственно польским публикациям о Беларуси. Там ведь уже не один десяток лет ждут экономического краха «последней диктатуры Европы», которая в 1990-е годы отказалась от либеральных реформ и «шоковой терапии» по польскому образцу.

На самом деле экономический кризис в Беларуси, как и в России, в целом преодолен и с этого года начался медленный рост, а митинги против «декрета о тунеядстве» (кстати, отмененного), прокатившиеся в феврале — марте этого года, насчитывали от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, что в десятки раз меньше митингов оппозиции в самой Польше.

Митинг против налога за тунеядствоМитинг против налога за тунеядство

Просто польским комментаторам хочется выдать желаемое за действительное и увидеть начало конца «режима Лукашенко». Несмотря на все слова Варшавы о «перезагрузке» отношений с белорусским руководством, политика Лукашенко неприемлема для правительства Польши, в котором и не скрывают, что идут на сближение с Беларусью ради того, чтобы ее изменить. Впрочем, это относится не только к Польше, но и к ее союзникам по НАТО.

Беларусь как независимую страну на Западе не приемлют, выбор перед ней ставят однозначный: либо дальше с Россией (а значит, против Запада), либо встать в очередь в ЕС и НАТО и играть «по предложенным правилам». 

Популярная в определенных белорусских кругах концепция нейтральной Беларуси, равноудаленной и от Запада, и от России, вызывает там только ухмылку, хотя вслух Минск подбадривают: конечно, Швейцария — вот пример. Но в данном случае «нейтралитет» выполняет роль политико-дипломатической «фомки», чтобы «отжать» Минск от Москвы.

Западу, если бы он был заинтересован в нейтральной площадке для переговоров с Россией, ломать голову ни к чему: чуть ли не любая страна охотно выполнила бы эту роль. Но дело в том, что в самих переговорах с серьезными перспективами Запад тоже пока не заинтересован: в конфликтующем мире игра на повышение в самом разгаре и фиксировать прибыль никто не готов. Поэтому «интеграция интеграций», «Хельсинки-2», «нейтральная Беларусь» и другие концепты, продвигаемые в Минске, — это пока что, увы, дипломатические миражи, заветы кота Леопольда.

Для политических маневров глобального Запада выгодна ситуация «новой холодной войны», в которой русские — это тотальное Зло, опутавшее мир щупальцами своих хакеров, агентов влияния и пропагандистских телеканалов. Ответ на извечный вопрос «Кто виноват?» найден: «Russians did it!» «Русским следом» можно объяснить поражение на выборах, референдум в Каталонии, «брексит», сексуальные домогательства в Голливуде — да всё что угодно.

Политические идеи в современном мире деградируют и упрощаются. Поэтому и к Беларуси относятся в соответствии с этим новым примитивизмом: или вы идете вслед за Украиной на Запад и встраиваетесь в антироссийский «санитарный кордон», или вы «последняя диктатура Европы», которую мы будем «демократизировать» по образцу Югославии и Ирака. Сложные идеи про «славянскую Швейцарию» или «интеграцию интеграций» там не воспринимают.

Белорусские попытки продвинуть тему нейтральной минской площадки используются для манипулирования самой Беларусью.

«Кроме того, Беларусь предлагает подписать новое соглашение ОБСЕ и хочет выступить его оператором. Это странная идея. Если Александр Лукашенко придумал это, это значит, что у него слабый контакт с реальностью. ОБСЕ, будучи результатом Хельсинкского соглашения 1975 года, работает не идеально, но она по-прежнему является эффективным инструментом для ослабления напряженности между Востоком и Западом, — говорится в той же статье Strajk.eu. — В условиях нынешнего состояния "новой холодной войны" вмешательство в эту структуру может нарушить даже те слабые полномочия, которые ОБСЕ в настоящее время сохраняет. 

В условиях нынешнего состояния В условиях нынешнего состояния "новой холодной войны" вмешательство в эту структуру может нарушить даже те слабые полномочия, которые ОБСЕ в настоящее время сохраняет

Знает ли белорусский президент, что он подталкивает континент к опасной границе, за которой находится горячая фаза войны? Неизвестно, потому что неизвестно, насколько это является самодеятельностью самого Лукашенко или насколько он выполняет чужой заказ ради получения нового транша кредита, займа или гранта, которые позволят ему сохранить свой пост на новый срок».

Попытку белорусского президента играть активную роль в международных делах и предлагать свои идеи совершенствования миропорядка на Западе воспринимают единственно возможным для них сегодня образом: как провокацию агента Кремля. Лукашенко для них — очередной русский хакер, которому Путин на сей раз дал задание «хакнуть» ОБСЕ.

За что все эти «шишки» сыплются на Лукашенко? Может, его подставили? Не специально, нет. А скорее по недосмотру: возможно, идея «новой Швейцарии» стала плодом некачественной внешнеполитической экспертизы?

Может быть, эксперты забыли, упустили из виду, что Запад никогда не идет на уступки? Может, не учли, что превращение в нейтральную страну станет для Беларуси не гарантией безопасности, а гарантией беззащитности перед «демократической интервенцией»? Спешили, писали, устали, во сне привиделось что-то… Ведь бывает же такое? Достаточно вспомнить про «четыре тысячи вагонов» Минобороны России, в которых, по утверждению «близких к МИД Беларуси аналитиков», должна была приехать чуть ли не армия российских военных, чтобы во время учений «Запад-2017» свергнуть Лукашенко и оккупировать Беларусь. Это сейчас читать такое смешно, а тогда в Минске многие горячие головы распространяли эту липу.

Военные учения «Запад-2017»Военные учения «Запад-2017»
Если же без юмора, то в таких попытках понравиться «западным партнерам» и убедить их пересмотреть свое отношение к Беларуси есть риск зайти слишком далеко. И подставить под удар саму Беларусь — ее национальные интересы и национальную безопасность.

Ведь в западной системе отношений сеньор — вассал у независимой страны есть только один способ понравиться. Отказаться от независимости.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров