Оппозиционный украинский журналист Анатолий Шарий обвинил литовские СМИ в организованной против него травли. Ранее провластные литовские журналисты уже призывали лишить украинского коллегу-диссидента политического убежища и выдать его дружественным Литве украинским властям. Такие действия не имеют ничего общего с принятыми во всем мире представлениями о профессиональной солидарности журналистов, однако лояльные властям литовские журналисты — особое явление: их моральный кодекс состоит в разделении человечества на «агентов Путина» и тех, кто с ними борется.
«Уже несколько месяцев меня хотят вынудить говорить гадости о Европе, восхвалять самопровозглашённые республики и политику Кремля. И не получается. Не говорю гадости, не восхваляю. Нигде. Ни разу», - написал Анатолий Шарий в своем Facebook, заявив, что литовские журналисты постоянно приписывают ему слова, которых он не говорил, пытаются уличить и обвинить его в сепаратизме по отношению к Украине, работе на Кремль и в антиевропейских взглядах, - Трижды я пытался привлечь к ответственности лжецов из литовских СМИ в суде. Три раза. В редакциях не звали к телефону главредов, главреды не отвечали на письма, адвокаты начинали мяться, рассказывая, что "это сложный вопрос". Нотариусы не в курсе, как заверять страницы из Интернета, в ООН мне сказали, что лучше в комиссию по журналистской этике, а не в суд, ибо "как бы чего не вышло"».
В своем видеоблоге Шарий
В отношении Шария при этом ни одного фактического примера действий, направленных против Литвы или Евросоюза, не приводится, но все равно ненавязчиво предлагается лишить его статуса беженца и выдать украинским властям.
Как замечает тот же Шарий, эта статья — едва ли не десятая статья литовских СМИ о нем. Их месседж аудитории неизменен: надо бы преподнести братскому киевскому режиму отрезанную голову его врага. Этот месседж абсолютно полярен принятой во всем мире журналистской этике, непреложный закон которой — всегда поддерживать коллегу, жизни, здоровью или свободе которого грозит опасность из-за его профессиональной деятельности.
Однако у провластных литовских журналистов своя этика.
Она заключается в том, чтобы безоговорочно поддерживать политическую линию, выработанную в президентской резиденции на Дауканто, вне зависимости от того, соответствует ли эта линия фактам, реальности, этическим и правовым нормам и просто здравому смыслу.
Взять того же главреда литовского DELFI Монику Гарбачаускайте-Будрене, награжденную лично президентом Далей Грибаускайте за «правильное» освещение Вильнюсского саммита на своем портале. Это вечный часовой на фронте информационной войны. Она
Другой столь же эталонный литовский журналист из «президентского пула» - обозреватель крупнейшего печатного издания Литвы, газеты Lietuvos Rytas, Довидас Панцеровас, опубликовавший уже несколько статей с призывом выдать Шария Украине. Два года назад этот мастер пера
Казалось бы, ничего особенного — очередное обострение очередного близкого к консерваторам параноика. Однако эта статья возымела практические последствия: упомянутые в ней литовские эксперты стали бояться давать комментарии RuBaltic.Ru, затем один за другим стали просить убрать любые упоминания о них с нашего портала. Затем прогремел скандал со «слитой» справкой ДГБ, в которой RuBaltic.Ru был провозглашен главным рупором Кремля, работающим на подрыв литовской государственности и созданным ради публикации компромата на Далю Грибаускайте и других высокопоставленных лиц. Разбирательство по поводу справки сопровождалось не только обысками в квартирах журналистов, но и допросами политологов. После всего этого работающие в организациях с государственным финансированием литовские эксперты стали как шелковые: не только никаких комментариев российским СМИ, но и ни слова иронии или скепсиса по отношению к действиям литовских властей.
Абсолютной свободы слова и полной независимости журналистской деятельности нет нигде в мире.
Однако Литва почему-то долгие годы пытается представить себя эталоном демократии и «европейскости», хотя её эксперты за свои комментарии имеют разъяснительные беседы с политической полицией, её журналисты подвергаются обыскам и прочим преследованиям, а поощряется деятельность только тех из них, которые безоговорочно поддерживают точку зрения властей.
Литва, как уже было сказано, является Северной Кореей ЕС. Для объяснения всех странностей и недоразумений, происходящих с этой, казалось бы, европейской страной, следует признать это официально. А для разъяснения всех странностей в деятельности «патриотичных» литовских журналистов, которая не только не соответствует общепринятым стандартам журналистики, но прямо противоречит им, нужно опубликовать собственный моральный кодекс. В котором четко указать, что «правильный» литовский журналист признает фактами только ту информацию, которая направлена против России, и только такую информацию публикует. Свет истины в последней инстанции снисходит ему с площади Дауканто, дом 3, а вся его деятельность основана на защите окруженной со всех сторон врагами, диверсантами и шпионами литовской государственности. Если же он никаких врагов, диверсантов и шпионов не видит, то это от лукавого: их никто не видит, а они есть. С невидимыми врагами, шпионами и «зелеными человечками» надо бороться, как боролись когда-то с «советскими оккупантами» вожди «Саюдиса».
И тем более от лукавого (то есть — от «российской пропаганды») задумываться над тем, как «Саюдис» умудрялся бороться с «советскими оккупантами», если половина его вождей состояла в КПСС, а главный вождь Ландсбергис был агентом и сыном агента КГБ.
Равно как и нынешний лидер литовского государства: если спустя четверть века после «Саюдиса» во главе Литовской республики находится научный секретарь Вильнюсской школы КПСС, о какой победе над «советской оккупацией» можно говорить?
Думать над такими вопросами литовским журналистам страшно, да и просто в карьерном плане невыгодно. Поэтому тем из них, кто стремится быть поближе к солнцу (то есть к власти), надо прямо записать в своем профессиональном кодексе: все слова литовских политиков о своем прошлом — святая истина, а любые противоречащие этой истине архивные документы и свидетельства очевидцев из того времени — сатанинские козни и дьявольское искушение. Выражаясь местным политическим языком, «российская пропаганда».
И, судя по материалам провластных литовских СМИ, такой моральный кодекс в их узком кругу уже принят. Дело за малым — осталось его опубликовать.