×
Политика Политика

Великолепная четвёрка: кто войдет в правительственную коалицию Эстонии?

Источник изображения: http://g1.nh.ee

В среду завершился новый раунд переговоров о формировании правительственной коалиции между прошедшими в эстонский парламент Партией реформ, Союзом Отечества и Res Publica (IRL), Свободной партией Эстонии и Социал-демократической партией. Премьер-министр Таави Рыйвас заявил, что переговоры, затрагивающие вопросы налоговой политики и развития сферы предпринимательства, были яркими, и на них обсуждались идеи всех партий. Результаты встречи участниками пока не раскрываются, однако уже можно предположить, что в правительственная коалиция будет сформирована из этих политических партий, тогда как Центристская партия и Консервативная народная партия останутся в оппозиции.

1 апреля должно состояться первое заседание эстонского парламента нового состава, выборы которого прошли в начале месяца. Новое правительство должно быть сформировано не позднее 22 апреля, однако состав будущей правящей коалиции, скорее всего, станет известен уже к концу марта. Наиболее ожидаемо, что правительство будет состоять из четырёх партий: победившей Партии реформ, их нынешних коалиционных партнёров — социал-демократов, Союза Отечества и Res Publica, а также новой в парламенте Свободной партии Эстонии, строящей свою предвыборную кампанию на национально-популистских лозунгах. В сумме получается 67 депутатских голосов, которые составляют стабильное большинство в 101 местном парламенте и позволяют правительству принимать любые решения вне зависимости от мнения представителей оппозиции.

В то же время, глядя на процесс формирования будущего правительства, нельзя исключать, что в него войдут три, а не четыре партии. Ведь в этом случае при разделении министерских портфелей часть каждой стороны будет больше, а посты в правительстве, как известно, являются сильным стимулом для создания коалиции. Против большого правительства свидетельствует ещё один факт: коалиции, состоящей из четырёх партий, в Эстонии никогда не было. Единственный раз после выборов 2007 года к переговорам по созданию правительства между Партией реформ, Союзом Отечества и Res Publica и социал-демократами привлекли также Партию зелёных. Однако позднее их отстранили от участия в формировании коалиции, создав её из трёх партий.

Действительно, в данный момент реформистам и социал-демократам, составляющим сегодняшнее правительство, для создания дееспособной коалиции достаточно пригласить в свой тандем лишь одну партию, Союз Отечества и Res Publica или Свободную партию.

В первом случае правительство будет обладать 59 мандатами, а во втором — 53, которых вполне хватит для формирования большинства. На роль третьего партнёра согласны как одни, так и другие. Союз Отечества и Res Publica сейчас переживает не лучшие времена, поскольку выборы для них окончились неудачно: партия потеряла девять мандатов, и в нынешнем парламенте её будут представлять лишь 14 депутатов. Сейчас они заняты поиском нового партийного лидера и готовы занять место «младшего брата» в будущем правительстве.

В то же время многочисленные разногласия между реформистами и Союзом Отечества и Res Publica по поводу налоговой реформы, а также бюджета и личных конфликтов между отдельными депутатами, несколько уменьшают их шансы попасть в правительство. Кроме того, существующие идеологические различия между вторым коалиционным партнёром — социал-демократами — и отечественниками также играют не в их пользу. А значит, остаётся другой вариант: новое правительство могут сформировать реформисты, социал-демократы и Свободная партия, которую можно считать главным победителем выборов.

Однако Свободная партия вполне может оказаться не таким беспроблемным партнёром, как кажется. Умело используя в своих выступлениях евроскептицизм, а также национально-консервативную и популистскую риторику, она сумела привлечь на свою сторону широкие слои эстонских избирателей, разочаровавшихся в политике, проводимой правящими партиями. Чтобы не растерять заработанный политический капитал, ей нужно действовать очень осторожно, соглашаясь работать в коалиции с опытными реформистами. Кроме того, одним из её требований для вхождения в коалицию было снижение финансирования партий из госбюджета, и, как заявил лидер Свободной партии Андрес Херкель, «это принципы, от которых мы не откажемся». Однако финансирование из госбюджета является важным источником дохода для крупных парламентских партий. Так, например, Партия реформ будет получать в год 1,6 млн евро, социал-демократы — 800 тыс. евро, а Союз Отечества и Res Publica — 750 тыс. евро. Для партий, потративших на предвыборную кампанию огромные средства, эти деньги необходимы, и так просто они от них не откажутся. Вполне возможно, что именно поэтому реформисты и задумались о коалиции из четырёх партий и пригласили к переговорам своих «заклятых друзей» из Союза Отечества и Res Publica, чтобы при важных голосованиях у трёх партий было бы большинство, а четвёртая политическая сила, даже в случае договоренностей с оппозицией, осталась бы в меньшинстве. Но если реформисты договорятся со Свободной партией, то можно с уверенностью утверждать — отечественников в новом правительстве не будет.

Что мешает создать коалицию реформистам, социал-демократами и консерваторам, у которых вместе тоже получается большинство? В этом случае договориться не дают слишком большие противоречия между реформистами и консерваторами, а также между социал-демократами и консерваторами. Кроме того, скандал вокруг молодого политика и члена Консервативной народной партии Эстонии Яака Мадисона, прошедшего в Рийгикогу и признававшегося в своих симпатиях к нацизму и фашизму, дал однозначный повод не приглашать партию к коалиционным переговорам. Случай также сыграл на руку и реформистам, выставив их в положительном свете, как в Западной Европе, так и в России, и показав, что откровенно националистические настроения ими не поддерживаются.

Несмотря на это, правительство, включающее в себя Союз Отечества и Res Publica или Свободную партию, будет более националистическим и хуже настроенным по отношению к русскоязычным жителям страны, чем предыдущее.

Следует признать, что по результатам этих выборов в целом мест у национально настроенных партий стало больше, и если в прошлом парламенте для создания правительственной коалиции голоса националистов были не нужны, то сейчас без них не обойтись.

Конечно, теоретически возможен вариант создания коалиции между Партией реформ, социал-демократами и центристами, но практически этот вариант вряд ли осуществим. Партия, опирающаяся на голоса русскоязычных жителей республики, не может быть в правительстве, состоящем из эстонских политических сил, которые ещё до оглашения результатов выборов заявляли о неготовности идти в одну коалицию с центристами.

Раскол по этническому признаку не оставляет никакого пространства для манёвра относительно умеренным эстонским партиям, толкая их в сторону националистов, чем те очень умело пользуются, натравливая друг на друга две национальные группы. Поэтому можно предположить, что новая правящая коалиция не принесёт ничего хорошего не только русскоязычным жителям страны, нападки на которых будут продолжаться, но и этническим эстонцам, ведь пока во главе угла будет стоять национальный вопрос, о развитии экономики и увеличении благосостояния населения можно забыть.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров