×
Политика Политика

Эстония подключилась к «защите» крымских татар вслед за Литвой и Латвией

Источник изображения: otpusk-v-krimu.ru

В эстонском парламенте состоялась встреча председателя комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсона с уполномоченным президента Украины по делам крымских татар Мустафой Джемилевым. Марко Михкельсон от имени Эстонской республики пообещал включиться в борьбу за права «угнетаемых Россией» крымских татар — ранее в дело защиты якобы угнетаемых нацменьшинств Крыма обещали вступиться другие балтийские страны.

В апреле этого года Украина попросила Литву принять несколько десятков беженцев-крымских татар. Литовские власти в ответ заявили, что примут у себя всех крымских татар, которые пожелают переселиться из Крыма в Литву, отказавшись жить «под российской оккупацией». Затем, правда, выяснилось, что из Крыма активнее всего эмигрируют те крымские татары, что при Украине принадлежали к определенным исламистским организациям. Например, к «Исламской партии возрождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), которая в России и ряде европейских стран признана террористической. В составе России у членов «Хизб ут-Тахрир» неминуемо возникли бы проблемы с российскими спецслужбами, имеющими богатый опыт борьбы с исламским экстремизмом. Поэтому пришлось в темпе смываться из Крыма, в том числе в Литву, издавно славящуюся в узких кругах своей терпимостью и гостеприимством по отношению к исламским радикалам.

В сентябре этого же года министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич встретился с экс-председателями Меджлиса (представительного органа крымских татар) Рефатом Чубаровым и Мустафой Джемилевым и написал затем в своем, ставшим уже легендарным, «твиттере»: «Призвал европейских коллег защитить права крымских татар в формате ООН и ОБСЕ; мы должны действовать как на уровне Европы, так и отдельных стран». Латвийская инициатива вызвала еще большее недоумение, чем литовская. Крымско-татарский язык был признан одним из трех официальных языков Крыма в тот же день, когда полуостров был присоединен к России, а теперь права крымских татар там решила защищать страна, отказывающая в каком-либо статусе языку, на котором говорит больше трети её населения, причем даже в Латгалии, где русскоязычные составляют абсолютное большинство жителей (впрочем, права латгальцев считать себя латгальцами официальная Рига тоже не признает, упорно называя их латышами, а их язык — диалектом латышского). При таком бревне в собственном глазу выискивать соринки в вопросах обеспечения прав нацменьшинств у других — по меньшей мере странно.

Один раз — случайность, два раза — совпадение, три раза — закономерность: теперь и Эстония решила подключиться к «правозащитной» деятельности, чтобы «помочь» крымским татарам.

«Положение жителей Крыма вызывает серьезные опасения. Крымские татары подвергаются репрессиям и угрозам, их имущество конфискуется. Кроме того, ходят слухи о составлении списка так называемой пятой колонны с целью выселения крымских татар», - председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон после встречи с уже упоминавшимся Мустафой Джемилевым (в настоящее время депутатом Верховной Рады от Блока Петра Порошенко и Уполномоченным по делам крымско-татарского народа при президенте Украины).

Джемилев прибыл в Таллин для участия в ежегодной конференции по правам человека, чтобы выступить с докладом о плачевном положении с правами крымско-татарского нацменьшинства. Выступать с подобным докладом в Эстонии, где положение с правами местного, русского меньшинства куда более плачевно, чем у крымских татар (или, может, коренных жителей Крыма в России тоже называют «иммигрантами и оккупантами», родному языку не дают государственного статуса, а насчитывающие многовековую историю гимназии в принудительном порядке переводят на государственный язык?) - это отдает каким-то кафкианским абсурдом.

Впрочем, не меньший абсурд - заявление Михкельсона про «пятую колонну» и «выселение крымских татар» - это говорит один из лидеров ультраправого блока «Союз Отечества и Res Publica” (в просторечии «Исамаалийт»), любимой присказкой которого в адрес русского населения с 1991 года было «Чемодан, вокзал, Россия».

Представитель политической элиты государства, публикующего знаменитые ежегодники КаПо, в которых эстонская спецслужба поименно перечисляет местную «пятую колонну» (к ней, не разбирая и бездоказательно, относят всех заметных политических и общественных деятелей русской общины, а также эстонских деятелей, выступающих даже с самых умеренных пророссийских позиций).

Заниматься правозащитной деятельностью по отношению к нацменьшинствам для балтийских стран — это глупость изначально. Прежде, чем ею заняться, Литве, Латвии и Эстонии нужно отказаться от собственного бесконечного камлания «у нас проблем с правами человека (русскоязычного населения, латгальцев, литовских поляков) нет». А уж разобравшись с домашними проблемами, можно изучить и вопрос с крымскими татарами.

Но, может быть, дело не в положении крымско-татарского меньшинства, а в кое-чем другом? Разве новейшая история Крыма никому ничего не напоминает? Абсолютно легитимный парламент автономной республики проводит референдум о вхождении полуострова в состав России. На референдуме почти все, кто в нем участвовал, голосуют «за». Руководство Крыма отправляет в Кремль делегацию с просьбой включить республику в состав России. Кремль практически моментально включает.

А власти Украины и приближенные к ним проукраинские активисты крымско-татарской общины заявляют на весь мир об «аннексии» и «оккупации».

У кого же им еще учиться, как не у Литвы, Латвии и Эстонии, которые десятилетиями оттачивали теорию собственной оккупации: как конкретного события 1940 года, прошедшего ровно по крымскому образцу, так и всего советского периода. Им есть, что предложить украинскому руководству, есть, чему его поучить, отсюда - и регулярно всплывающий интерес к крымским татарам.

Собственно, а что они еще могут предложить своим неизменным союзникам на Днепре? К прискорбию для нынешней России, проходящая через радикальную трансформацию Украина действительно ищет образцы для подражания исключительно на Западе. Только какие образцы ей может предложить Прибалтика? Успешную экономику? Для этого есть Германия, финансирующая из своих гигантских доходов брюссельские структурные фонды: дотационные прибалтийские «приживалки» с этих фондов и живут. Эффективную политическую систему? Для этого есть Соединенные Штаты: их политическая система работает настолько эффективно, что страны Балтии отказываются от собственных национальных интересов, чтобы отстаивать американские. Свободу личности, гарантии гражданских прав и свобод? Это к кому угодно в ЕС, но только не к Прибалтике с их негражданами.

Так что в итоге только и остается своего собственного, уникального, неповторимого и эффективного — так это прибалтийское историческое мифотворчество. «Теория оккупации», «геноцид коренного населения» и прочее. Это и экспортируют: с паршивой овцы хоть шерсти клок. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров