Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Среда
22 Февраля 2017

Запад оставляет Беларуси «окно возможностей» для политического вовлечения

Автор: Александр Носович

Запад оставляет Беларуси «окно возможностей» для политического вовлечения

13.09.2016  // Фото: souzveche.ru

В Беларуси в минувшее воскресенье состоялись выборы в палату представителей Парламентского собрания республики. Традиционно главная интрига белорусских парламентских выборов – признают ли их легитимность на Западе. Судя по предварительному докладу миссии наблюдателей ОБСЕ, западные партнёры Минска склоняются к тому, чтобы сохранить «окно возможностей» по политическому вовлечению Беларуси: прошедшие парламентские выборы подвергаются критике, однако не настолько жёсткой, чтобы можно было говорить об отказе от политического диалога и возвращении политики санкций против белорусского руководства.

«Парламентские выборы 11 сентября были эффективно организованы, но, несмотря на отдельные первые шаги властей, сохраняется множество давних системных недостатков», – первое предложение предварительного доклада мониторинговой группы ОБСЕ задаёт тон всему докладу о выборах в Беларуси. В целом выборы ругают, но в частностях отмечают положительные сдвиги. Белорусские выборы по-прежнему признаются недостаточно демократическими, чтобы западные партнёры могли общаться с Минском как равные с равным, но в то же время не называются одной большой фикцией и фальсификацией, после которой надо президента Александра Лукашенко дипломатически изолировать, как «последнего диктатора Европы», и заново вводить против Белоруссии санкции.

Идеальная оценка выборов для продолжения политического диалога с Минском с позиции «старших братьев», учителей и наставников по переходу к открытому обществу и демократии.

Чуть ли не каждый абзац доклада ОБСЕ включает в себя один негативный и один позитивный отзыв о выборах в Беларуси. «Увеличилось общее количество кандидатов, в том числе от представителей оппозиции, но кампании не хватало видимости». «После своевременного приглашения власти проявили приветственное отношение к деятельности международных наблюдателей», но «состав избирательных комиссий не был плюралистическим, что подрывает уверенность в их независимости». «Избирательная комиссия (ЦИК) приняла шесть резолюций, касающихся нескольких технических аспектов процесса, в том числе публикации информации о заседаниях избирательных комиссий, решении по избирательным спорам, результатов районных выборов, а также расширила права наблюдателей. Тем не менее ряд ключевых ранее дававшихся рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы остались невыполненными, что подчёркивает необходимость проведения комплексной реформы избирательной системы в рамках более широкого процесса демократизации в сотрудничестве с международными партнёрами».

ОБСЕ

В таком духе выдержан весь доклад наблюдателей ОБСЕ. Появились отдельные положительные подвижки, но в целом избирательная система недемократическая, непрозрачная и неэффективная – её необходимо менять. В целом ругаем – по частностям хвалим.

Белорусские власти к последним выборам пошли на значительные уступки западным мониторинговым организациям, включая серьёзные уступки в избирательном законодательстве. В 2013 году мажоритарная избирательная система в Беларуси была изменена с абсолютной на относительную: для победы на выборах по одномандатному округу теперь нужно набрать не более половины, а относительное большинство голосов, что исключает проведение второго тура выборов.

Данная реформа была проведена по настоятельным требованиям западных партнёров Минска, считавших одной из причин полного отсутствия в палате представителей депутатов от оппозиции голосование в два тура по одномандатным округам. При этом точно такая же практика действует в соседней Литве: для избрания депутатом Сейма по одномандатному округу необходимо получить минимум 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов в сеймунасы более половины голосов не набирает, то для двух кандидатов, набравших больше всего голосов, организуется второй тур. Однако Литву миссии наблюдателей ПАСЕ и ОБСЕ, Венецианская комиссия и Госдепартамент за это почему-то не критикуют и не выставляют ультиматумов о реформе избирательного законодательства как ключевом условии сохранения политического диалога с Вильнюсом.

«Отсутствие демократии» и призывы к транспарентности были и останутся для Запада инструментом принуждения белорусского руководства к покорности – отчёты западных миссий наблюдателей и правозащитных организаций в этом отношении являются политической дубинкой, с помощью которой с Минском пытаются выстраивать разговор с позиций правого и сильного.

Отказываться от этой дубинки Запад явно не собирается. Хотя наблюдатели ОБСЕ честно и исчерпывающе перечисляют все позитивные сдвиги в организации и проведении выборов, которые произвели белорусские власти по их многочисленным рекомендациям, тут же перечисляются все рекомендации, которые не были выполнены белорусами, а в придачу вбрасывается ворох новых претензий и требований.

Среди претензий попадаются и откровенно вздорные. Например, об отсутствии гендерных квот в белорусской политике: «Женщины хорошо представлены в избирательной администрации, но в меньшей степени – в политической жизни. Отсутствуют специальные меры по повышению уровня представленности женщин, и женщины составляли только 25% кандидатов на этих выборах».

То есть при желании у Запада всегда найдётся, к чему придраться, и к Беларуси он будет придираться до бесконечности. Во всяком случае, до тех пор, пока Беларусь не вступит в НАТО и Евросоюз или, как minimum minimorum, откажется от Союзного государства с Россией, выбрав нейтралитет.

При этом та же миссия наблюдателей ОБСЕ очень тщательно поддерживает баланс между давлением на Беларусь и стимулированием Беларуси к сближению с Западом. Инструмент для того и другого один – признание/непризнание выборов. Кнут и пряник – два в одном.

выборы в Беларуси

Но перегнуть палку с «кнутом» и подвергнуть белорусские выборы тотальной обструкции означает лишить самих себя платформы для постепенного вовлечения Минска в сотрудничество с США и ЕС: самим же придётся отказываться от политического диалога и возвращать санкции, которые только несколько месяцев как отменили. Перегнуть палку с «пряником» и признать парламентские выборы в Беларуси честными, прозрачными и соответствующими демократическим нормам тоже нельзя: сами себя лишат инструмента давления и будут вынуждены разговаривать с Минском на равных, а не с позиции «старшего брата», обучающего белорусский народ демократии.

Оптимальное решение задачи – частичное признание выборов. Давление на Минск из-за отсутствия демократии сохраняется, но для белорусского руководства оставляется открытым «окно возможностей» для политического вовлечения.

В этом отношении доклад миссии БДИПЧ ОБСЕ по предварительным итогам выборов в Беларуси в точности соответствует тактическим задачам внешней политики США и ЕС. Временный поверенный в делах США в Беларуси Роберт Райли ранее заявлял, что осеннее решение Конгресса о продлении или отмене санкций против Минска будет зависеть от признания или непризнания Америкой демократичности парламентских выборов в Беларуси. В свою очередь, решение Америки о признании/непризнании будет опираться на итоговый доклад миссии наблюдателей ОБСЕ.

Равным образом глава представительства Евросоюза в Республике Беларусь Андреа Викторин говорила, что после снятия санкций ЕС с Беларуси дальнейшее выстраивание отношений европейцев с официальным Минском (в частности, подписание базового Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве) будет зависеть от исхода парламентских выборов 11 сентября, точнее от выполнения белорусскими властями рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и признания белорусских выборов соответствующими международным стандартам.

Предварительное заключении БДИПЧ ОБСЕ, ввиду всего этого, создаёт американцам и европейцам самые благоприятные условия для политического торга.

Это заключение сохраняет западным партнёрам возможность для шантажа, но в то же время и белорусской стороне – пространство для маневра. Маневр при этом предполагается только один: идти на политическое сближение с Западом, причём на условиях последнего. Если Лукашенко от предоставленной возможности откажется и задуманного западными партнёрами маневра не произведёт, то такие сложные схемы выстраивания взаимодействия с Минском будут заменены куда более простыми и всем уже давно знакомыми. «Тоталитарный режим», «последний диктатор Европы» – вот это всё.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Свое боевое крещение 16-я Литовская стрелковая дивизия получила 21 февраля 1943 года.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо