Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Запад оставляет Беларуси «окно возможностей» для политического вовлечения

Автор: Александр Носович

Запад оставляет Беларуси «окно возможностей» для политического вовлечения

13.09.2016  // Фото: souzveche.ru

В Беларуси в минувшее воскресенье состоялись выборы в палату представителей Парламентского собрания республики. Традиционно главная интрига белорусских парламентских выборов – признают ли их легитимность на Западе. Судя по предварительному докладу миссии наблюдателей ОБСЕ, западные партнёры Минска склоняются к тому, чтобы сохранить «окно возможностей» по политическому вовлечению Беларуси: прошедшие парламентские выборы подвергаются критике, однако не настолько жёсткой, чтобы можно было говорить об отказе от политического диалога и возвращении политики санкций против белорусского руководства.

«Парламентские выборы 11 сентября были эффективно организованы, но, несмотря на отдельные первые шаги властей, сохраняется множество давних системных недостатков», – первое предложение предварительного доклада мониторинговой группы ОБСЕ задаёт тон всему докладу о выборах в Беларуси. В целом выборы ругают, но в частностях отмечают положительные сдвиги. Белорусские выборы по-прежнему признаются недостаточно демократическими, чтобы западные партнёры могли общаться с Минском как равные с равным, но в то же время не называются одной большой фикцией и фальсификацией, после которой надо президента Александра Лукашенко дипломатически изолировать, как «последнего диктатора Европы», и заново вводить против Белоруссии санкции.

Идеальная оценка выборов для продолжения политического диалога с Минском с позиции «старших братьев», учителей и наставников по переходу к открытому обществу и демократии.

Чуть ли не каждый абзац доклада ОБСЕ включает в себя один негативный и один позитивный отзыв о выборах в Беларуси. «Увеличилось общее количество кандидатов, в том числе от представителей оппозиции, но кампании не хватало видимости». «После своевременного приглашения власти проявили приветственное отношение к деятельности международных наблюдателей», но «состав избирательных комиссий не был плюралистическим, что подрывает уверенность в их независимости». «Избирательная комиссия (ЦИК) приняла шесть резолюций, касающихся нескольких технических аспектов процесса, в том числе публикации информации о заседаниях избирательных комиссий, решении по избирательным спорам, результатов районных выборов, а также расширила права наблюдателей. Тем не менее ряд ключевых ранее дававшихся рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы остались невыполненными, что подчёркивает необходимость проведения комплексной реформы избирательной системы в рамках более широкого процесса демократизации в сотрудничестве с международными партнёрами».

ОБСЕ

В таком духе выдержан весь доклад наблюдателей ОБСЕ. Появились отдельные положительные подвижки, но в целом избирательная система недемократическая, непрозрачная и неэффективная – её необходимо менять. В целом ругаем – по частностям хвалим.

Белорусские власти к последним выборам пошли на значительные уступки западным мониторинговым организациям, включая серьёзные уступки в избирательном законодательстве. В 2013 году мажоритарная избирательная система в Беларуси была изменена с абсолютной на относительную: для победы на выборах по одномандатному округу теперь нужно набрать не более половины, а относительное большинство голосов, что исключает проведение второго тура выборов.

Данная реформа была проведена по настоятельным требованиям западных партнёров Минска, считавших одной из причин полного отсутствия в палате представителей депутатов от оппозиции голосование в два тура по одномандатным округам. При этом точно такая же практика действует в соседней Литве: для избрания депутатом Сейма по одномандатному округу необходимо получить минимум 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов в сеймунасы более половины голосов не набирает, то для двух кандидатов, набравших больше всего голосов, организуется второй тур. Однако Литву миссии наблюдателей ПАСЕ и ОБСЕ, Венецианская комиссия и Госдепартамент за это почему-то не критикуют и не выставляют ультиматумов о реформе избирательного законодательства как ключевом условии сохранения политического диалога с Вильнюсом.

«Отсутствие демократии» и призывы к транспарентности были и останутся для Запада инструментом принуждения белорусского руководства к покорности – отчёты западных миссий наблюдателей и правозащитных организаций в этом отношении являются политической дубинкой, с помощью которой с Минском пытаются выстраивать разговор с позиций правого и сильного.

Отказываться от этой дубинки Запад явно не собирается. Хотя наблюдатели ОБСЕ честно и исчерпывающе перечисляют все позитивные сдвиги в организации и проведении выборов, которые произвели белорусские власти по их многочисленным рекомендациям, тут же перечисляются все рекомендации, которые не были выполнены белорусами, а в придачу вбрасывается ворох новых претензий и требований.

Среди претензий попадаются и откровенно вздорные. Например, об отсутствии гендерных квот в белорусской политике: «Женщины хорошо представлены в избирательной администрации, но в меньшей степени – в политической жизни. Отсутствуют специальные меры по повышению уровня представленности женщин, и женщины составляли только 25% кандидатов на этих выборах».

То есть при желании у Запада всегда найдётся, к чему придраться, и к Беларуси он будет придираться до бесконечности. Во всяком случае, до тех пор, пока Беларусь не вступит в НАТО и Евросоюз или, как minimum minimorum, откажется от Союзного государства с Россией, выбрав нейтралитет.

При этом та же миссия наблюдателей ОБСЕ очень тщательно поддерживает баланс между давлением на Беларусь и стимулированием Беларуси к сближению с Западом. Инструмент для того и другого один – признание/непризнание выборов. Кнут и пряник – два в одном.

выборы в Беларуси

Но перегнуть палку с «кнутом» и подвергнуть белорусские выборы тотальной обструкции означает лишить самих себя платформы для постепенного вовлечения Минска в сотрудничество с США и ЕС: самим же придётся отказываться от политического диалога и возвращать санкции, которые только несколько месяцев как отменили. Перегнуть палку с «пряником» и признать парламентские выборы в Беларуси честными, прозрачными и соответствующими демократическим нормам тоже нельзя: сами себя лишат инструмента давления и будут вынуждены разговаривать с Минском на равных, а не с позиции «старшего брата», обучающего белорусский народ демократии.

Оптимальное решение задачи – частичное признание выборов. Давление на Минск из-за отсутствия демократии сохраняется, но для белорусского руководства оставляется открытым «окно возможностей» для политического вовлечения.

В этом отношении доклад миссии БДИПЧ ОБСЕ по предварительным итогам выборов в Беларуси в точности соответствует тактическим задачам внешней политики США и ЕС. Временный поверенный в делах США в Беларуси Роберт Райли ранее заявлял, что осеннее решение Конгресса о продлении или отмене санкций против Минска будет зависеть от признания или непризнания Америкой демократичности парламентских выборов в Беларуси. В свою очередь, решение Америки о признании/непризнании будет опираться на итоговый доклад миссии наблюдателей ОБСЕ.

Равным образом глава представительства Евросоюза в Республике Беларусь Андреа Викторин говорила, что после снятия санкций ЕС с Беларуси дальнейшее выстраивание отношений европейцев с официальным Минском (в частности, подписание базового Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве) будет зависеть от исхода парламентских выборов 11 сентября, точнее от выполнения белорусскими властями рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и признания белорусских выборов соответствующими международным стандартам.

Предварительное заключении БДИПЧ ОБСЕ, ввиду всего этого, создаёт американцам и европейцам самые благоприятные условия для политического торга.

Это заключение сохраняет западным партнёрам возможность для шантажа, но в то же время и белорусской стороне – пространство для маневра. Маневр при этом предполагается только один: идти на политическое сближение с Западом, причём на условиях последнего. Если Лукашенко от предоставленной возможности откажется и задуманного западными партнёрами маневра не произведёт, то такие сложные схемы выстраивания взаимодействия с Минском будут заменены куда более простыми и всем уже давно знакомыми. «Тоталитарный режим», «последний диктатор Европы» – вот это всё.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литовские князья как защитники русских земель

Литовские князья как защитники русских земель

Отдавая явное предпочтение русской гражданственности и русским людям, литовские князья с удивительным политическим тактом и всецело опираются на русское население государства, оберегают его верования, обычаи и права, постепенно подчиняются его культурному влиянию.