×
Политика Политика

Совет Европы зафиксировал разрушение демократии в Польше

Венецианская комиссия – структура Совета Европы, проводящая юридические экспертизы национального законодательства на предмет соответствия евростандартам. Комиссия отправилась в Варшаву изучать местные законы после того, как Еврокомиссия официально поставила Польшу «под наблюдение» по подозрению в нарушении принципов верховенства права и демократии. Причиной реакции Брюсселя стала череда инициатив правящих консерваторов из партии «Право и справедливость» («ПиС»), в результате которых с осени Польша пребывает в состоянии затяжного конституционного кризиса.

ОКТЯБРЬ ПРОТИВ ДЕКАБРЯ

Формально конфликт зародился в октябре, когда Сейм во главе с правоцентристской «Гражданской платформой» на последнем заседании назначил пять судей Конституционного суда (трибунала). Прошли выборы, победу одержали «ПиС», впервые с 1989 года в парламенте образовалось абсолютное большинство. 

Анджей Дуда
Первым делом правые объявили избрание пяти судей незаконным и в начале декабря избрали новых; президент Анджей Дуда молниеносно привёл их к присяге в 1:30 ночи. 

На следующий день Конституционный суд (КС) постановил, что только двое из пяти судей были выбраны предыдущим Сеймом неправильно. Поэтому президент и депутаты нарушили закон. Таким образом, сейчас на КС приходится 12 действующих судей (вместо положенных 15) и две партии по трое судей: «октябрьские судьи», выбранные Сеймом 7-го созыва, против «декабрьских судей», выбранных Сеймом 8-го созыва. КС был окончательно парализован, когда «ПиС» изменили механизм его работы, в частности увеличили кворум для принятия решений с 9 до 13. 9 марта КС выдал негативное заключение о собственной реформе, вновь обвинив власть в нарушении Конституции. Правительство в ответ объявило заседание КС незаконным и наотрез отказалось публиковать мнение суда в «Вестнике законов», лишив его юридической силы. «Если бы премьер Шидло приняла решение опубликовать это бесправное в кавычках заключение, то тем самым подвергла бы себя юридической ответственности и могла бы предстать перед Высшим судом», – предупредил министр юстиции Збигнев Зёбро. 

Кризис вылился в массовые демонстрации, обвинения в «путинизации» и «орбанизации», жаркие дебаты в Европарламенте и разбирательства в Еврокомиссии. Оппозиция усмотрела в действиях власти покушение на независимость суда. «ПиС» объясняли шаги, наоборот, избавлением суда от влияния политики. Ясность в споре и должна была внести Венецианская комиссия.

Анджей Жеплинский, глава Конституционного суда Польши: «С моральной и политической точек зрения мы обязаны проявить уважение к этому мнению (Венецианской комиссии – прим. RuBaltic.Ru)».

Витольд Ващиковский, глава МИД Польши: «Я был послом в Иране. Судья Жеплинский всё больше напоминает мне иранского аятоллу, который решает, подходит Польше или нет какой-либо из законов, принятый Сеймом или Сенатом».

НЕ ПЕНЯЙТЕ НА ДРУГИХ

За неделю до оглашения проект отрицательного заключения Комиссии просочился в польскую прессу, вызвав негодование властей. «ПиС» решили использовать утечку для того, чтобы заранее дискредитировать Комиссию. Предчувствуя разочарование и оттягивая неизбежное, МИД даже попросил сдвинуть публикацию на лето, но в Совете Европы решили выдать результат в срок.

Опасения «ПиС» сбылись – проверяющие обнаружили явные отступления от стандартов Европы.

Комиссия, по сути, разбила польский аргумент, что ничего особенного в стране не происходит и что якобы аналогичные законы есть в других государствах ЕС. Оказалось – нет.

1. «ПиС» обязали суд рассматривать дела строго в порядке их поступления. Похожая норма нашлась только в Люксембурге, да и там суд имеет право ранжировать дела по степени приоритета. Оппозиция боялась, что таким образом «ПиС» «закидает» суд малозначительными техническими делами, помешав своевременному анализу важных законов. Комиссия отметила, что жёсткая привязка дел к хронологии не соответствует евростандартам. И дала совет: установите лучше дедлайн.

2. «ПиС» повысили кворум суда с 9 до 13 из 15. В то время как самый распространённый в Европе вариант – 2/3 от состава суда. Там, где кворум выше, имеются дополнительные послабления вроде разделения КС на несколько камер (ФРГ) либо наличия «запасных» судей (Австрия). Оно и логично, подчёркивает Комиссия:  столь больших кворумов в Европе не найти, потому что это приводит к блокаде суда и делает его неэффективным.

ПиС

3. «ПиС» установили, что суд принимает решения 2/3 голосов, а не простым большинством. В остальной Европе в основном требуется как раз простое большинство. Польша ссылалась на ряд исключений, включая... Россию. Но везде 2/3 голосов зарезервированы только для особых случаев. В Германии для репрессивных решений вроде запрета партий или импичмента, в Сербии – когда суд действует по собственной инициативе, в России – только при толковании Конституции (а не решении вопросов о соответствии ей законов). Комиссия попросила Польшу не ссылаться на эти примеры.

4. «ПиС» обязали суд проводить слушания не ранее чем через три месяца после объявления их даты. Комиссия указала, что во времена кризисов, как сейчас, суду, наоборот, нужна гибкость.

5. Подоплёку идеи «ПиС» дать право президенту, правительству и Сейму участвовать в снятии судей и запуске дисциплинарных процедур против них Комиссия вообще не поняла. «Неясно, какие существуют для этого основания», – записали эксперты. Но, как бы то ни было, Комиссия усмотрела в этом угрозу для независимости КС и принципа разделения властей.

В заключение, поругав немного и предыдущую власть, Комиссия предписала Польше уважать мнение КС, наконец опубликовать его вердикт и следовать ему в полном объёме. Сам факт, что правительство отказывается публиковать вердикт суда о неконституционности законов, Комиссия тоже назвала противоречащим евростандартам независимости суда. Аргумент «ПиС», что суд «занимается политикой», Комиссия также отвергла: выступление суда с экспертным мнением соответствует «европейской конституционной культуре».

БЕАТА, НАПЕЧАТАЙ!

Разгромный вердикт Венецианской комиссии поставил Польшу в неловкое положение. С одной стороны, несколько месяцев подряд высшие чины в один голос твердили, что успокоиться европейцам мешают две вещи: левацкие предубеждения некоторых политиков (как в случае с главой Европарламента Мартином Шульцем) и плохая информированность о польских делах. Считалось, что, когда европейцы приедут в Польшу и ознакомятся с положением дел лично, они непременно прозреют и прекратят беспокоиться. По этой причине Варшава великодушно пригласила Венецианскую комиссию и созывала в гости чуть ли не всю Еврокомиссию в полном составе. Дескать, вы приедете, сами всё своими глазами увидите... 

В то же время Варшава и не скрывала, что если вдруг Комиссии увиденное не понравится, её решения будут попросту игнорироваться.

Ещё на январских дебатах в Европарламенте премьер-министр Беата Шидло ясно дала понять, что Польша примет только «правильное» заключение.

Так и случилось. Могущественный лидер «ПиС» Ярослав Качиньский назвал мнение Комиссии «юридическим абсурдом». Правительство, ранее радостно ожидавшее приезда Комиссии, заявило, что она Польше не указ. В президентской канцелярии сообщили, что следовать рекомендациям Комиссии никто не собирается. Даже публиковать решения опального КС.

Рафал Бохенек, пресс-секретарь правительства Польши: «Заключение Венецианской комиссии не является обязательным, правительство проанализирует возможности его применения... Комиссия не является непререкаемым авторитетом».

Выход в свет «венецианского вердикта» стал новым витком гражданского противостояния в Польше. После относительного затишья оппозиция вывела на улицу 50 тысяч человек. Протестующие вооружились лозунгами «Беата, печатай заключение!» и «Качиньский, не перегибай палку!». По традиции к «Гражданской платформе» и Комитету защиты демократии присоединились партия «Современная» и левые. Новый лидер «Гражданской платформы» Гжегож Схетына грозится 17 марта отправиться в Брюссель и направить в Европарламент резолюцию, осуждающую режим «ПиС» в Польше.

Ярослав Качиньский

ГОСДЕП НЕГОДУЕТ!

Помимо того что конфуз с Венецианской комиссией сужает возможности Польши «искать справедливость» в европейских институтах, положение партии осложняется внешними факторами. 

Во-первых, многие проекты Польши тесно переплетены с ЕС. Как отмечает EUobserver, «сложно представить, как лидеры “ПиС” могут реализовать свои приоритеты в экономике и безопасности без компромисса по Конституционному суду». Издание напоминает, что, помимо грядущего саммита НАТО в Варшаве, надежды на который лелеют «ПиС», и энергетических проектов, европейской помощи требует амбициозный правительственный план экономических преобразований («план Моравецкого»). В этой связи ухудшение отношений с Брюсселем крайне нежелательно. 

Во-вторых, постепенно раздражение в связи со стремительными и бескомпромиссными реформами «ПиС» начинает не только звучать из уст коллег по ЕС, но и доноситься из Вашингтона, стратегического партнёра «Права и справедливости». По данным Wall Street Journal, американские дипломаты также обеспокоены ситуацией и уже предупреждали Варшаву.

Джон Кёрби, представитель Госдепа США: «Мы выражаем обеспокоенность происходящим с верховенством права в Польше».

Евросоюзу ещё предстоит сформировать консолидированную позицию по заключению Комиссии. Мацей Кисиловский, профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт), призывает западных партнёров Польши к двойственному подходу – поддерживать умеренное крыло «ПиС», одновременно не переусердствовать в критике, которая может привести к унижению правящей партии. 

«Запад должен найти путь между двумя крайностями: объявлением любого вмешательства в польские внутренние дела недопустимым и попытками превратить «ПиС» в маскот либерализма», – считает эксперт.

Так или иначе, Евросоюзу придётся реагировать. Ведь теперь уже речь идёт не об абстрактных панических страшилках либералов и леваков, блуждающих по коридорам евроструктур, а о вполне конкретном мнении Совета Европы, старейшей европейской международной организации.  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров