×
Политика Политика

Политическая столица европейского «супергосударства» останется в Вашингтоне

Источник изображения: miroved.com

В Брюсселе проходит очередное заседание Совета ЕС по иностранным делам. На повестке дня вопросы обороны, ситуация в Африке и «Восточное партнерство». Европейские страны уже условились наращивать кооперацию в военной сфере и продолжать расширение Союза, теперь говорят о частностях. Двигаться дальше ЕС и впредь будет под пристальным надзором США. Реальная политическая столица объединенной Европы останется в Вашингтоне.

Сегодня в Брюсселе проходит очередное заседание Совета ЕС по иностранным делам. Присутствуют главы внешнеполитических ведомств стран Европейского союза. 

На повестке дня Стратегия в области безопасности и обороны, и в особенности гражданские аспекты этой стратегии; положение дел в регионе Африканского Рога; «Восточное партнерство».

На сентябрьском саммите прошлого года в Братиславе 27 лидеров ЕС условились дать «новый импульс» европейской внешней безопасности. «В сложной геополитической обстановке сотрудничество по этим вопросам будет укрепляться», — заявили еврофункционеры. 

Тогда же лидеры стран ЕС договорились незамедлительно начать реализацию положений совместной декларации с НАТО, подписанной 8 июля 2016 года на саммите Альянса в Варшаве. Среди задач этого документа: содействие оборонной промышленности; обмен развединформацией для противодействия гибридным угрозам; повышение кибербезопасности; усиление партнеров на Западных Балканах, восточных и южных соседей, включая Грузию, Молдову, Украину.

В дальнейшем декларация НАТО — ЕС трансформируется в конкретные предложения.

Например, поддержка создания Европейского центра по борьбе с гибридными угрозами в Хельсинки, создание спецсредств для обмена информацией о гибридных угрозах, совместный анализ тенденций дезинформации, включая соцсети, и др. Безопасность ЕС впредь обещает стоить намного дороже.

Для решения финансового вопроса в конце ноября Еврокомиссия представляет предметный план действий в области обороны.

Его ключевое предложение — создание оборонного фонда для «поддержки более эффективных расходов государств-членов в сфере коллективного оборонного потенциала».
Общий кошелек позволит европейским государствам осуществлять дорогостоящие военные закупки вскладчину, использовать их совместно.

Давние мечты главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о движении к единой европейской армии воплощаются в конкретных шагах и решениях. Но воплощаются в отличной от идеи еврофедералистов форме, рука об руку с НАТО. Не добавляя ЕС субъектности в военной сфере, но лишь усиливая Североатлантический альянс.

Жан-Клод ЮнкерЖан-Клод Юнкер
Вторая область приложения брюссельских сил, о которой будут говорить на очередном саммите, — южное и восточное направления.

После «брексита» европейские бюрократы начали говорить об излишне быстром процессе евроинтеграции. В один голос, синхронно.

«Европейская интеграция не может быть навязана вопреки воле народов. Европа не должна превращаться в однородную массу. Она живет своим многообразием», — рассуждает Юнкер. «Идея о возможности возникновения единого европейского государства оказалась иллюзией», — сообщает председатель Евросовета Дональд Туск. Верный диагноз. Только подход к лечению получается каким-то абсурдным.

Фиксируя стремление членов евросемьи к ресуверенизации, Брюссель наращивает свою экспансию вовне. «Я уверена, что ЕС пополнится в будущем новыми членами, он не будет ограничен только 27 странами. Я думаю, это произойдет за счет Балканских стран, с которыми мы ведем переговоры относительно вступления», — заявила представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини в интервью La Stampa 11 мая. 

Федерика МогериниФедерика Могерини
Тлеющие этнические конфликты в регионе превращают подобные устремления брюссельской дипломатии в сотрясание очередной «пороховой бочки». Самонадеянная политика, особенно после Украины.

Никуда не уходит и брюссельский флирт со странами «Восточного партнерства». ЕС продолжает работу по вовлечению широких слоев общества постсоветского пространства в свою политическую орбиту. Госдеп США поддерживает.

«“Восточное партнерство” есть и будет оставаться приоритетным проектом для Европейского союза», — подтвердил намерения Брюсселя и дальше заигрывать с Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью еврокомиссар по политике расширения и добрососедства Йоханнес Хан. 

Йоханнес ХанЙоханнес Хан

В свою очередь страны Вышеградской группы призвали проговорить дальнейшее расширение еще более доходчиво. «Брюссельская декларация должна отражать разные стремления стран-партнеров и предложить заинтересованным партнерам европейскую перспективу, а также амбициозную программу для “Восточного партнерства” в последующей перспективе», — говорится в заявлении глав МИД Польши, Чехии, Словакии и Венгрии.

Одержимость дальнейшей экспансией и федерализацией остается ведущим мотивом брюссельской внешней политики. ЕС должен быть супергосударством, убеждены еврочиновники, пусть и двухскоростным — с ядром и периферией.

Но только само это супергосударство, каким бы громоздким оно ни было, будет оставаться «картонной», декоративной конструкцией. Военные инициативы европейской бюрократии, некогда обещавшие Союзу политическую субъектность, запущены под эгидой НАТО. Значит, еэсовским «рулевым» остается США. Реальная европейская политическая столица, как и раньше, будет находиться в Вашингтоне.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров