×
Политика Политика

Есть ли шанс у Лембергса или Ушакова занять премьерское кресло?

Источник изображения: www.kavkaz-uzel.ru

С начала сентября мэр Риги Нил Ушаков совершил знаковые для Латвии визиты, диаметрально противоположные в условиях латвийской политики, – в Москву и Вашингтон. О том, каких результатов можно ожидать от этих поездок, нам рассказал главный редактор интернет-портала IMHOclub.lv Юрий АЛЕКСЕЕВ:

- Г-н Алексеев, в начале сентября мэр Риги Нил Ушаков отправился в Москву, чтобы встретиться с представителями руководства города и государства и обсудить возможности политического и экономического сотрудничества между Латвией и Россией. Как Вы оцениваете эту инициативу?

- С одной стороны, мне приятно, что у человека болит душа, но с другой стороны, никакой перспективы я в этом не вижу.

Европейские законы обязательны для исполнения. Нарушать их Латвия единолично никак не может. Если, положим, Ушаков договорится об исключительных условиях поставки латвийских продуктов в «Рижские дворики», то Россия может попросить что-нибудь взамен. А взамен он уже предоставить ничего не может, потому что господин Ушаков занимает пост градоначальника и каким-либо образом ослабить санкции, которые ЕС наложил на Россию, не в его силах.

С другой стороны, народную дипломатию на уровне мэров я оцениваю очень положительно. Правительства начинают договариваться между собой тогда, когда между собой договариваются люди этих стран. В этом случае они уже могут воздействовать с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

- После визита в Москву Ушаков отправился в Вашингтон. В его планы также входит поездка в Астану. Почему, на Ваш взгляд, был выбран именно этот маршрут? Какие выгоды от этих визитов можно прогнозировать?

- Это уже другая тема. Дело в том, что у нас приближаются парламентские выборы, и партия «Согласие», одним из лидеров которой является Нил Ушаков, имеет большие виды на то, чтобы эти выборы выиграть и попасть в правящую коалицию. Такого в Латвии ещё не было, но надежды есть.

Нил Ушаков номинируется при этом на пост премьер-министра Латвии. Поэтому кроме «рижской» своей деятельности он, возможно, знакомится таким образом со своими будущими коллегами по государственной деятельности.

Какой интерес у рижского градоначальника в Вашингтоне? Обмениваться шпротами? Вряд ли. Скорее всего, он хочет представиться, поскольку в Латвии без Вашингтона, думаю, даже сторожей не назначают.

- Согласно результатам опроса «Latvijas Fakti», наибольшей популярностью в качестве возможного премьер-министра в Латвии пользуется мэр Вентспилса Айвар Лембергс («Латвии и Вентспилсу», СЗК), а на втором месте с небольшим отрывом находится Нил Ушаков («Согласие»). С чем это связано?

- Если бы Лембергс хотел стать премьер-министром, он бы стал им уже 20 лет назад. Я с ним неоднократно встречался, он очень общительный человек. И я его несколько раз спрашивал, почему он не становится премьер-министром. Он на это отвечал так: «Я могу управлять только тем, что мне подвластно». Вот есть у него рычаги для управления Вентспилсом - и он может там что-либо организовать. А в том птичьем базаре, который представляет собой латвийская государственная политика, никто ничем не управляет.

«Поэтому я не хочу менять руль в хорошо настроенном, компактном автомобиле на руль в огромном автобусе, который не работает», - такое у него мнение.

Нил Ушаков после 6 лет управления городом снискал огромную популярность как у русских, так и у латышей, несмотря на то что он выступает от прорусской партии. Его уважают, и это действительно первый рижский градоначальник, который начал наводить порядок в Риге. Человек занимается не гигантскими проектами, а ремонтирует тротуары и дороги, разрабатывает меры для облегчения жизни пенсионерам и школьникам. Иными словами, человек в хозяйстве. Вот он работает такими небольшими шагами, и результат налицо: за последние пять лет Рига стала более дружелюбной по отношению к жителям. Что-то вроде Собянина в Москве.

- Не может ли это говорить о поддержке его политического курса как русскоязычным населением, так и латышским?

- Последние выборы это показали. Я даже проиграл на них две бутылки виски, потому что в Риге того количества русского электората, который бы традиционно проголосовал за Ушакова, примерно 35 - 37%. А Ушаков набрал 58%, и в Рижской думе сейчас не коалиция, а однопартийное правление партии «Согласие». Я не предполагал, что такое количество латышей за него проголосует.

Можно ли это экстраполировать на Сейм Латвии? Сильно сомневаюсь. В Риге русскоязычных граждан с правом голоса проживает, как я уже сказал, около 35 - 37%, а в остальной Латвии их гораздо меньше. Поэтому есть определённые сомнения, что популярность Ушакова в Латвии дотянет до 55%. Если его партия не наберёт на выборах 51%, то вероятность, что её возьмут в правящую коалицию, близка к нулю. Латыши умеют мобилизоваться «против», а вот «за» – редко. Думаю, что «Согласие» возьмёт, возможно, 40%, и в правящую коалицию оно не попадёт. Ни разу партия прорусского толка не была взята в правящую коалицию.

- А как латвийское общество относится к политическим заявлениям Ушакова?

- На мой взгляд, он совершил одну ошибку. Это было в марте, когда был референдум за независимость Крыма и о его присоединении к России не шло и речи. Ушаков тогда громогласно выступил за целостность Украины. В свете того, что события потом стали меняться, это высказывание приобрело антироссийское звучание. Я считаю, что он поторопился.

В таких ситуациях опытный политик должен был уйти от ответа. Тем более что он мэр Риги и мог вместо этого рассказать про благоустройство города. Это тот случай, когда лучше жевать, чем говорить.

В этот момент он получил резкое «фи» от своего собственного электората, потому что нелатышский электорат в Латвии практически весь пророссийский и это заявление было встречено без энтузиазма.

- Как, в таком случае, отнеслись к его заявлению во время визита в Москву по поводу санкционной политики: «Я, с одной стороны, не верю, что в отношениях с Россией санкциями можно добиться даже попыток выхода из кризиса. Думаю, что в этой ситуации дипломатические пути — единственный вариант, который просто может привести к результату»?

- Думаю, что это было совершенно разумное заявление. Как можно уесть Россию санкциями? Её не уели даже гитлеровские танки, дошедшие до Москвы! Россия от санкций только здоровеет.

Что касается соответствия этой точки зрения политическому курсу латвийского правительства, то люди в правительстве поют под фонограмму. Что им написали, то они и читают. Латвийское правительство – это такие Псаки.

Им спускают сверху, что говорить надо так, и они с трибуны так и говорят. Но сами они понимают, что Россию санкциями не возьмёшь. Не пустили, например, Иосифа Кобзона на «Новую волну». Это в итоге может привести лишь к тому, что Латвия лишится «Новой волны». Вот и получается, что всё, что Латвия может предложить в качестве санкций, – это мелко напакостить. А санкции со стороны России, напротив, сокрушительны. Они бьют опосредованно и в разные места, в том числе в те, куда наше правительство и не ожидает удар получить. И потери будут многомиллиардные. Есть такая пословица: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». Так вот, Латвия в данной ситуации выступает в роли худого, тогда как толстыми являются Германия, Польша и другие страны.

- Изменится ли, по Вашему мнению, внутренняя и внешняя политика Латвии, если пост премьер-министра займёт Ушаков?

- Видите ли, у Латвии в Евросоюзе почти нет рычагов, чтобы что-то менять. Занимать непримиримую позицию по санкциям и идти против других стран Латвия не станет. К тому же премьер-министр – это персона, не владеющая всеми рычагами управления. В Латвии есть Сейм, и если вдруг появляется харизматичный, резкий и жёсткий премьер, то его просто снимают на следующем заседании, и всё. Он же избирается Сеймом и утверждается президентом, его легко снять.    

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров