×
Политика Политика

Польские националисты пытаются приравнять чужой национализм к нацизму

Источник изображения: НТВ

В польском парламенте появляются «историко-пропагандистские» законы, которые даже по польским меркам кажутся экзотическими. В октябре по Сейму гуляло предложение ввести уголовную ответственность за отрицание Волынской резни за авторством правопопулистского движения «Кукиз’15». Теперешняя идея осудить национализмы всех соседей и приравнять их к нацизму свалилась на польское общество как гром среди ясного неба. Соответствующий законопроект зародился в недрах Сената. Автором значится депутат от правящей консервативной партии «Право и справедливость» Яцек Кужемпа. Под документом также подписались депутаты Аркадиуш Чарторыйский и Анджей Мацеевский. 

Поправки касаются существующего Закона о запрете пропаганды коммунизма и прочих тоталитарных режимов с помощью названий зданий, сооружений и объектов общественного назначения – он же пресловутый «закон о декоммунизации», подписанный президентом Анджеем Дудой в мае. 

Именно содержание «прочих тоталитарных режимов» предлагается раскрыть – таковыми планируется считать фашизм, немецкий нацизм, украинский и литовский национализм, прусский, российский и немецкий милитаризм.

Таким образом, если будет обнаружен памятник, так или иначе символизирующий упомянутые тоталитарные режимы или содействие им, владелец соответственной территории будет обязан его демонтировать в течение 12 месяцев. По мнению авторов, наличие подобных памятников «деморализует» общество, способствует пропаганде тоталитаризма. 

Союзник Пилсудского 

Юзеф Пилсудский

Общественность восприняла инициативу холодно. Протесты выразили все затронутые национальные общины Польши. На заседании Комитета по делам национальных и этнических меньшинств законопроект в основном критиковали. Рышард Галла, представитель польских немцев, предостерёг власти от войны с памятниками и предупредил, что данная идея наверняка испортит отношения с соседями. Глава Объединения украинцев Польши Пётр Тыма сказал, что законопроект «разжигает эмоции и психозы» в обществе. Он отметил, что законопроект фактически удалит следы нацменьшинств в стране и покушается на их наследие. Многие указывали на размытость и тенденциозность формулировок. «К украинским националистам можно причислить, например, Семёна Петлюру, который был союзником Юзефа Пилсудского, которого националистом выставляла советская пропаганда», – говорил известный историк Гжегож Мотыка. 

Польская пресса в целом встретила законопроект с недоумением, по крайней мере в том виде, в котором он был предложен. Историк Варшавского университета Влодзимеж Бородзей назвал затею депутатов ерундой. Его коллега Гжегож Януш предупредил, что такими темпами в соседних странах начнут в качестве ответной меры избавляться от памятников польским националистам. «Каждый обелиск, на котором высечены даты 1914–1918 и 1939–1945, будет рассматриваться как поощрение тоталитаризма, хотя это мемориалы с пацифистским подтекстом, посылающие предупреждения», – возражал законопроекту глава Общества немцев Опольщины Рафаль Бартек. Публицисты задаются вопросом: надо ли сносить памятники полицейским или пожарным, которые спасали людей во время тоталитарных режимов? И являются ли они воплощением этих режимов? Из-за размытости формулировок символом тоталитаризма может стать кто угодно. Например, Фридрих Вильгельм фон Реден (1752–1815 гг.) – учёный-горняк, администратор, министр по делам шахт в правительстве Пруссии. Он много сделал для развития промышленности Верхней Силезии. В 1852 году в Хожуве ему поставили памятник в часть 50-летия запуска первой доменной печи на местном сталелитейном заводе, в 1939 году – снесли, в 1940 году – восстановили, после оккупации – снесли снова, в 2002 году опять восстановили. 

С точки зрения законопроекта, памятник фон Редену, как символу прусского милитаризма, скорее всего, придётся сносить в третий раз. 

Высказываются опасения, что вместе с ним пострадают мемориал в честь 20 тысяч советских военнопленных, убитых гитлеровцами осенью 1941 года в лагере под городом Замосць (шталаг 325), памятники украинскому поэту Тарасу Шевченко, литовскому поэту и лингвисту Антанасу Барнаускасу и другие. 

Недоразумение разрешено 

В Литве перспективу приравнивания «своего» национализма к нацизму с коммунизмом восприняли похожим образом. «Очень хороший закон, осталось включить в него ещё один национализм – польский», – иронизировал историк Альвидас Никжентайтис. Другой литовский историк Арвидас Анушкаускас отметил по этому поводу, что «глупость не знает границ». Политикам, впрочем, не до острот: вице-спикер Сейма, председатель Комитета по европейским делам Гедиминас Киркилас выразил готовность ответить «жёсткими мерами», если законопроект будет принят, – вплоть до отзыва посла из Варшавы для консультаций. Посол в свою очередь разослал протестные ноты президенту Польши, Сейму и ряду министерств. 

«Это очень недружелюбный шаг в отношении не только Литвы, но и Украины, Германии», – оценил Киркилас предложения польских депутатов. 

В итоге скандальные поправки, к радости литовских и украинских политиков, были исключены из повестки заседания Сейма, которое проходило в четверг. Об этом сообщил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. «Это недоразумение было разрешено», – сказал глава МИД. Он также посоветовал не обращать внимания на инициативу польского парламента. 

Линас ЛинкявичюсЛинас Линкявичюс

Польский, украинский и литовский национализм, несмотря исторический антагонизм по отношению друг к другу, объединяет и роднит более мощное свойство – ненависть к Советскому Союзу, проецируемая и на современную Россию. По этой причине, в отличие от «поправок Кужемпы», основной «закон о декоммунизации» благополучно вступил в силу 2 сентября и особых претензий ни у кого не вызывает. Всего полякам предстоит «декоммунизировать» около 1300 улиц, площадей и других объектов, чьи названия связаны с советской эпохой, а также демонтировать порядка 500 мемориалов, посвящённых советской армии и коммунистическим деятелям. 

Польские политики периодически готовы возмущаться положением своих соотечественников в Литве, которые обвиняют власти в дискриминации по языковому признаку. Иногда доходит до дипломатических скандалов, когда польские чиновники отмечают, что, как ни «парадоксально», полякам лучше живётся в «авторитарной» Беларуси, чем в демократической Литве, после чего литовские официальные лица заявляют об оскорблении государства. При этом «Право и справедливость» вместе с литовскими консерваторами забывают о противоречиях, когда дело касается общности стратегического курса стран внутри Евросоюза, который неразрывно связан с противостоянием с Россией. С Украиной трений ещё больше – уже который год по Польше идёт волна уничтожения кладбищ и памятников бойцам УПА* (последний инцидент произошёл в селе Верхрата в октябре). 

Сейм летом, вопреки настойчивым протестам Киева, признал Волынскую резню актом геноцида, а марш националистов в Перемышле 10 декабря отметился лозунгами «Смерть украинцам!», что привело к интервенции украинского МИД.

Эти обстоятельства не мешают сторонам, невзирая на локальные конфликты, принимать совместные «декларации солидарности», направленные против Москвы. Заявляется, что, кто бы ни начал Волынскую резню и кто ни был виноват в трагедии больше, Вторая мировая война всё равно была развязана СССР. А современные трения между националистами всё равно на руку Москве, поэтому разумнее будет объединиться.

*УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров