×
Политика Политика

Отдел кадров: Грибаускайте своих не сдаёт

Источник изображения: president.lt

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что по-прежнему доверяет своему советнику Дайве Ульбинайте, несмотря на то, что та подозревается в разглашении государственной тайны. При этом после выборов Грибаускайте обещает переформатирование всех органов власти – от Департамента госбезопасности до Правительства Литвы. При таком подходе понятно, что производиться новые назначения будут не по принципу профессионализма и компетентности, а по принципу личной преданности и лояльности.

Дайва Ульбинайте обрела известность в результате разбирательств по делу «слива» в публичное пространство секретной справки ДГБ. Напомним, что 31 октября 2013 года в литовских СМИ появилась информация, что, по данным ДГБ, российские спецслужбы готовят «вброс» компрометирующих якобы фальшивых документов на Литву и её президента Далю Грибаускайте, для чего ищут в архивах информацию о советском прошлом литовского президента. Никаких сенсационных чудовищных материалов о прошлом Грибаускайте с тех пор опубликовано не было, так что Литва и её президент скомпрометировали в итоге сами себя. И фактом утечки в прессу закрытой информации, и аналитическим уровнем той самой засекреченной справки, из которой непонятно, зачем российским спецслужбам копаться по советским архивам, чтобы найти на Далю Грибаускайте фальшивые материалы.

Что касается факта «слива» информации ДГБ, то, после нескольких недель «охоты на ведьм», допросов политологов, обысков службы спецрасследований в офисе информационного агентства BNS и в квартирах журналистов, круг фактически замкнулся: в эпицентре скандала оказалась старший советник президента Литвы Дайва Ульбинайте – на парламентских слушаниях депутаты Сейма от оппозиционных партий заявили, что именно Ульбинайте они считают ответственной за разглашение государственной тайны. Спустя несколько дней стало известно, что старший советник президента Литвы официально проходит по делу подозреваемой: служба спецрасследований проводила обыски у неё дома и на рабочем месте.

После той истории прошло более полугода, но тема справки ДГБ продолжает звучать в литовской политической жизни, в том числе на президентских выборах. В программе «Диагноз: власть» с участием Грибаускайте ведущая заметила идущей на второй срок presidente: «Вы предъявляете высокие стандарты политикам, особенно занимающим высокие посты, однако ваш советник, которая подозревается в разглашении секретной информации, продолжает работать».

«Сейчас в этой ситуации любой человек, который защищал бы государство от провокаций и атак России, не был бы достоин увольнения. И пока не будет доказано, что это сделал тот или иной человек, я однозначно из-за этого вопроса увольнять не буду», - заявила в ответ Даля Грибаускайте.

«Главное, что я хочу сказать, это то, что я ей доверяю, и хочу напомнить, что мы говорим о справке, т. е. информации, которая должна была быть обнародована самим ДГБ, чтобы не создавалась ситуация с опасностью для государства», - считает президент Литвы.

То есть для Дали Грибаускайте существует два решающих критерия для определения человека на ключевые должности: во-первых, он должен быть предан и лоялен лично ей, во-вторых, верить в «русскую угрозу» и отважно бороться с ней в стиле г-жи президента. Профессионализм, компетентность и добросовестность при соблюдении этих двух критериев второстепенны и необязательны.

Это как раз случай Дайвы Ульбинайте. Своё публичное выступление в честь скандала со знаменитой справкой советник президента произвела в полном соответствии со стилем своей начальницы. «Это политические жернова, которые по мере приближения саммита в Вильнюсе и президентских выборов используются для того, чтобы компрометировать Литву и президента Грибаускайте. Чтобы она не участвовала в президентских выборах. Для этого объединились все внешние и внутренние силы, которым в последние пять лет стало сложнее воровать, мошенничать и оказывать влияние», - говорила подозреваемая Ульбинайте на пресс-конференции о «компании клеветы и лжи» против г-жи президента.

Настолько точное попадание в манеру речи самой Грибаускайте, что то ли именно Дайва Ульбинайте пишет своей начальнице тексты, то ли они все во дворце на Дауканто так говорят.

По сути же предъявляемых обвинений Ульбинайте заявила, что ничего не знает, ни в чем не виновата, никому никаких справок не показывала, но кое-какую информацию ей передавали. «Я никаких секретных документов не получала. Меня только предупредили, что против Литвы и президента впервые в нашей истории сплотили элитные силы российской разведки. И к этому нужно готовиться», - заявила советник президента.

Тем самым Дайва Ульбинайте окончательно скомпрометировала если не лично президента Грибаускайте, то литовскую президентуру как институт уж точно. Мало того что советнику президента непонятно с какой стати пересказывают секретную информацию, подготовленную ДГБ для главы государства, так она ещё и, возможно, разболтала эту информацию журналистам из президентского пула. Так, чаем с плюшками баловались, сплетничали о том о сём…

Сама Ульбинайте своими заявлениями на пике скандала косвенно подтвердила, что так всё и происходило. Но всё это не стало для Дали Грибаускайте, славящейся своей строгостью в кадровой политике, основанием уволить свою советчицу за служебную халатность – Дайва всё правильно говорит про «элитные силы российской разведки». И вообще она ей доверяет.

Из этой истории можно понять, каким будет подход Дали Грибаускайте при распределении основных должностей после вероятного переизбрания на второй срок. А Даля Поликарповна уже инициировала реформу прокуратуры и после выборов намерена заняться реформой Департамента госбезопасности, а ещё переформатировать правительство, чтобы в нём, как минимум, не было больше министров от Партии труда, которые, по мнению президента, «работали очень неквалифицированно». Однако квалифицированность и профессионализм, как уже было сказано, для неё самой решающими критериями не являются.

Лояльность и личная преданность и раньше были важны для президента Грибаускайте. Генеральный прокурор Дарюс Валис и директор ДГБ Гедиминас Грина – это именно что «свои люди», назначенные президентом именно за то, что свои. Но все-таки в свой первый президентский срок Даля Грибаускайте опиралась на литовских силовиков как на институты.

Теперь же она намерена переформатировать и прокуратуру, и ДГБ, и подконтрольные президентуре министерства, и даже неподконтрольные (в той мере, в которой она сумеет надавить на социал-демократов), чтобы вся политическая система Литвы была перестроена под проводимую президентом политику, разделяла её идеологию, а на основных позициях находились близкие лично к президенту люди.

Профессионализм и компетентность этих людей, равно как и эффективность возглавляемых ими институтов в таком случае оказываются вторичны. Такая она, кадровая политика Дали Грибаускайте. Здесь уместно будет вспомнить, что начинала свою трудовую карьеру Грибаускайте как раз кадровиком: инспектором отдела кадров Государственной филармонии Литовской ССР. Это место в биографии будущего президента – один из многочисленных предметов для подозрения и спекуляций: абы кого на работу в отдел кадров организации богемной и диссидентской литовской интеллигенции, известной своими антисоветскими настроениями и ездящей при этом на гастроли в капстраны, не назначали. А Даля Грибаускайте, между прочим, дочь ветерана НКВД…

Не в стенах ли литовской филармонии она начала осваивать кадровую политику, по которой человека продвигают не за то, что он хорошо играет на музыкальных инструментах, а за то, что предан партии и правительству?     

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров