×
Политика Политика

В Прибалтике уничтожили «инфраструктуру детства»

Источник изображения: cont.ws

19 мая в Советском Союзе праздновался День пионерии. Пионерами были большинство политиков Литвы, Латвии и Эстонии, однако альтернативы детям современной Прибалтики они так и не создали. Прибалтийские власти уничтожили дворцы пионеров и пионерские лагеря или сделали их платными, но построить новую «инфраструктуру детства» не смогли. Литва, Латвия и Эстония живут на старой советской инфраструктуре, в том числе социальной, при этом вместо коммунизма предлагают своим детям национализм в качестве новой идеологии.

В 80‑е годы в СССР работали десятки тысяч пионерских лагерей. В них ежегодно отдыхали несколько миллионов советских детей.

Советская Прибалтика была одним из центров детского отдыха. Конечно, в первую очередь советских детей везли на лето на Черноморское побережье: главными всесоюзными пионерлагерями считались «Артек», «Орленок» и другие черноморские здравницы. Но и Балтийское море с городами-курортами прибалтийского побережья было популярным направлением.

В одной Юрмале с 1945 года был построен 21 пионерский лагерь. «Чайка», «Янтарный», «Росма» и многие другие. Образцово-показательным служил пионерлагерь «Огонек» — туда через день водили иностранных туристов: посмотреть на счастливую жизнь латвийских пионеров.

Вход в заброшенную столовую «Ласточки», крупнейшего на то время пионерского лагеря Усть-НарвыВход в заброшенную столовую «Ласточки», крупнейшего на то время пионерского лагеря Усть-Нарвы

В других Прибалтийских республиках также активно создавалась инфраструктура детского отдыха. В Литовской ССР пионерские и спортивные лагеря десятками строились как на побережье, так и в глубине страны. Например, в 1984 году под Паневежисом был открыт крупнейший пионерлагерь Литвы Vaikistės šilėlis («Бор детства» — прим. RuBaltic.Ru).

Лагерь занял территорию в 10 гектаров, одновременно в нём могли разместиться более тысячи детей. Огромная зеленая территория на границе лесного массива, десятки игровых и спортивных площадок, велодорожки, фонтаны — «Бор детства» тоже строился как образцово-показательный пионерлагерь.

Пионерлагерь Литвы Vaikistės šilėlisПионерлагерь Литвы Vaikistės šilėlis

В Эстонии в первый год после вхождения в состав СССР открылось 16 летних лагерей для детей. За постсоветские десятилетия их число возросло десятикратно.

Все советские пионерлагеря принимали детей на отдых бесплатно или за символическую плату.

Сегодня детские лагеря в Прибалтике в лучшем случае коммерциализированы, в худшем — разрушены и заброшены.
«Давно хотел посетить место, в котором неоднократно проводил свое лето. Всё ожидал увидеть на месте бывшего лагеря: и новые строения, и заброшенное здание, и просто ничего, кроме сосен... Но то, что я увидел, несколько шокировало. Фотографии нынешней “Ласточки”, а вернее, того, что от нее осталось, смотрим далее... — пишет эстонский блогер о разрушенном лагере для детей эстонских энергетиков. — “Ласточку” я не узнал. Что-то отдаленное напоминало тот лагерь из детства, но сложить полностью в голове картинку прошлого из этих остатков так и не получилось. Благо местное население заверило меня: мол, да, перед тобой бывший пионерский лагерь “Ласточка”. Никаких дорожек и других следов цивилизации на земле. Никаких элементов зданий, кроме голых стен. Ничего, что указывало бы, что перед нами некогда жилое здание! Просто нагромождение кирпича, бетона и местами кафеля, брошенное посреди соснового бора. Это всё, что осталось от лагеря».

Такая же судьба постигла десятки других пионерлагерей Эстонии, Латвии и Литвы. После распада СССР земля, на которой были построены многие из них, была приватизирована и продана частным лицам, летние домики для детей заброшены и разрушены.

В первую очередь это происходило в курортных зонах, где земля особенно дорога. Поэтому закрылись многие детские лагеря в Юрмале, Друскининкае, Паланге, Пярну, Хаапсалу. Пример — пионерский лагерь «Селга» в Асари (Юрмала), от которого остались одни развалины.

Такая же печальная судьба постигла дома и дворцы пионеров Прибалтики. В советские годы на их базе работали детские кружки, клубы, творческие коллективы. К концу 1980‑х годов в Советском Союзе было больше 3800 дворцов и домов пионеров. Свой дом пионеров должен был стоять в каждом более или менее крупном городе.

В Латвии главный в республике дворец пионеров располагался в Рижском замке: бывшую резиденцию диктатора Улманиса советские власти в 1941 году демонстративно отдали детям. В 1995 году Рижский замок снова сделали резиденцией президента Латвии. Таллинский дворец пионеров в парке Лёвенру сегодня — центр досуга Kullo. Это довольно удачная судьба для осколка «проклятого советского прошлого».

Большинство дворцов и домов пионеров в Прибалтике были сданы под офисы, для детского досуга и развития в них не осталось ничего.
Все прибалтийские политики когда-то были детьми. Абсолютное большинство из них были пионерами. Затем они стали комсомольцами, затем — коммунистами и старательно карабкались по партийной лестнице.

Но советская власть дала им не только карьерную перспективу. Она дала им детство, которого современные дети Литвы, Латвии и Эстонии не имеют. Сегодня физическое и интеллектуальное развитие ребенка, его рост и здоровье — это исключительно проблемы родителей, которым на асоциальные Прибалтийские государства рассчитывать не приходится.

Новая прибалтийская власть может предложить детям новую господствующую идеологию взамен коммунизма — национализм. Но новых дворцов, клубов, летних лагерей, кружков по интересам, походов на природу отрядами взамен пионерских она предложить им не может.

Эта власть разрушила государственную «инфраструктуру детства». Максимум, на что их фантазии хватает сегодня, — это какое-нибудь молодежное отделение Кайтселийта, в котором маленькие дружинники слушают байки ветерана Эстонской дивизии СС.

Красноречивое совпадение: в прошлом году на Украине вместо Дня пионерии 19 мая отпраздновали День вышиванки. Этот день в «стране победившего Майдана» празднуют каждый третий четверг мая — время от времени День вышиванки выпадает на День пионерии, и получается визуальное свидетельство того, как националистическая архаика побеждает детство.

Усилиями националистов что на Украине, что в Прибалтике летние лагеря, дворцы спорта и центры детского творчества оказались не нужны: люди уезжают, нации вымирают, а детский смех на местных улицах слышится всё реже и реже.

Это результат политики декоммунизации, десоветизации, деоккупации — словом, избавления от «проклятого советского прошлого». Борьба с этим прошлым для литовских, латышских и всех других националистов заключается в том, чтобы разрушить всё старое, ничего нового не создать и называть получившийся результат «гидностью», «историей успеха» или «европейским выбором».

В реальности же получившееся называется бесплодием. В том числе и в буквальном смысле: бесплодие — это когда нет детей. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров