×
Политика Политика

«Порошенко – это украинский Саакашвили, поэтому в стране хаос»

Источник изображения: reporter.vesti.u

Главная прокуратура Грузии объявила во внутригосударственный розыск бывшего президента Михаила Саакашвили, которому предъявлены обвинения по трём уголовным делам. Тем самым, неопровержимым стал факт, что так рьяно поддерживаемый США, ЕС и в особенности Прибалтикой грузинский политик оказался не более чем высокопоставленным преступником, попавшим на президентское кресло при помощи революции и внешней поддержки. Между тем, именно по такому же сценарию – революция, поддержка западных стран, развязывание войны – развивается и политическая судьба президента Украины Петра Порошенко. Западные страны вновь под лозунгами демократии взращивают политического преступника, забыв о грузинском уроке? О том, как воспринимают сейчас ставленника США и ЕС Саакашвили в Грузии, насколько демократичным было его правление и чем похожи экс-президент Грузии и опекаемый прибалтийскими политиками нынешний президент Украины Пётр Порошенко, порталу RuBaltic.Ru рассказал руководитель института Евразии (Грузия) Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ:

- Г-н Рцхиладзе, как в Грузии восприняли заявления прокуроров о розыске Саакашвили?

- Грузинское общество уже начиная с прошлого года выражало недовольство, сетуя, что новое руководство недостаточно жёстко преследует старую власть за содеянные преступления. Более того, народ давно и тщетно ожидал суда лично над Саакашвили и его соратниками. Так как судебные разбирательства происходили лишь частично. Например, дела против бывшего министра внутренних дел Вано Мерабишвили и бывшего министра обороны Бачана Ахалая велись достаточно вяло, и люди видели, что предъявленные в суде обвинения не были представлены должным образом, из-за чего частично развалились. Поэтому общественность довольно скептически была настроена по поводу данных судебных процессов и преследований должностных лиц.

Однако в последнее время прокуратура активизировалась. Бывшему мэру Тбилиси Гиги Угулаве были предъявлены обвинения в растрате госсредств. Государственные деньги использовали на агитацию в пользу Единого национального движения. Соответственно, после того, как Угулава был взят под стражу, появилась надежда, что дело будет возбуждено и против самого Саакашвили, который обвиняется по многим пунктам. Он должен пройти свидетелем по делу о гибели Жвании (Зураб Жвания – премьер-министр Грузии в 2003 - 2005 гг., погибший при невыясненных обстоятельствах – прим. RuBaltic.Ru). Кстати, Саакашвили был в истерике, когда узнал, что он должен пройти по этому делу свидетелем. Истерика усилилась, когда Саакашвили узнал, что его вместе с Мерабишвили обвиняют в избиении депутата парламента Валерия Гелашвили (в 2005 году он был зверски избит средь белого дня). Валерий Гелашвили к тому моменту уже был жертвой режима. Из него тянули деньги, его заставляли финансировать прихоти Саакашвили: его проекты, Дворец Президента - но когда депутат очень нелицеприятно отозвался о Михаиле Николозовиче в одной из тбилисских газет, его «кинули»: отобрали имущество и избили до полусмерти. В деле фигурируют свидетели, которые утверждают, что именно Саакашвили дал неформальное распоряжение Мерабишвили проучить Валерия Гелашвили. Вано Мерабишвили выполнил просьбу президента с помощью спецподразделения внутренних дел. Люди в масках остановили и заблокировали машину Валерия Гелашвили в центре Тбилиси, вытащили его из авто, положили на землю и избили прикладами автоматов. Данное злодеяние добавляется к силовому разгону митинга 7 ноября.

- Что именно, как выясняется теперь, связывает Саакашвили и события 7 ноября?

- Напомню, что 7 ноября 2007 года в центре Тбилиси проходил митинг оппозиции с требованием отставки президента Михаила Саакашвили и спикера парламента Нино Бурджанадзе. Полиция попыталась разогнать митингующих, но те оказали сопротивление. Тогда МВД Грузии решило разогнать демонстрантов с помощью специальной техники. В результате пострадало несколько десятков человек. Выяснилось, что жестокий разгон толпы - тоже дело рук Саакашвили и Мерабишвили. Они выступали за то, чтобы как можно более жестоким образом разогнать митинг. Появились свидетели, которые присутствовали на заседании региональных руководителей - при Мерабишвили такое собрание состоялось 4 ноября 2007 года. Министр внутренних дел объяснял, что надо как можно жёстче обойтись с митингующими, вывозить с места митинга по отдельности и избивать их.

Особенно тех, кто приехал из провинции: сёл, деревень - чтобы, когда они вернутся, избитые и искалеченные, домой, односельчане испугались. Это засвидетельствовано; более того - как выясняется, есть аудиозапись заседания с речью Вано Мерабишвили.

То есть власти пытались всячески насадить в Грузии страх. Так что обвинения, предъявленные бывшим властям, достаточно тяжёлые, и это ещё раз говорит о том, что преследование этих людей нельзя считать политическим: они действительно уголовники.

- А как к заявлению прокуроров относятся грузинские власти?

- У новой власти есть возможность убить сразу двух зайцев: наказать преступников и повысить свой политический имидж в стране. Нужно лишь усилить доказательную базу, поскольку юридически обвинения обоснованы, и довести дела до конца, тем самым исполнив желание народа Грузии.

Но и это ещё не всё. В Грузии есть ещё один очень серьёзный имущественный вопрос. Прежняя власть занималась незаконным изъятием имущества у бизнесменов. То есть предприниматели должны были перечислять большие суммы в пользу государства, либо уступать то или иное здание в центре Тбилиси. Сейчас у того имущества, которое было отдано государству, появился добросовестный покупатель. Понятие добросовестного покупателя можно объяснить так: если я купил имущество на аукционе, не зная, что это имущество отобрано недобросовестным путем, то я всё равно законный владелец, а если у меня что-то отобрали, то новая власть должна компенсировать мои затраты.

- Известно, что господин Саакашвили не пришёл на допрос в Главную прокуратуру и распространил заявление, в котором обвиняет власти в политическом преследовании оппонентов. В «Фейсбуке» он заявил: «Я приеду в Грузию, когда сам это решу, и никакой российский олигарх меня в этом не остановит». Это испуг и попытка избежать наказания или за словами Саакашвили действительно есть какая-то доля правды?

- Саакашвили был почти диктатором, и всем в Грузии об этом известно. Так что ответственность за содеянное лежит на нём. Вообще, Саакашвили склонен к истерике, подвержен шизофреническим выпадам; естественно, он очень боязливый и пугливый человек и действительно боится справедливости. Однако нельзя из него делать психопата, который не понимал, что делает.

На момент правления и совершения преступлений он был абсолютно вменяем. Поэтому сейчас понимает, в каком тяжёлом положении оказался. Нельзя не отметить, что он пользуется покровительством серьёзных кругов Соединённых Штатов. Его поддерживают несколько сенаторов, люди из администрации, ниточки доходят вплоть до Байдена - они считают, что Саакашвили был успешным американским проектом.

Более того, они полагают, что преследовать Саакашвили таким образом, делать из него криминальный элемент - недопустимо. Об этом в США не говорят, но подразумевается, что это очерняет и бросает тень на американскую политику в Грузии.

Всем нам известно, что накануне митинга 26 мая 2011 года, когда жесточайшим образом были избиты митингующие, перед началом разгона по телевидению выступил посол США в Грузии Джон Басс. Тогда Басс говорил не как дипломат иностранного государства, а как господин Грузии. Он сказал, что митинг нелегитимен, надо разойтись и применение силы со стороны государства будет легитимно. После чего начался разгон митинга. У многих людей в Грузии возникла ассоциация с Игорем Родионовым, который выступил 8 апреля 1989 г., грозясь разогнать демонстрантов перед тем же парламентом, сдержал обещание, и во время того разгона погибли люди.

В 2011 г. тоже были жертвы, погибло минимум два человека. Их положили на крышу здания метрополитена и сказали, что мужчины дотронулись до какого-то кабеля и погибли от удара током. Есть разговоры, что всего было 4 погибших. Я подчёркиваю, тогда роль американского посольства была огромна. Сам Саакашвили как-то ляпнул, что во время разгона митинга в Министерстве внутренних дел Грузии сидели американские советники, наблюдали за происходящим и сказали, что всё это легитимно и по западным стандартам так можно разогнать митинг. То есть, с одной стороны, Саакашвили покровительствуют американцы, потому что считают, что его очернение равно очернению американской политики. С другой стороны, Саакашвили владеет достаточно обширной информацией: если его привлечь к ответственности и посадить, то он может и не такое рассказать. В этом смысле имидж Америки и Запада в целом ещё больше пострадает среди грузинского населения.

Слова Михаила Саакашвили, что приедет, когда захочет, - это небеспочвенная угроза. Единое национальное движение - реальная деструктивная сила, которая способна на всё, если дать ей такую возможность. И новые власти Грузии должны быть внимательны в этом отношении, чтобы не было даже каких-то попыток государственного переворота. Ведь они в 2003 году, по сути, совершили государственный переворот и пришли во власть. Потом Саакашвили сфальсифицировал внеочередные президентские выборы 2008 года. Об этом тоже все знают, это доказано. Жаль, что тогда оппозиция поддалась им. Не обошлось без американских и европейских дипломатов: они уговаривали, увещевали оппозицию, чтобы та оставила фальсификации без внимания в обмен на места в парламенте. Но этого не произошло, Саакашвили потом забрал все парламентские места себе. И если бы не этот факт в начале 2008 года, то в августе 2008-го не было бы войны, которая разрушила Грузию.

- Как Вы оцениваете в этом контексте реакцию ЕС и США? Ведь эти страны «отвечают» за экспорт демократии по всему миру, а в Грузии поддерживают и защищают правителя, который, сейчас это уже очевидно, был далёк от демократических ценностей…

- Это политика двойных стандартов. Взять даже Украину - крушение «Боинга». Ещё неизвестно, кто и как сбил пассажирский лайнер, а уже всё свалили на Россию. Так и у нас: замечают только то, что выгодно. Мировое сообщество якобы не видело, что всё это время власть убивала, сажала в тюрьмы, притесняла, отнимала имущество, как будто этого не происходило.

Такая политика очень аморальна. В итоге такой подход оказал медвежью услугу самому Западу. Популярность Америки и Европы у нас минимальная. Воодушевления от того, что Грузия подписала евросоглашение, нет.

Если бы это произошло лет 10-15 назад - другое дело, люди действительно радовались бы. Но теперь, когда они лучше узнали, что такое Европа и Америка, что циничная и аморальная политика этих регионов смеётся над грузинским народом, рассчитывать на хорошее отношение не приходится.

- Вы упомянули Украину… США, Евросоюз, особенно Прибалтика тогда активно поддерживали Саакашвили, сегодня так же активно поддерживают Майдан и переворот на Украине. Кроме того, сам Саакашвили бывает на Украине, обещает поделиться с их новым правительством опытом созидания демократического, независимого, современного государства без коррупции и с современнейшим образованием. Учитывая всё сказанное Вами выше, уж не «фасадной» ли демократии научат украинскую власть?

- Именно. В Киеве дали карт-бланш «саакашистам» обустраивать некоторые сферы жизни новой Украины. Так, например, депутат от ЕНД Гиорги Вашадзе должен заняться осуществлением проекта «Дома юстиции» по грузинскому аналогу. Ему дали штаты, финансы, он из Грузии вызывает своих бывших подчинённых по работе. Но Вашадзе - это ещё не самая мрачная перспектива, что ожидает Украину. Можно предположить, что и в украинских тюрьмах станут применять веники для анального проникновения – это главный опыт режима Саакашвили в тюремной системе Грузии.

Убийства, пытки, принуждение к даче ложных показаний – всё это возможное будущее Украины.

Но украинцев, видимо, загипнотизировали, и они не заслужили лучших советников, чем эти.

- Можно ли сегодня сравнить Порошенко и Саакашвили, возможно ли, что через несколько лет Порошенко ждёт та же участь, что и Саакашвили?

- Насколько я могу судить по отзывам знакомых Порошенко, это вспыльчивый, несколько истеричный, мстительный, чрезмерно амбициозный человек с неукраинскими этническими корнями – аналогия с Саакашвили один к одному. Хотя есть и различия в пользу Порошенко. Саакашвили, в отличие от него, чересчур закомплексованный человек с трудным детством, он злой, жёлчный, совершенно беспощадный, склонный к припадкам, обуздать которые под силу только его матери и дяде – брату мамы. В нём нет ничего человеческого, морального. Порошенко не такой, он более человечен, имел нормальное детство. Насколько знаю, он к тому же и верующий, даже ходит в православную церковь (по-своему верующий, но всё же).

Что же касается сравнения политических перспектив этих двух персон, то, я уверен, Порошенко не сможет достичь никаких успехов, а Украину ожидает длительный хаотичный период.

Порошенко вовсе не самостоятельный руководитель суверенного государства, а ставленник внешних сил.

Саакашвили точно так же, но он в Грузии долгое время не имел серьёзных противников и использовал этот фактор, а на Украине несколько иные реалии. Кроме того, времена уже другие: баловням США, занимающимся провокациями против России, больше не место на пространстве бывшего СССР. Сегодняшняя власть Украины – кровавый рецидив цветных революций 2000-х. Но в одну реку дважды не войдёшь. Новая революция уже обернулась катастрофой для Украины во всех отношениях. Я бы не стал завидовать положению Порошенко.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров