×
Политика Политика

Томашевский: До вступления в ЕС у нацменьшинств Литвы было больше прав

В ноябре правящие политики Литвы приняли решение восстановить в стране Департамент национальных меньшинств, который начнёт свою работу в июле 2015 г. Департамент был ликвидирован 1 января 2010 года. Его функции правительство распределило между МИД, Министерством образования и Министерством культуры. Портал RuBaltic.Ru узнал, чем именно будет заниматься структура, какие решения от неё ожидаются и повлияет ли департамент на ситуацию с правами национальных меньшинств, у европарламентария, лидера «Избирательной акции поляков Литвы» Вальдемара ТОМАШЕВСКОГО:

- Господин Томашевский, в Литве с июля 2015 г. будет возрождён Департамент национальных меньшинств, упразднённый в 2010 г. Как Вы оцениваете эту новость?

- У меня двойственное отношение к этому проекту. С одной стороны, я оцениваю позитивно возникновение такого департамента. Наконец-то вспомнили о существовании национальных меньшинств.

Но вопрос в том, чем именно департамент будет заниматься. Здесь важна не форма, а содержание.

Ведь в прошлом Департамент национальных меньшинств, как ни странно, не всегда защищал их права. В 1990-е годы по Вильнюсу ходила злая шутка: департамент не по правам нацменьшиств, а департамент ограничения прав нацменьшинств. В работе этой институции сложно было увидеть поддержку национальных меньшинств. Хочется верить, что в новом департаменте будут работать люди, которые понимают суть проблемы и стремятся решить её.

- Чем именно будет заниматься ведомство?

- Это пока не ясно до конца. Ближе к началу работы станет понятно.

По примеру предшественников, работа должна развиваться в двух ключах. Первое – разного рода поддержка национальных меньшинств, финансирование их проектов. К слову, хотелось бы, чтобы представителям национальных меньшинств, которые составляют 20% населения Литвы, выделяли бы больше денег, чем сейчас. Нужно, чтобы поддержка была объективной. Почему-то самые крупные меньшинства — польское и русское — получают небольшую поддержку, а меньшие представительства – как раз-таки наоборот.

Необходимо также заниматься нашими правами. На сегодняшний день очень много проблем и жалоб, людям трудно добиться защиты своих интересов. Проще говоря, национальные меньшинства нуждаются в институции, которая будет лоббировать их права.

Хочу сказать, что наши права до вступления в ЕС были значительно шире.

А вот в 2011 г. вступил в силу новый закон о просвещении, произошли иные неприятные изменения.

- Будет ли решена проблема написания фамилий на польском языке и разрешат ли использовать двуязычные таблички?

- Проблем гораздо больше, чем те, которые Вы назвали. Это просвещение, это поддержка меньшинств и многое другое. Департамент должен лоббировать решения и законопроекты, которые поддержат нас.

Хочу напомнить, что Литва ратифицировала рамочную конвенцию по защите прав национальных меньшинств, но она у нас почему-то не действует. Здесь огромное поле для работы.

- Значит, ситуация с правами национальных меньшинств на сегодняшний день является очень непростой?

- Смотря с чем сравнивать. К примеру, в некоторых Балканских странах дела обстоят гораздо хуже.

Как я уже говорил, при вступлении в ЕС мы потеряли часть прав. После 2001 г. один закон был принят таким образом, что ограничил наши возможности, а другой закон о национальных меньшинствах вообще был ликвидирован.

Не нужно изобретать ничего нового: у нас до 2010 г. был хороший закон об образовании, наших правах, и достаточно будет вернуть его. Мы не требуем невозможного.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров