×
Политика Политика

Союзное государство России и Беларуси стало примером для других стран

Источник изображения: ria.ru

Восемнадцать лет назад, 8 декабря 1999 года, был подписан договор о создании Союзного государства России и Беларуси (СГРБ). О развитии этого интеграционного проекта аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с историком, доцентом Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, экспертом аналитической группы «Белая Русь» Валентином СТАРИЧЕНКОМ:

— Г‑н Стариченок, оправдал ли себя проект «Союзное государство»?

— Оправдал, но всё еще есть к чему стремиться. Многое было достигнуто: между Россией и Беларусью сегодня отсутствует граница, по совершенно разным направлениям обеспечены равные права граждан обеих стран. Однако необходимо и дальше развивать интеграцию наших государств.

Валентин Стариченок / Фото: eurasia.expertВалентин Стариченок / Фото: eurasia.expert

— Проект «Союзное государство» получил громкое название, при этом у объединения нет правительства и парламента. Учитывая это, можно ли говорить о возникновении единого пространства? Какие признаки дают право называть это объединение государством?

— Я бы не согласился с тем, что нет единого парламента. Существует Парламентское Собрание, Высший Государственный Совет, исполнительный орган Союзного государства в виде Совета Министров и Постоянный Комитет, который обеспечивает его работу. В то же время у Союзного государства отсутствует конституция, символика, эмблема, которая позволяла бы выступать под единым маркером на международной арене.

Конечно, скорее речь идет о Союзном государстве в виде союза двух государств с единым экономическим, образовательным и языковым пространством, но собственной политикой на международной арене.

С другой стороны, наши страны, как правило, выступают на этой арене одним фронтом.

— Не ущемляет ли такой проект суверенитета государств?

— Мне кажется, в настоящее время вопрос об ущемлении суверенитета стоять не может, этого не наблюдается. Речь идет о равноправном существовании двух государств, которые сотрудничают по ряду вопросов.

Союзное государство — это два суверенных государства, которые проводят скоординированную внешнюю и внутреннюю политику. Дальнейшая интеграция должна осуществляться на благо двух государств.

Мы постоянно наблюдаем в медиаполе негативную повестку, которая касается Союзного государства: нефтегазовые споры, «молочные войны» и другие вопросы. Союзное государство иногда представляется как два конкурирующих между собой субъекта.

Усилия законодательных органов Российской Федерации и Беларуси должны быть направлены на координацию, нивелирование конкуренции, на объединение сил для выхода на третьи рынки. Чтобы не бороться между собой за место под солнцем.

Как только возникает конфликт, он сразу же предается гласности. Противники России и Беларуси нагнетают обстановку и расставляют соответствующие акценты. Так было, например, когда вопрос касался границ и визового пространства. Было много спекуляций на тему якобы недружественности двух государств.

— В Союзном государстве было много амбициозных проектов, которые пока не реализовались. Я бы хотел поговорить с Вами о забытом проекте введения единой валюты. В чём причина отсутствия общей денежной единицы? Это нежелание политиков или невозможность договориться по ряду вопросов?

— Я думаю, что это была невозможность договориться. Введение единой валюты, например, может поставить другие государства в финансовую зависимость от России, если этой валютой будет российский рубль. Поэтому белорусский президент не спешит с таким решением. Хотя в договоре о создании Союзного государства была указана необходимость поэтапного введения единой денежной единицы и перспектива создания единого инвестиционного центра.

Не следует забывать об общественном мнении. На самом деле белорусы скептически относятся к введению единой валюты. Этот вопрос скорее решается в пользу сохранения белорусского рубля и российского рубля как отдельных денежных единиц.

Взаиморасчеты между Россией и Беларусью осуществляются в том числе в российских рублях. Необходимости перехода к единой валюте пока нет. Прежде чем вводить единую валюту, необходимо решить ряд важных вопросов. Например, создать единый энергетический рынок, установить цены на нефть, газ и т. д.

Сегодня говорить о создании единой валюты преждевременно. Мы находимся в составе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), мы — союзники по ЕАЭС.

Армения, Кыргызстан, Казахстан пока также не выражают рвения в отношении создания единой валюты сегодня. Поэтому ситуация остается такой, какая она есть.

— То есть вопрос единой валюты не стоит на повестке дня?

— Нет, потому что существуют более серьезные, на мой взгляд, проблемы, которые требуют решения. Введение единой валюты может быть финальным аккордом в создании единого экономического пространства.

— Россия и Беларусь участвуют в нескольких интеграционных проектах на постсоветском пространстве: Евразийский экономический союз, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Все они возникли и развивались после создания Союзного государства. Говорит ли это о том, что у Союзного государства как проекта есть свои конкуренты в экономической и военной сфере? Можно сказать, что интеграционный проект «Союзное государство» сейчас находится на втором плане?

— Мне кажется, что речь идет не о втором плане. Лучше всего и проще всего осуществлять интеграцию в двухстороннем формате: чем меньше игроков, тем проще решать споры и разногласия. Чем больше игроков, тем это сложнее сделать. Союзное государство, на мой взгляд, — это модель, на которой была апробирована возможность создания последующих интеграционных объединений.

Эта модель показала свою эффективность. ЕС считается успешным интеграционным объединением: между странами отсутствуют границы, нет виз. На самом деле Россия и Беларусь достигли того же самого в рамках Союзного государства.

Союзное государство — это пример для других стран. Мы же, в свою очередь, можем поделиться с ними своим опытом интеграции. Подготовлена огромная нормативная база для регулирования взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которую можно использовать для соглашений с другими государствами. Евразийский экономический союз — это следующая ступенька на пути интеграции. Причем в эту интеграцию вовлечены не только Беларусь и Россия, но и другие игроки.

Чем больше стран присоединится к евразийским объединениям, тем больше вырастет имидж Евразийского экономического союза, Союзного государства, России, Беларуси и других стран, как двигателей интеграционных объединений.

Об ОДКБ я бы говорил отдельно, потому что это союз в сфере вооруженных сил и безопасности. Тесная координация усилий в этом направлении — это важнейший элемент любого союзного блока. Если мы говорим о Союзном государстве, то, конечно, ОДКБ необходима. Без нее просто невозможно обеспечить безопасность союза, у которого такие большие границы.

— В феврале 2017 года Россия в одностороннем порядке установила пограничную зону вдоль границы с Беларусью. Является ли это препятствием к дальнейшему развитию интеграции и добрососедских отношений? Есть ли перспектива того, что ситуация на границе нормализуется?

— Добрососедские отношения никуда не исчезали. Существуют разные трактовки. На мой взгляд, пограничный контроль вызван проблемой поступления в Россию санкционной продукции. Каким образом решать эту проблему, если границы открыты? Надо проверять фуры с товарами. С этой целью возникла пограничная зона.

Вопрос границы решаем, так как этот кризис является временным. Естественно речи о том, что будет создана граница между Россий и Беларусью, не ведется. Но на этой теме спекулируют в информационном пространстве, чтобы показать ухудшение российско-белорусских отношений.

Одно из главных достижений, отсутствие границы, ставится под сомнение, и тем самым ставятся под сомнение достижения Союзного государства и Евразийского экономического союза.

Следует избегать появления поводов для развития этой темы в СМИ и отвечать на выпады против Беларуси и России.

— В ноябре в Брюсселе проходил очередной саммит «Восточного партнерства», в котором принимал участие министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Каковы на сегодняшний день перспективы взаимодействия Беларуси с Европой? Какие задачи перед собой ставит Минск во взаимоотношениях с ЕС в рамках «Восточного партнерства»?

— Президент Беларуси не поехал на саммит. И всё же перспектива улучшения отношений с ЕС Беларуси кажется весьма заманчивой. Основное направление сотрудничества — привлечение европейских инвестиций в белорусскую экономику. С Беларуси были сняты санкции. Обсуждается вопрос о том, как Европа может наладить экономическое сотрудничество со страной.

Беларусь, как известно, сделала шаг навстречу Евросоюзу — отменила визовый режим для приезжающих на пять дней. Возможно, Европа ответит аналогично.

Беларусь в условиях конфронтации и конфликта, напряженности между ЕС и Россией хочет стать своеобразным «мостом», который позволил бы наладить диалог между двумя сторонами. Естественно, что Беларусь старается максимально использовать эти возможности и выводит идею «точки стабильности» на более высокий уровень: от экономики к международным отношениям, безопасности в Европе. Об этом свидетельствуют участие Беларуси в разрешении украинского конфликта, предложения по организации «Хельсинки-2» и другие инициативы.

Беларусь использует все возможности, которые сегодня предоставляет ей сложившаяся конъюнктура. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров