×
Политика Политика

Рванет, как Фукусима: Литва нашла новый инструмент борьбы с БелАЭС

Источник изображения: topwar.ru

Белорусская антиядерная кампания (БАК) сообщила о серьезном чрезвычайном происшествии на Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), которое чревато повторением сценария Фукусимы. Это заявление поспешили ретранслировать ведущие новостные сайты Литвы. Вероятно, вслед за ним тему «аварии» на БелАЭС подхватят представители правящей литовской партии. Хотя раньше у Вильнюса складывались непростые отношения с экологическими активистами из Беларуси. Союзниками они стали только после того, как Литва отказалась от проекта Висагинской АЭС.

Заявление Белорусской антиядерной кампании (БАК) «по поводу возможного ЧП, связанного с резервной системой охлаждения реактора первого энергоблока БелАЭС, было опубликовано 30 ноября. Его авторы распространяют утверждение, что станция работает в условиях неисправности резервной системы охлаждения реактора первого энергоблока.

Источник этой «сенсации», разумеется, не указан.

«По информации из организации, тесно работающей с БелАЭС по вопросам безопасности, при окончании гидроиспытаний на АЭС произошло крупное ЧП. Из-за неоткрытого клапана при откачке жидкости в конце испытаний был поврежден танкер системы аварийного охлаждения первого реактора. Скорее всего, произошла имплозия бака. Он требует замены, но поскольку замена бака равнозначна признанию аварии, его вместо этого пытаются починить. Таким образом, мы имеем "горячий" реактор с нештатно функционирующей (в лучшем случае) резервной системой аварийного охлаждения», — говорится в тексте заявления.

Сразу отметим, что текст первоисточника мы немного отредактировали — исправили пунктуационные ошибки, которые встречаются буквально в каждом предложении. Это многое говорит об уровне организации. Но Бог с ней, с пунктуацией!

На сайте общественного объединения «Экодом», где и опубликовано заявление, Белорусскую антиядерную кампанию почему-то именуют «Беларуссской». Именно так: через «а» и с тремя «с».

Сразу видно: над текстом трудились настоящие «эксперты»! Ни названия своей страны, ни названия своей организации они толком не знают. Зато точно знают, что происходит за проходными воротами Белорусской атомной электростанции. Существует ли она в реальном мире? Или исключительно в воспаленном воображении борцов с Островецким «ядерным монстром»?

Для пущей убедительности БАК пишет, что в сентябре и октябре она получала информацию об аварии на БелАЭС «из разных источников».

«Наши источники утверждали, что на системе охлаждения реактора первого энергоблока произошла "крупная авария" или ЧП, в результате чего требуется замена оборудования. Источники, не зависящие друг от друга, описывали ситуацию следующими словами: "клапан выгнуло", "емкость всосало", что подтверждает версию об имплозии бака системы аварийного охлаждения первого реактора, изложенную выше. Кроме того, другие источники указывали на то, что система охлаждения, на которой произошло ЧП, была "слита" и находилась в нерабочем состоянии», — пишут экологические активисты.

Можем порекомендовать им еще один «источник» — депутата литовского Сейма Дайнюса Крейвиса.

«Реакторы падали, мы часто видели пьяных строителей, даже их руководителей», — так он описывал ужасы строительства БелАЭС. Непонятно только, что он мог видеть, если в Островец его никогда не приглашали. Может, наблюдал за «падающими реакторами» и «пьяными строителями» в бинокль? От литовско-белорусской границы до БелАЭС рукой подать…

Но и без Крейвиса степень осведомленности Белорусской (или все-таки Беларуссской?) антиядерной кампании должна приводить нас в исступление. Куда ни плюнь — везде у нее источники, да еще и «не зависящие друг от друга». Даже в уборную вряд ли можно сходить так, чтобы утаить этот факт от БАК.

К чему призывают авторы заявления, догадаться нетрудно.

Цель у них не меняется уже много лет — остановить строительство БелАЭС.

«Подобное недопустимо и может привести к тяжелой запроектной аварии по типу фукусимской, поэтому мы требуем немедленной остановки всех работ по опытно-промышленной эксплуатации, остановки самой реакторной установки и расследования данного происшествия».

Кто эти «мы»? Сами представители Белорусской антиядерной кампании позиционируют себя как независимое и объективное экспертное объединение противников БелАЭС. Можно только догадываться, как эксперт может быть объективным, если он изначально выступает против атомной энергетики.

БАК торпедирует ядерные инициативы официального Минска с 2006 года. Только этим она и занимается. Практически все ее заявления сводятся к тому, что строительство БелАЭС нужно остановить. Меняются только причины.

Вот один из последних аргументов: запускать атомную станцию нельзя из-за коронавируса.

«Мы полагаем, что условия пандемии COVID-19, а именно закрытые границы и действующий карантин в Российской Федерации, рост случаев COVID-19 в Беларуси и связанная с этим потенциальная возможность заражения работников БелАЭС, вместе с сопутствующими проблемами реализации проекта БелАЭС значительно увеличат радиационные риски пуска этой электростанции», — писали инициаторы заявления от БАК в апреле.

В августе в Беларуси начались массовые акции протеста — «независимые эксперты» заговорили о недопустимости запуска атомной станции в условиях политической нестабильности.

Неудивительно, что их заявления всегда пользуются спросом в соседней Литве.

Ведущий новостной портал прибалтийской республики — Delfi.lt — поспешил проинформировать своих читателей о «ЧП на БелАЭС».

Остается дождаться, когда заявление БАК начнут ретранслировать политики правящей литовской партии. Они все еще добиваются общеевропейского бойкота Белорусской АЭС и навязывают Латвии свой вариант соглашения о торговле электроэнергией с третьими странами.

«Авария» подоспела очень кстати — появился лишний повод пристыдить соседей за желание торговать с белорусами.

В свое время у Литвы были непростые отношения с Белорусской антиядерной кампанией. Ведь прибалтийская республика тоже вынашивала планы строительства атомной станции: Висагинской АЭС. Этот проект БАК тоже нещадно критиковала.

В 2012 году двум ее представителям по решению Министерства иностранных дел запретили въезд в Литву.

«Мы считаем объявление Республикой Литва белорусских общественных активистов персонами, угрожающими национальной безопасности Литвы, политически мотивированным действием, направленным на манипуляцию общественным мнением накануне выборов в Литве и референдума по вопросу строительства Висагинской атомной электростанции», — подчеркивали в белорусском общественном объединении «Экодом».

Зато когда литовские власти окончательно отказались от идеи развития ядерной энергетики, БАК стала их верной союзницей.

«Не смогли сами и вам не позволим» — вот подлинная мотивация борьбы Вильнюса с Белорусской АЭС.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Литва будет требовать компенсаций за БелАЭС вместе с компенсациями за «оккупацию»
27 ноября 2020
В случае аварии на Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) Литва будет добиваться получения материальных компенсаций. Для этого власти республики решили ратифицировать Конвенцию о дополнительном возмещении за ядерный ущерб.
Литва «спалилась» на пользовании продукцией БелАЭС
16 ноября 2020
Вильнюс в нарушение собственного законодательства продолжает импортировать белорусское электричество, но формально торговля ведется на латвийской бирже. На наших глазах рождается новая сумасбродная схема «энергетической безопасности» Литвы, в которой наверняка не обошлось без коррупции.
Литва договаривается с Латвией и Эстонией о методике бойкота электроэнергии с БелАЭС
30 ноября 2020
Литовский оператор Litgrid направил коллегам из Латвии и Эстонии пересмотренный проект методологии торговли электроэнергией с Россией. Документ должен препятствовать попаданию энергии с БелАЭС в страны Балтии.
Литва сможет требовать более высокую компенсацию в случае аварии на БелАЭС
26 ноября 2020
Правительство Литвы одобрило присоединение к международным соглашениям, которые позволят требовать возмещения ущерба и получать более высокую компенсацию в случае ядерной аварии в иностранном государстве.
Новости партнёров