×
Политика Политика

Латвия признала непобедимым русский язык

Источник изображения: Sputnik © Sergey Melkonov

Президент Латвии Эгилс Левитс призвал устранить последствия «советской оккупации», которые якобы находят отражение в языковой сфере. По мнению главы государства, на рынке труда прибалтийской республики наблюдается дискриминация латышей, которые не говорят по-русски. Левитс почему-то называет это пережитком СССР, но на деле «дискриминация» обусловлена законами свободного рынка: знание русского языка в Латвии было, есть и будет конкурентным преимуществом для наемных рабочих.

Выступая перед депутатами Сейма, Эгилс Левитс в очередной раз поднял языковой вопрос. Оно и понятно: более важных тем для обсуждения в разгар эпидемии коронавируса и связанных с ней экономических трудностей в Латвии нет. Самое время напомнить народным избранникам преамбулу к Конституции, которая предусматривает обязанность государства гарантировать существование и развитие латышского языка и культуры на протяжении веков.

«Это не декларативный тезис, он должен быть реализован в каждом законе, и общество должно жить в соответствии с ним», — заявил Левитс.

Было бы интересно посмотреть на реализацию этого тезиса в законах, которые регламентируют, к примеру, налоговую систему Латвии. Поступления в государственный бюджет должны осуществляться на основе латышского языка? А как быть с Уголовным законом республики?

Там почему-то не указано, что смягчающим обстоятельством при совершении того или иного преступления может быть хорошее знание государственного латышского языка.

Левитса за язык никто не тянул: тезис «должен быть реализован в каждом законе»! Если президент Латвии инициирует ревизию латвийского законодательства с целью поднять уровень его латышскости, то работы ему хватит до конца каденции. Или даже на второй срок.

Впрочем, сейчас Левитса тревожит другая проблема. По его мнению, при приеме на работу в Латвии наблюдаются случаи дискриминации людей, которые не говорят по-русски.

«Надо положить конец этому советскому наследию, иначе с рынка труда уйдут соотечественники, которые возвращаются из-за рубежа, и молодежь, не освоившая русский язык», — уверен президент прибалтийской республики.

Упомянутые им примеры типичны. На волне коронавируса условный латыш, который уже много лет работает на Западе, возвращается домой и пытается подыскать здесь новую работу. Возможно, даже находит. Но есть вероятность, что на новой должности ему необходимо свободно владеть русским языком.

Второй пример описывал известный латвийский журналист Юрий Алексеев: «У нас в Риге соотношение русскоязычных и латышей приблизительно одинаковое, и латыши зачастую слышат русскую речь, хоть немного ее понимают. А выходцы из сельских районов (практически из всех, кроме Латгалии) русского языка не слышат. Им в 1990-е годы объяснили, что русский учить не надо: выбирайте себе любой другой иностранный язык. Английский, к примеру. Они его учат, а потом приезжают в Ригу и обнаруживают, что для них здесь практически нет работы. Работодатель по вполне объективным причинам не может трудоустроить их ни в сфере обслуживания, ни в сфере транспорта, ни в сфере логистики. Целый ряд профессий для них закрыт, потому что знание русского языка на деле оказывается обязательным».

Таким образом, Левитс без обиняков подтверждает тезис, который уже озвучивал аналитический портал RuBaltic.Ru: главными жертвами языковой политики властей Латвии становится их собственная латышская молодежь.

Потому что «потомки оккупантов» худо-бедно будут знать русский язык (даже если запретить преподавание на нем в школе). Для них все двери будут открыты. А для молодежи, воспитанной на идеалах Эгилса Левитса, — нет.

В словах президента Латвии слышится нечто большее, чем просто обеспокоенность языковой ситуацией в стране. Есть в них и горечь от осознания того факта, что 30-летняя борьба с последствиями «советской оккупации» не увенчалась успехом.

Русских можно унижать, принимать дискриминирующие их законы, «выдавливать» их из политики. Можно показать им, кто в доме хозяин. Но выгнать из дома нельзя. Не получается.

Русский язык будет активно использоваться в Латвии еще не одно десятилетие, даже если быт останется единственной сферой его использования.

В этом контексте показательную статью недавно опубликовал латвийский портал Pietiek. Автор текста —  Леонардс Инкинс —  возмущается тем, что русских в Латвии заставляют учить латышский.

«Мы, выдвигая такое требование, на самом деле и им и себе открыто даем знать, что никаких деоккупации и деколонизации не будет, что мы этого не желаем и они смогут здесь остаться. Что все наши пылкие и патриотичные речи о латышском языке на самом деле открыто демонстрируют, что мы с таким положением дел смирились, к нему привыкли, приспособились с ними выживать и ничего в этом смысле менять не хотим», — сокрушается Инкинс.

Понятное дело, подлинная «деоккупация» предполагает совершенно другой подход: русских нужно просто вышвырнуть из страны! Ставка на то, что они постепенно исчезнут сами, оказалась проигрышной. Более того, на рынке труда Латвии знание русского языка было, есть и будет конкурентным преимуществом.

Почему Левитс называет это «наследием советской оккупации», можно только догадываться. Здесь как раз все решает свободный рынок.

Владельцу магазина в Риге, к примеру, необходим продавец со знанием русского языка. В противном случае русскоязычные жители столицы будут обходить этот магазин стороной. Кто компенсирует бизнесу убытки за трудоустройство неконкурентоспособного сотрудника? Может быть, Левитс выделит деньги из своего кармана?

Точно так же непонятно, что именно предлагает президент Латвии. Законодательно запретить предпринимателям требовать от наемного работника знания русского языка? Соответствующие поправки к закону «О труде» уже приняты. Сейм окончательно утвердил их еще в 2018 году.

Только на практике этот закон, похоже, не действует.

Работодатель всегда может найти формальные основания, чтобы отказать претенденту, который не разговаривает по-русски.

Если последний заподозрит дискриминацию по языковому признаку, он вправе обратиться в суд. Только вряд ли нормальный человек захочет заниматься подобной ерундой. Тем более тот, который сидит без работы. Он просто подыщет себе другое место.

Что еще предложит Левитс для борьбы с «дискриминацией» латышей на рынке труда Латвии? Ничего эффективного. Даже законодательные инструменты здесь бессильны.

Великий и могучий русский язык все равно будет их обходить.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Захарова ответила президенту Латвии, призвавшему положить конец русскому языку
17 июня 2021
Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала слова президента Латвии Эгилса Левитса, призвавшего искоренить русский язык из общественной жизни страны.
Президент Латвии призвал устранить последствия «советской оккупации»
17 июня 2021
Президент Латвии Эгилс Левитс обратился к депутатам Сейма с призывом устранить последствия «советской оккупации».
МИД РФ обвинил власти Латвии в желании вытеснить русский язык из всех сфер жизни
19 июня 2021
Планируемая ликвидация русскоязычного канала LTV7 на Общественном телевидении Латвии стала «очередным актом непрекращающейся языковой агрессии латвийских властей против значительной части собственного населения», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Замглавы МИД России напомнил о притеснении русскоязычных за рубежом
20 июня 2021
Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко напомнил о дискриминации русскоязычных жителей ряда зарубежных стран.
Новости партнёров