×
Политика Политика

Чем Минск не угодил Вильнюсу: топ пять взаимных раздражителей

Источник изображения: sputnik.by

Диалог между Беларусью и Литвой зашел в тупик. Менторский подход Вильнюса к построению отношений с Минском в формате «как жить и с кем дружить» не только оказался малоэффективным, но и привел к межгосударственному охлаждению по ряду направлений двустороннего сотрудничества.


1. Почему Литва хочет блокировать Островецкую АЭС?

Чем ближе дата ввода в строй Белорусской АЭС, тем громче истерика литовских политиков по поводу ее «небезопасности и второго Чернобыля в сердце Европы». Литва, закрыв в угоду требованиям  ЕС Игналинскую АЭС (срок службы советской станции – 2030 гг.), добровольно отказалась от энергетического суверенитета и монопольного статуса прибалтийского нетто-экспортера электроэнергии. 

Строящаяся по соседству в Островце АЭС стала для литовских властей своего рода напоминанием о собственной беспомощности и символом упущенных возможностей, ежедневным раздражителем, что и предопределило решение возвести борьбу с ней в государственный статус.

АЭС в ОстровцеАЭС в Островце

В свою очередь  президент Беларуси Александр Лукашенко, выступающий за развитие добрососедских отношений с Литвой, не раз предлагал литовцам отказаться от «бессмысленной борьбы»  в пользу развития выгодного энергетического диалога на базе поставок «по нормальным, приемлемым ценам» белорусского электричества в Литву, а также трудоустройства бывших специалистов Игналинской АЭС в Беларуси.

В ответ Сейм Литвы принял закон  «О запрете импорта электроэнергии с небезопасных АЭС третьих стран», а правительство Литвы, констатировало полное несоответствие строящейся в Островце АЭС закрепленным в нем критериям небезопасности, признав ее угрозой национальной безопасности.

Правда, из МАГАТЭ Литву одернули, заявив по итогам мониторинговой миссии в Островец о безопасности строительства энергетического объекта, а в Еврокомиссии дали понять, что не собираются присоединяться к ее блокаде.  

Но для первых лиц государства «национальная безопасность» оказалась превыше всего. Позиция МАГАТЭ, Еврокомиссии и ВТО Литве не интересна.


2. Подрыв миротворческих усилий Беларуси

Последние несколько лет глава Республики Беларусь Александр Лукашенко прилагает усилия по продвижению подписанных руководителями Германии, Франции, России и Украины в 2014 году в Минске соглашений по урегулированию украинского кризиса. Но эти попытки торпедируются Литвой, которая продолжает подпитывать военный конфликт на востоке Украины, являясь единственным поставщиком оружия и боеприпасов.

Александр ЛукашенкоАлександр Лукашенко
Литовские власти нисколько не смущает тот факт, что своими действиями они нарушают ряд международных норм.

Наоборот, они официально при каждом удобном случае заявляют о своей военно-технической поддержке киевскому режиму, вооружении, обучении и лечении его раненых бойцов для новых попыток силового решения вопроса. На международном уровне Литва через своих лоббистов в Конгрессе США под предлогом противодействия «продолжающейся российской военной агрессии» добивается предоставления Украине американского летального вооружения.

Милитаризация Украины не нужна Беларуси, ищущей мирного решения для соседней страны. Урегулирование ситуации не нужно Литве, выступающей в качестве проводника интересов США в Европе, которые заинтересованы в искусственном напряжении на восточном фланге ЕС в качестве рычага давления на Брюссель. В противном случае  Литва будет выброшена на международную периферию, а постоянно сменяющие друг друга у руля государства литовские элиты – преданы забвению.


3. Беларусь – военная угроза Литве

Президент Литвы Даля Грибаускайте на днях назвала Беларусь «одной из главных угроз для стран Балтии и Польши в связи с использованием её территории для различных экспериментов и агрессивных игр, направленных против Запада». В ответ МИД Беларуси вызвал посла Литвы Андрюса Пулокаса, потребовав разъяснений. 

Как подчеркнули в белорусском внешнеполитическом ведомстве, лексика литовского главы государства «является оскорблением для Республики Беларусь, ведущей миролюбивую политику, а также вносящей реальный и общепризнанный вклад в дело укрепления безопасности региона». По мнению белорусской стороны, «такие заявления делаются не для укрепления безопасности в регионе, а чтобы повысить свою узнаваемость среди партнеров по НАТО и популярность у избирателей».

Даля ГрибаускайтеДаля Грибаускайте

Что верно, то верно. В самой Литве из-за продолжающейся деградации социально-экономической ситуации нарастают протестные настроения.

Показательным стало инициированное подписантами Акта о восстановлении независимости Литвы и ветеранами «Саюдиса» воззвание к литовским властям против «превращения Литвы в тоталитарное государство» и «доведения народа до крайности».

То есть те люди, которые боролись с СССР за демократические идеалы и независимость, спустя четверть века  пришли к осознанию того, что власть в стране узурпирована кучкой лиц, называющих себя «элитами», которые правят с помощью спецслужб, искореняющих любое инакомыслие. 

Понятно, что в такой ситуации единственным способом отвлечь внимание литовцев от внутренних хронических проблем является поиск внешних врагов. А тут очень кстати предстоящие в сентябре российско-белорусские военные учения «Запад 2017» – обычные учения, задолго спланированные и не являющиеся секретными. Но Вильнюс начинает готовиться к «военному вторжению». И неважно, что на этих маневрах традиционно присутствуют представители НАТО – «Беларусь готовится демонстративно напасть на Литву»!

Под эту надуманную угрозу Литва активно продавливает в администрации Дональда Трампа и Конгрессе США решение о размещении на собственной территории американских средств ПВО среднего радиуса действия Patriot. В случае успеха все это в действительности обернется реальной угрозой безопасности – но только уже для Беларуси. Действительно, умения разрушать и обострять  г-же Грибаускайте не занимать.


4. Внешнеполитический выбор: если вы не с нами, тогда мы пришлем террористов!

В феврале 2017 года Литва предложила Беларуси сделать внешнеполитический выбор. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс на конференции в Вильнюсе посоветовал Минску определиться, с кем быть: ЕС или РФ? Как подчеркнул глава литовского внешнеполитического ведомства, «сторонники самостоятельного направления развития в Беларуси переживают сложный этап, а времени у режима Александра Лукашенко остается все меньше».

Линас ЛинкявичюсЛинас Линкявичюс

Прозвучавшие как приговор для белорусского руководства слова литовского министра оказались пророческими. Спустя месяц после сигналов литовского руководства в Беларусси задержали «пару десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием».

По словам белорусского президента, они тренировались в спецлагерях в Беларуси и на Украине, а деньги на это «шли через Польшу и Литву».

Очевидно, что Александр Григорьевич хорошо усвоил урок Украины, когда Литва на Вильнюсском форуме ЕС «Восточное партнерство» настоятельно советовала украинскому президенту Виктору Януковичу определиться со своими партнерами. В итоге – поддержанный Западом кровавый государственный переворот, гражданская война, социально-экономическая деградация и всеобщая разруха. Хочет ли такой судьбы своему народу Лукашенко? Однозначно, нет. Поэтому и готовится к любому сценарию.

Отсюда и эффективное противодействие внешнему вмешательству во внутренние дела государства.


5. Ошибки прошлого – поезд ушел

Недружественная внешняя политика литовских властей по отношению к своему восточному соседу привела к корректировке Беларусью планов по развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества. «Северный коридор» до Балтики «Экономического пояса шелкового пути» строится без участия Литвы, которая последние годы пыталась играть первую скрипку в создании транзитных транспортных коридоров из Азии в Европу через  сложные и неэффективные маршруты.

Транспортный коридор Шелковый путь 2.0 свяжет Беларусь и КитайТранспортный коридор Шелковый путь 2.0 свяжет Беларусь и Китай
В итоге поезда из Китая прямиком через территорию Россию следуют в Брест с конечным пунктом назначения – особая экономическая зона «Великий камень», где расположен белорусско-китайский индустриальный парк. Вильнюс, осознав тщетность своих усилий и угрозу оказаться на обочине, поспешил подписать соглашение с оператором  «Северного коридора» – железнодорожной компанией «ОТЛК» (совместно учреждена Россией, Беларусью и Казахстаном). Подписать – подписали, но на невыгодных, как сами литовцы признали, условиях.
Основной грузопоток в Европу пойдет через Беларусь и соседнюю Латвию.

А вед так все хорошо начиналось. Еще в 2012 году президент Литвы Даля Грибаускайте назвала преодолевший за десять дней расстояние до Китая челночный поезд «Сауле» «переворотом на рынке грузоперевозок, что должно не только гарантировать в течение десятилетий выгоду для экономики страны, но и стать наилучшим предложением для Европы и Китая, находящихся в поиске путей сообщения». 

Но благодаря усилиям г-жи Грибаускайте отношения между двумя государствами с тех пор зашли в тупик. И если совершенно неожиданно (всякое бывает) иссякнет поток белорусского калия, обеспечивающего загрузку порта Клайпеды, удивляться будет поздно.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров