Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
20 Февраля 2017

Прибалтийский национализм как анахронизм европейского общества

Автор: Наталья Еремина

Прибалтийский национализм как анахронизм европейского общества

23.04.2015  // Фото: http://korsart.photofile.users.photofile.ru

Пытаясь построить этнически сегрегированное государство под эгидой «патриотизма» и «здорового национализма», балтийские республики лишь демонстрируют свою политическую неразвитость. О том, как сейчас понимаются в Европе проблемы национализма и построения нации, рассуждает доктор политических наук, доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Наталья ЕРЕМИНА:

- В наше время зафиксировано две тенденции в Европе, которые абсолютно совпали. Это потеря доверия населения к институтам ЕС и к традиционным политическим игрокам государств-членов ЕС. В науке эти процессы традиционно объясняют в политических и экономических терминах. Тем не менее, на мой взгляд, они связаны преимущественно с идентификацией (прежде всего национальной и этнической), с переосмыслением государственности в условиях самоидентификации больших групп населения. Соответственно, именно процессы самоидентификации, проходящие на всех уровнях, совокупно влияют и на государственность, и на отдельно взятое общество. Здесь можно даже поставить вопрос следующим образом: «Действительно ли в современном мире закреплено верховенство прав человека и народа над правами государства?».

Национализм как непременное следствие сопровождения самоидентификационных процессов стал постоянным фактором развития европейского общества и пространства. В связи с этим здесь нужно обратить внимание на следующие вопросы: что такое национализм и этнонационализм применительно к понятию нация? Какие проблемы он создает в европейском обществе, каковы пути их решения?

Вопрос о национализме — это, в действительности, всегда вопрос об идентичности человека, о том, кто он, прежде всего. Здесь не биология, а культура играет преобладающую роль. А еще это вопрос о власти, а конкретнее — какая группа людей, разделяющих одну культуру, считает себя достойной оной.

Национализм всегда отделяет одних от других, интегрируя только какую-то одну конкретную этнолингвистическую группу.

И в Европе, несмотря на то, что было стремление преодолеть негативный опыт национализма, который во многом спровоцировал и лег в основу двух мировых войн, все-таки в рамках ЕС не было сформировано никакого реального противовеса этнонациональным и этноцентричным тенденциям, которые в Европе регулярно повторяются. В европейской истории много таких примеров.

По сути ЕС предлагает только один путь решения этих вопросов — в рамках общеевропейской идентичности. Других решений и моделей он не предлагает.

Так что же такое нация и этнонационализм? В западноевропейском контексте длительное время развивался подход отношения к нации не как к группе, основанной на общем происхождении по крови, а как к гражданско-политическому единству, союзу так называемых гражданских националистов. Но этот проект, как мы видим, даже в западноевропейских странах не был полностью реализован. В свою очередь сторонники этнического национализма исходят из того, что нация — это высшая форма этнической общности, которой позволено иметь свое государство. Но за последние 15 лет в Европе повсеместно пересматривается понятие нация, и сейчас уже в академической литературе можно встретить представления о том, что нация — это не только граждане одной страны. И если этническая идентичность имеет политические устремления, то она уже имеет право быть названной нацией.

То есть допускается мысль, что в одном государстве проживает несколько наций, в отличие от того, что еще 25 лет назад говорили о том, что в государстве может быть только одна нация, это титульный этнос, который и получает право именоваться нацией.

Все остальные именуются в лучшем случае — национальными меньшинствами, этническими меньшинствами, в худшем — просто историческими сообществами. В качестве примера таких этнических идентичностей, которые длительное время добивались права называться нацией и достигли этого можно вспомнить Шотландию и Каталонию.

При формировании целого ряда современных государств была осуществлена ориентация на этноцентризм и этнонационализм именно титульного этноса. Но мы видим, что произошло после крушения СССР. Во многих новых государствах именно национализм стал политическим орудием в руках элиты. Это привело к ограничению прав человека по отношению к правам государства, так называемой политической нации. И создало ситуацию дискриминации именно по этническому признаку. И разделило общество на социальные страты привилегированных и непривилегированных по этническому принципу, коренных и некоренных по этническому принципу, граждан и неграждан опять же по этническому принципу, демонстрируя примеры этнонационализма.

То есть этнонационализм — это крайняя форма национализма, идея величия так называемой нации ядра, идея этнонационального государства, в котором есть место только одной этнической группе.

Некоторые исследования выделяют лингвистический этнонационализм, который во многом способствует формированию автократических режимов. И проблема этнонационализма в том, что он в той или иной степени присутствует во всех государствах ЕС. Самые яркие примеры — это прибалтийские страны. Это неудивительно. Во-первых, за последние 20 лет в Европе набрали силы крайне правые радикалы, в центре повестки которых — агрессивный национализм, этнонационализм. Во-вторых, следует отметить центробежные тенденции в государствах с сильными этническими регионами. В ряде случаев эти две тенденции совпадают. В-третьих, набрали вес эмигрантские диаспоры, которые усложняют и без того фрагментированную картину европейского общества. В настоящее время ученые говорят о том, что появился новый тип диаспор, который носит название «закрытый». В этой диаспоре отсутствует даже намек на какую-нибудь адаптацию. Стоит признать, что именно эти тенденции будут в дальнейшем определять будущее Европы.

По-прежнему, невзирая на комплекс проблем, прогноз европейских ученых очень оптимистичен, они говорят о европейском единстве, о создании единой европейской идентичности. Эта благостная идея долгое время подкреплялась мыслью о том, что после окончания Второй мировой войны в Европе у национализма в любой его форме нет никаких шансов. Мы видим, что на самом деле это не соответствует действительности. Именно европеский этнонационализм всегда был способен и сейчас способен переформатировать европейские границы и общество. Самым страшным европейским примером служили нацизм и фашизм, ныне он тоже имеет свое влияние. Например, Патрик Бьюкенен считает, что этнонационализм в Европе победил мультикультурализм, причем победил окончательно.

Как же в таких условиях строить единое европейское пространство? С точки зрения исследователя Коллинза, «единение всегда возможно через коллективный военный опыт». История Европы как раз демонстрирует всевозможные военные коалиции и т.д., которые подразумевают эту идею. Тем не менее это очень опасный путь, и вряд ли Европе нужна очередная война, чтобы вступить на новый виток единения. А исследователь Поппер считает, что «централизация, федерализация для государств-участников ЕС — единственно реальный вариант». Он считает, что государствам нужно расширять местное самоуправление, усиливать региональную идентичность, уважать и максимально реализовывать права национальных меньшинств, что будет усиливать общеевропейскую идентичность.

В этом же ряду мы можем отметить модель культурного гражданства. В рамках этой модели полностью выведено понятие «гражданство» из понятия «государственная культура». Государственная культура не существует как таковая. В этой модели каждый может иметь свою культуру, иметь свое собственное происхождение, свои политические взгляды, верования, язык и т.д. И это никак не должно лишать человека возможности участвовать в процессе управления государством. Многие исследователи говорят, что в современном мире понятие гражданства несколько утратило свои позиции и зависит от многих других обстоятельств.

Однако в реальности многие государства, в том числе государства ЕС, особенно прибалтийские государства, навязывают всем искусственные образцы единения, формируя так называемую проектную идентичность.

То есть когда идентичность формируется не с низу в верх, а наоборот. И для ее формирования государство активно использует такие каналы как система образования и СМИ. Иными словами, вместо того, чтобы признать, что общество существует в современных условиях, что оно действительно сложно, полиэтнично, оно не может быть единым, государство пытается выстроить то общество, которое считает правильным. Таким образом, это политика упрощения, в основе которой лежит идея, что нужно влиять на мотивацию людей. Мы увидим, что в истории это приводило к негативным последствиям. Именно по этим причинам во многих государствах обострилась борьба за идентичность, которая привела, как мы видим, к попыткам не только переосмыслить историю, но и переписать ее.

Один из способов повлиять на ситуацию в рамках ЕС — это правовая база. Европейскому Союзу необходимо разработать единый подход к тому, что из себя представляет этническое национальное меньшинство. Важно в современных условиях обратить внимание и на язык. Вступление государства в ЕС означает, по сути, признание множества языков, которые существуют в Европе. Может быть государствам-членам ЕС стоит отказаться от понятия государственный язык? И, наконец, понятию человека-гражданина должна быть противопоставлена другая парадигма — реализация прав человека вне зависимости от его этнического происхождения.

Сейчас европейское общество должно сдать очень сложный экзамен на этнонационализм, но, как мы видим по последним событиям, вопрос, сможет ли оно с достоинством выдержать этот экзамен, остается открытым.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Биография Виталия Чуркина

Биография Виталия Чуркина

Виталий Иванович Чуркин родился 21 февраля 1952 г. в Москве в семье авиационного инженера-конструктора.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо