Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
26 Февраля 2017

В Прибалтике остался последний шанс договориться с нацменьшинствами?

Автор: Андрей Стариков

В Прибалтике остался последний шанс договориться с нацменьшинствами?

24.11.2014  // Фото: http://www.bid4u.com.au

Вопрос национальных меньшинств в прибалтийских республиках до сих пор остаётся нерешённым. Правящие элиты отказываются не только от уступок или компромиссных решений в отношении этнических меньшинств собственных государств, но и от простого диалога. Однако сложная геополитическая обстановка способствует сдвигу межэтнической проблемы с мёртвой точки. На прошлой неделе перелом в сознании произошёл у правящих элит самой южной из прибалтийских республик - Литвы, где с середины следующего года начнёт работу Департамент национальных меньшинств, наделённый достаточно широкими полномочиями. Но будет ли на практике новое ведомство способствовать решению проблем национальных меньшинств и последуют ли литовскому примеру латвийские и эстонские коллеги - вопросы, которые остаются открытыми.

Министерство нацменьшинств

Стратегический комитет правительства Литвы 17 ноября принял решение о восстановлении расформированного в 2009 году Департамента нацменьшинств. Ведомство будет заниматься анализом проблем представителей национальных меньшинств и формированием в республике этнической политики. Департамент начнёт свою работу с июля 2015 года и будет находиться в подчинении правительства. «Департамент также будет сотрудничать не только с государственными и муниципальными учреждениями, неправительственными организациями, но и с зарубежными странами и дипломатическими представительствами, чьи национальные общины живут в Литве», - заявил премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс. Однако у экспертов, опрошенных порталом RuBaltic.Ru, довольно осторожное отношение к литовской новации.

Вальдемар Томашевский, лидер «Избирательной акции поляков Литвы»:

«У меня двойственное отношение к этому проекту. С одной стороны, я оцениваю позитивно возникновение такого департамента. Наконец-то вспомнили о существовании национальных меньшинств. Но вопрос в том, чем именно департамент будет заниматься. Ведь в прошлом Департамент национальных меньшинств, как ни странно, не всегда защищал их права. В 1990-е годы по Вильнюсу ходила злая шутка: департамент не по правам нацменьшинств, а департамент ограничения прав нацменьшинств. Хочется верить, что в новом департаменте будут работать люди, которые понимают суть проблемы и стремятся решить её».

Сергей Середенко, правозащитник, русский экс-омбудсмен (Эстония):

«В эстонской практике таким "пристяжным" институтом очень долгое время был министр народонаселения - министр без портфеля. Предпоследнее правительство отказалось от этой должности, и его "компетенция" перешла к министру культуры. На подобного рода должностях всё зависит от человека, их занимающего, а система препятствует выдвижению правильных людей, зато способствует выдвижению уже набивших оскомину имитаторов».

Елизавета Кривцова, правозащитник, председатель правления Конгресса неграждан (Латвия):

«В Латвии когда-то существовал Секретариат по общественной интеграции, который занимался проблемами национальных меньшинств. Потом его расформировали и приписали, по-моему, сначала к Минюсту, а потом к Минкульту. Сейчас считается, что политика общественной интеграции - это горизонтальная политика, которой понемногу должны заниматься все. По факту до интересов самих нацменьшинств дело доходит редко. Как правило, меньшинства имеют возможность подстроиться под государственную политику и даже получить за это небольшое финансирование. Например, в ходе обсуждения новой концепции политики интеграции в Совете по делам нацменьшинств при Минкульте ни одно существенное предложение нацменьшинств не было принято во внимание. Соответственно, нацменьшинства имеют возможность участвовать в выполнении, но не в принятии решений, касающихся их. Отдельная структура по вопросам нацменьшинств, несомненно, даёт больше шансов, что она будет концентрироваться на вопросах и интересах самих нацменьшинств. Но не является гарантией. Вопрос, прежде всего, в подходе: считать нацменьшинства чужеродным элементом на однородном теле нации и заниматься их добровольно-принудительным подчинением правилам большинства или же считать общество изначально неоднородным и обеспечивать возможность свободы каждого и сотрудничества на демократических принципах. Пока политика интеграции остаётся политикой подчинения, а не политикой свободы и сотрудничества. Нет существенной разницы, в каких институциональных рамках она проводится».

Несмотря на неоднократные рекомендации Совета Европы и критику Литвы за закрытие Департамента нацменьшинств в 2009 году и передачу его функций министерствам культуры и образования, правительство приняло решение о восстановлении этого ведомства только сейчас.

Основанием к созданию подобной структуры послужило усиление «метрополии» русского национального меньшинства, России, и сложные внешнеполитические отношения с восточным соседом. Несмотря на то, что Литва является наиболее этнически монолитной среди «балтийских сестёр» (примерно 85% населения составляют литовцы), а русские являются лишь вторым (5,8%) после поляков (6,6%) национальным меньшинством, кризис на Украине заставил литовцев первыми вспомнить о своих меньшинствах. Практика покажет, является ли эта озабоченность реальной, или же очередной декоративной покраской забора. 

Альгидрас Буткявичюс

Страхи прибалтийских элит в отношении России, во многом сконструированные искусственно самими же элитами в период национальных избирательных кампаний, сегодня могли бы послужить предпосылкой к новой попытке диалога представителей «коренных» этносов со своими меньшинствами. Создание в прибалтийских республиках органов, которые будут заниматься реальной, а не имитационной деятельностью, могло бы стать жестом приглашения со стороны национальных элит к диалогу, которого так долго требуют прибалтийские русские.

Департамент нацменьшинств для Латвии и Эстонии?

Правящие элиты Эстонии и Латвии, конечно, признают наличие межнациональных проблем, однако решением их почему-то пытаются сделать абсурдные программы интеграции, отвергаемые русскоязычным населением. Инициативы вроде Консультативного совета по делам национальных меньшинств при президенте Латвии по определению и исходя из заложенных в них функций неспособны сдвинуть с места национальные проблемы, в то время как балтийские русские продолжают говорить об ущемлении их социальных, политических и экономических прав.

непилсоне.jpeg

Уместно ли сегодня продолжать упоминать об ограничении прав представителей нетитульного населения в прибалтийских республиках? Уровень доходов является признанным критерием неравенства. Если работник получает меньший доход, чем его коллега, исходя из каких-то признаков, не относящихся к рабочему процессу, налицо дискриминация и неравенство. Для того чтобы сделать выводы о дискриминации национальных меньшинств на рынке труда, необходимы соответствующие статистические и социологические данные. В Латвии подобная официальная информация сознательно не представлена в публичном доступе. Так, данные по удельному весу представителей разных этнических групп в общем числе безработных не сообщаются с 2004 года. Отсутствует официальная информация, дающая представление о том, какой процент представителей национальных меньшинств занят в публичном секторе, работает в самоуправлениях, находится на руководящих позициях.

В отличие от Латвии, база данных Департамента статистики Эстонской Республики содержит информацию о доходах мужчин и женщин, эстонцев и неэстонцев. Анализ уровня заработной платы относительно этнического происхождения в Эстонии показывает, что в отношении доходов национальных меньшинств и эстонцев отклонение приближается к 10% - естественно, в пользу «коренного» этноса.

В 2012 году уровень безработицы в Эстонии среди женщин, не имеющих эстонского гражданства, составлял 20%, тогда как среди гражданок Эстонии безработица была на уровне 7,6 %. В целом среди граждан Эстонии уровень безработицы в 2012 году составлял 8,6%, а среди обладателей серых паспортов и граждан других государств - 18.4%.

О социальном, политическом и правовом положении этнической группы наглядно говорит динамика изменения количества её представителей. Так, рождаемость русских Латвии на 30% ниже, смертность - на 20% выше, а депопуляция и вовсе втрое больше, чем у «титульной» нации. В 2012 году рождаемость латышей была 10,97 на тысячу человек, а смертность 12,84. У нелатышей эти показатели равнялись 7,87 и 16,32 соответственно. Схожая ситуация наблюдалась и в Эстонии. Рождаемость у коренного населения в 2012 году достигала уровня 11,27 при смертности 11,14, тогда как на тысячу неэстонцев рождалось лишь 9,90, а умирало 13,76 человек.
Если сравнить данные переписи населения за 2000 и 2011 годы, можно сделать вывод, что за это время количество латышей сократилось на 85 тысяч, а нелатышей - на 221 тысячу. Нелатыши также чаще переезжают за границу и реже возвращаются. Так, в 2008 году 65,3% от общего числа эмигрантов из Латвии были представителями национальных меньшинств.

По-прежнему нерешёнными остаются традиционные «русские вопросы», поднимаемые самими представителями национальных меньшинств: статус русского языка, образование на русском языке, массовое безгражданство в Эстонии и Латвии.

Интеграция по-взрослому

Настоящая интеграция общества, без подмены этим понятием ассимиляции или 

школы Латвии

построения социума с этнической иерархией, имеет вполне измеримые показатели. Одной из этих характеристик является то, что национальные меньшинства не выбрасываются на обочину общества, а их статус во всех сферах жизнедеятельности характеризуется реальным равноправием. В интегрированном обществе, функционирующем как единый организм, национальные меньшинства имеют политическое представительство в структурах власти всех уровней. Речь не идёт о системе квот, но в демократическом обществе, где все члены обладают равными правами и возможностями, удельный вес национальных меньшинств в органах власти примерно соответствовал бы их доле в общей структуре населения. В интегрированном обществе меньшинства не принуждают к насильной сегрегации и параллельному существованию, отсутствует деление «мы - они».

Сегодня в странах Балтии даже относительные победы представителей нацменьшинств на муниципальных выборах воспринимаются как угроза национальной безопасности. За 23 года так и не преодолён этнический характер голосования, а избиратель мобилизуется лозунгом «Если не выберут нас, придут русские».

После выборов 11-го Сейма Латвии, когда победившую с большим отрывом партию «Согласие», традиционно пользующуюся поддержкой русскоязычного избирателя, оставили за бортом правящей коалиции, мэр Риги Нил Ушаков, позже возглавивший «Согласие», разместил у себя в профиле в фейсбуке лозунг «Нет этнической дискриминации», что прямым образом указывает на восприятие русскими жителями Латвии своего социального и политического положения. На выборах в Европарламент 2014 года партия «Согласие» повернула свой мегафон к латышской части населения, сделав лейтмотивом кампании лозунг «Проблема Латвии не русские, проблема Латвии - бедность».

Такой же этнический водораздел характерен и для Эстонии. Так, согласно опросу, проведённому американским Центром стратегических и международных исследований, 87% русскоязычных Эстонии, имеющих серые паспорта (неграждан) ограничиваются общением с себе подобными. В свою очередь, 94% молодых эстонцев ответили, что все или большинство их друзей - эстонцы. 

10624614_887927927914243_6785972086590655221_n.jpg

Этнические противоречия в странах Балтии никуда не исчезают с течением времени. Если бы Латвия и Эстония не вступили в ЕС, создав тем самым клапан для выпуска пара (большинство пассионариев попросту подалось в эмиграцию), протестные настроения были бы куда как более сконцентрированными; не исключено, что конфликт мог бы перейти и в горячую фазу.

В нынешних сложных геополитических условиях прибалтийским элитам для обеспечения национальной безопасности собственных республик необходимо повернуться лицом к своим русскоязычным согражданам, согласиться на диалог, пойти на компромиссы по ряду вопросов. В качестве темы для размышления правящему классу стран Балтии стоит взять предвыборный лозунг латвийского политика Айнара Шлесерса «Не отдадим латвийских русских России». При наличии должной политической воли и понимания необходимости диалога, вопрос, через какие формы и инструменты (Департамент, Консультативный совет или Министерство нацменьшинств) национальные элиты будут взаимодействовать со своим русскоязычным населением, является вторичным. 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

А знаете ли Вы историю СССР?

А знаете ли Вы историю СССР?

Проверьте, знаете ли Вы военную историю СССР!

Жилые дома русских в Эстонии

Жилые дома русских в Эстонии

В начале двадцатого столетия петербургскими архитекторами были созданы наиболее известные в Эстонии особняки в стиле северного модерна (Лютера в Ревеле и Амменде в Пернове).

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо