×
Политика Политика

Стоит ли играть в Counter Strike 1.6 перед переговорами с Россией?

Источник изображения: dailydot.com

С 1 января 2016 года прекращает действовать режим свободной торговли между Украиной и Россией. Переговоры о будущем преференций для украинских товаров с участием ЕС зашли в тупик. Об итогах встреч ЕС-Украина-РФ RuBaltic.Ru рассказал профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ:

- Николай Маратович, как Вы оцениваете итоги переговоров ЕС-Украина-РФ 22 декабря?

- Это были трехсторонние переговоры России с Украиной и Евросоюзом по торговле, по вопросу взаимных преференций или их отсутствия в торговых режимах. Речь идет о том, чтобы Украина сохранила два преференциальных режима. С одной стороны — существующий режим с Россией, фактически зону свободной торговли. С другой стороны — поскольку Евросоюз предоставляет такую возможность Киеву — могла приобрести преференции на западном направлении. Таким образом, если бы не было принято президентом Украины решение о закрытии зоны свободной торговли с СНГ, Украина бы оказалась в роли универсального посредника-моста, по которому товары могли бы без каких-либо технических проблем попадать на украинскую территорию и дальше идти в Россию. Это не могло быть приемлемым и в 2012 году.

Сегодня, в 2015 году, учитывая то, что у России санкционные войны с ЕС, это привело бы к утрате внешнеэкономического суверенитета.

То есть для Евросоюза российские контрсанкции на этом прекращаются, а для России европейские санкции остаются в силе.

Бывают ли подобные ситуации в мировой политике и экономике? Можно ли это с чем-то сравнивать? Требования, которые предъявил Брюссель России, равнозначны безоговорочной капитуляции страны, проигравшей в агрессивной войне. Но у нас же ситуация другая! Россия не воевала с ЕС. Это ЕС объявил торговую войну России. Но Россия эту войну не проиграла. В таком случае непонятно, на каких основаниях России выдвигают такие условия? Ни российская экономика, ни уж тем более внешняя политика не заслуживает, чтобы с нами разговаривали подобным образом. К тому же, когда в Европарламенте и Еврокомиссии все больше и больше слышны голоса экспертов и даже политиков, которые считают, что санкции в отношении России ни к каким позитивным результатам не привели, зато негативных эффектов более чем достаточно.

Единственное объяснение произошедшего на трехсторонних переговорах — участие Украины. В присутствии украинских переговорщиков Брюссель попытался быть крутым как сорокапятиминутное яйцо, как говорят в Техасе. Это нельзя назвать конструктивной позицией. И это закончится, безусловно, наращиванием взаимных экономических потерь. Надо признать, что потери будут и у России. Но нельзя не признать и другое — Евросоюз уже который год не находится в той форме, при которой можно объявлять ультиматумы государству крупнее Черногории. Потери будут и у ЕС. В рамках ЕС и возникает вопрос «У кого?». Потери, конечно же, будут неоднородны. Они затронут Эстонию, Латвию, Литву. Затронут Финляндию, которая никогда не выступала в авангарде санкционной политики, но евродисциплина есть евродисциплина.

Потери неизбежны и для Польши, где происходят сейчас странные политические процессы. Затрагивать они будут и Германию, что, возможно, в известной степени даже и хорошо, так как, в конечном счете, повысится процент немецких политиков и бизнесменов, которые поймут, что разговаривать подобным образом с РФ в 2015 году — лет на 20–25 перепутать календарь. Я бы обратил внимание читателей на позицию первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Он назвал «лживыми и циничными» обвинения Еврокомиссии в адрес России в срыве переговоров по зоне свободной торговли ЕС и Украины. Причем первый вице-премьер РФ г-н Шувалов известен как человек осторожный и предельно дипломатичный, если уж он использует такие слова, то ситуация действительно тяжелая.

- Год назад как раз на трехсторонних переговорах было принято решение отодвинуть вступление в силу экономической части ассоциации Украины с ЕС на год. За это время не удалось добиться каких-либо результатов в ходе консультаций между странами?

- Отсрочка могла быть эффективной, если бы Евросоюз и — подчеркиваю — Киев как сторона переговоров хотели договориться. Вместо переговорного процесса было сидение на берегу Днепра, Рейна или иной европейской реки и ожидание белого флага над Кремлем. Это были, по меньшей мере, завышенные ожидания. Поэтому, зная, что переговоры будут заведомо провальными, в откровенно некорректной форме делегация ЕС прекратила разговаривать и вышла из зала. Чем в более хамской форме ЕС прекращает переговоры по торговым преференциям, тем труднее будет к ним возвращаться и тем больше шансов, что Россия сосредоточится на восстановлении собственной экономики в формате, который не будет зависеть от потерявших голову евробюрократов. Что же касается еврокомиссара по внешней торговле Сесилии Мальмстрем, путающей Counter Strike 1.6 c официальными переговорами, то вспоминается русская поговорка «каков поп, таков и приход».

- В чем сейчас заключается экономический интерес Украины? Судя по жесткой позиции Киева, власти хотят полностью обособиться от экономики РФ...

- Экономический интерес Украины как государства с большим населением заключается в том, чтобы быть связующим центром между Россией, ее военно-политическими союзниками и Евросоюзом. По большому счету, Янукович, Кумча с Ющенко и даже Кравчук так или иначе все эти годы вели политику баланса. Шаг на Восток, шаг на Запад, шаг на Восток, шаг на Запад. Реверанс туда — реверанс сюда. 20-летняя с лишним практика была более-менее успешной. В эти годы Украина развивалась. Медленно, плохо, с отставанием, хуже партнеров по СНГ, но развивалась. В итоге такой стиль управления привел к тому, что Украина в неустойчивом положении продержалось несколько десятилетий. Но когда украинские политики в форме государственного переворота сделали свой однозначный выбор, они не забыли о собственных интересах, но забыли об интересах народа.

Так вот, интересы действующей украинской элиты не имеют к интересам украинского народа никакого отношения.

В конечном счете эта элита, если успеет, соберет чемоданы и уедет именно на Запад, возможно, в туже Швецию. А Украина останется, и украинцы останутся. Интересы же Брюсселя заключаются в удивительной задаче: убедить Россию заплатить за евроинтеграцию и восстановление разрушенной украинской экономики. Цель — достигнуть того, чтобы Россия несла издержки по результатам европейских экспериментов над Украиной. Представьте себе ситуацию: Риббентроп звонит Молотову, скажем, в сентябре 1941 года, и предлагает оплатить счета за оккупацию Украины и подкинуть на горючее для танков до Москвы…  

- Украина долго действительно пыталась, что говорится, усидеть на двух стульях сразу. Есть ли у Киева возможности как-нибудь выгодно ассоциироваться с Евросоюзом, при этом не обрубать годами наработанные тесные торговые связи с Россией?

- Для понимания приведу пример. Классический брачный союз в Европе всегда выглядел как союз одного мужчины и одной женщины. Брачные отношения юридически признавались именно в таком варианте. А не по схеме, когда женщина и два мужчины. Это бывало на практике, но не признавалось ни церковью, ни гражданским правом. Две свободные зоны торговли одновременно сродни попытке иметь в паспорте два штампа о браке. Господин Яценюк на самом деле выстраивает брак с Брюсселем, но счет за лимузин и ресторан отсылает в Москву.

- По словам президента Путина, делегация ЕС уходила со словами «игра закончена». Правда ли теперь game over?

- Делегация Евросоюза, видимо, перепутала Македонию с Россией. Вообще подобная постановка вопроса применительно к такому крупному рынку, которым является Россия, и уж тем более — Россия и ее экономические партнеры, звучит глупо. Можно разбрасываться рынками размером с Македонию или ту же Черногорию, но не рынками в 150–170 миллионов человек. У еврочиновников явный комплекс Карла XII, причем уже в послеполтавской версии.

- Можно ли рассчитывать, что трехсторонний формат переговоров ЕС-Украина-РФ все-таки приведет к компромиссам в будущем? Или уже стало бессмысленным такие переговоры проводить?

- Очередной зимний сезон обострений в аппарате Евросоюза не навсегда. Разорвать всю систему экономических и политических связей с Россией ЕС не рискнет. Это новая попытка играть на российских нервах. Попытка продемонстрировать свою сорокапятиминутную крутость избирателям. И попытка опять показать Киеву, что Европа рядом, правда, кормить не хочет за бесплатно. А хочет забрать все украинские рынки, не дав ничего взамен. Но рассматривать это все надо как явление временное. Разговоры про «законченную игру» в данном случае свидетельствуют прямо об обратном — еврочиновники обязательно придут, обязательно возобновят переговоры.

А если не захотят этого сделать, их заставят бизнес-интересы соответствующих стран. Кроме того, «наказать Россию» — это отвлечь внимание избирателя от вопросов реальных… Что делать с миллионом новых европейцев? Куда делся экономический рост? Почему исчезает социальная помощь? Почему тает средний класс? Почему по трапу европейского корабля хочет спустится Великобритания? Почему растут новые правые? Почему расширяется зона европейского сепаратизма? Не поторопились ли с единой валютой? Не пора ли отменять шенген?

- А как же с Украиной и Молдавией?

А так, как в анекдоте: «Герасим в рупор на Титаник: Собачку не примете?»


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров