×
Политика Политика

«Не тонут – и хорошо»: о чём говорили на форуме Давос–2016

Источник изображения: thestar.com

Лидеры государств и эксперты разбирались, что делать с мигрантами, и оценивали украинские реформы.

Самая болезненная тема Международного экономического форума в Давосе – беженцы. До начала мероприятия организаторы попросили 750 экспертов и участников форума назвать глобальные риски, с которыми столкнётся человечество в ближайшие 10 лет. Первое место ожидаемо заняла «масштабная насильственная миграция». Вероятность межгосударственных конфликтов, фаворит прошлогоднего рейтинга рисков, в этом году скатилась на четвёртое место, уступив экстремальным погодным явлениям и изменению климата.

Джобс – сын сирийца

Модераторы дискуссий старались делать всё возможное, чтобы найти в колоссальных потоках мигрантов хоть какой-то позитив, для чего формулировали вопрос так: беженцы – европейская обуза или ключ к новым возможностям? Намёк делался на то, что, интегрировавшись, орды чужаков смогут вдохнуть новую жизнь в буксующую европейскую экономику и даже помочь с демографией. Призыв к гуманизму совпал с приездом канадского премьера Джастина Трюдо, который собрался знакомить коллег с чудесами канадской инклюзивности и разнообразия. Канада торжественно пообещала принять 25 тысяч сирийцев, чем откровенно хвастается. Однако ввиду очевидной географической отделённости Канады от мрачных европейских реалий радужные речи Трюдо энтузиазма не встретили, да и сам канадец сильно выбивался из общего тона, царившего в те дни в Альпах. Лозунги «не забываем, что Стив Джобс – сын сирийского иммигранта» настрой не изменили. Даже Дэвид Милибэнд, президент благотворительной организации «Международный комитет спасения», призвал чётко разделять беженцев войны и экономических мигрантов. Глава Европейского центробанка Марио Драги также говорил, что с плюсами для Европы от наплыва людей не так всё просто: «Наше общество изменится. В какую сторону – можем только догадываться». Драги признал, что вливание денег в госрасходы на беженцев может обернуться своего рода инвестициями, однако «преждевременно будет рассуждать о том, сколько времени потребуется, чтобы превратить этот вызов в возможности».

Сын сирийца
Дублин не работает

Обсуждая проблему беженцев, государства активно перетягивали одеяло на себя и боролись за звание главного пострадавшего в кризисе. Турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу напомнил всем, что его страна приняла 2,5 миллиона сирийцев и 300 тысяч иракцев, поэтому мировое сообщество должно активнее подключаться к процессу и помочь туркам. Греческий премьер Алексис Ципрас в свою очередь заявил, что именно его страна находится в эпицентре событий, и попросил коллег по ЕС скорее выработать единый европейский механизм распределения беженцев. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, чья страна председательствует в Совете ЕС, озвучил последние цифры: за первые три недели 2016 года из Турции в Грецию перебрались 35 тысяч человек. Чуть ранее много шума наделал глава Европейского совета Дональд Туск, дав всего два месяца на решение проблем с границами. Его слова интерпретировали как предтечу краха Шенгенской зоны. Отвечая на вопрос о судьбе Шенгена, Рютте отметил, что проект ещё можно спасти. «Прежде чем убить Шенген, мы должны заставить заработать Дублин», – сказал он. Имелась в виду Дублинская система, с 90-х регулирующая приём Евросоюзом беженцев. Все европейские лидеры пришли к выводу, что система совершенно не работает.

Символ победы

Распределение беженцев по странам ЕС тоже идёт из рук вон плохо. План Еврокомиссии выполнен на 0,17%. Из обещанных 160 тысяч человек из Италии и Греции удалось переместить 272. На практике это выглядит следующим образом: 19 эритрейцев отправляют самолётом из Рима в шведский Лулео, после чего глава итальянского МВД объявляет операцию «символом победы». При этом наплыв людей всё растёт. «На вопрос, как долго мы сможем справляться с таким потоком, я даже не хочу отвечать», – огрызнулся немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле. И добавил, что Евросоюзу придётся готовиться инвестировать миллиарды евро в государства, откуда беженцы приходят, чтобы как-то решать проблему на местах, вне границ ЕС.

Не тонут – и хорошо

Особенно жаркая атмосфера получилась на дебатах по мигрантам, организованных компанией BBC. Федерике Могерини пришлось заслушивать гневные вопросы пользователей «Фейсбук». Почему восемь месяцев саммитов и деклараций окончились с нулевым результатом? Ведущая обратилась к залу, попросила поднять руки тех, кто считает, что Евросоюз действует слишком медленно. Увидев лес рук, Могерини раздражённо задала свой вопрос: «А как вы тогда думаете, слишком ли много времени нам потребовалось, чтобы начать проводить эти саммиты? Потому что я не вижу здесь неудачи. Наконец-то у нас меньше людей гибнет в море. В 2013 году было много погибших в море, а ЕС ни одного саммита не провёл». Её поддержал министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский – то, что беженцы стали тонуть меньше, уже достижение. Правда, спустя несколько минут ведущая прочла ленту новостей, чтобы сообщить уважаемым панелистам, что несколько десятков человек утонули буквально только что. Могерини сменила тему, вновь призвала коллег к единству и предупредила, что возведение границ лишь усугубит проблему. По сути, создаст эффект домино, когда страны по очереди будут выталкивать мигрантов на территорию друг друга.

Федерика Могерини
Меркель не лидер

«В Европе отсутствует лидерство, – заключил редактор немецкой газеты Die Zeit Йозеф Йоффе. – Несколько лет назад журналисты превозносили Меркель как императрицу или королеву Европы, а Германию как великого гегемона. Меркель не смогла лидировать. Мы не справляемся с численностью мигрантов. В этом и проблема. Поэтому долго и решаем. Когда не можем решать вместе, страны действуют по отдельности». Йоффе привёл в пример, как Швеция недавно установила контроль на границе с Данией. Единством среди членов ЕС пока и не пахнет. Против каких-либо квот и массового перераспределения беженцев продолжают выступать Вышеградская группа, Прибалтика, Великобритания. На попытку упрёка в подрыве европейской солидарности довольно эмоционально отреагировал польский министр Ващиковский, опять вспомнив про Украину. «Мы говорим о Ливии и Ближнем Востоке, но забываем о конфликте на Украине. Мы разместили миллион украинцев. И никто их не считает так, как считают других людей! – спорил Ващиковский, поглядывая на Могерини. – Нельзя концентрироваться на южном измерении кризиса и забывать о восточном. Такова тенденция. Мне приходится об этом напоминать. Мы пытаемся справиться с конфликтом в одиночку. По телевизору этого не показывают». Ранее заявления о «миллионе украинцев» всплывали на дебатах в Европарламенте в исполнении польского премьера Беаты Шидло и вызвали локальный дипломатический мини-скандал с Украиной. В реальности за три года Польша предоставила статус беженца лишь четырём украинцам (и тысячам отказала), остальные – «заробiтчани». Несмотря на это, вопрос, почему «девочек из Львова» Евросоюз жалеет меньше, чем африканцев и арабов на переполненных ржавых лодках, прочно входит в и без того широкий арсенал аргументов, в силу которых Восточная Европа не спешит поучаствовать в разделе издержек с коллегами по ЕС, когда дело касается беженцев.

В сухом остатке в Давосе лидеры смогли лишь констатировать азбучную истину: осенью беженцев станет ещё больше, что с ними делать – неясно. В Евросоюзе нет не только адекватного и реализуемого на практике единого механизма реагирования на беженцев, но и взаимопонимания, каким он должен быть. Одни члены задыхаются от беженцев и примкнувших к ним мигрантов. Другие серьёзных неудобств не испытывают и гостей вообще не ждут. Разрыв между этими странами пока выглядит непреодолимым. В одном стороны согласны: рано хоронить Шенген. «Чем выше стена, тем проворнее контрабандисты, – с улыбкой сказал Милибэнд. – Отчаянные всё равно найдут путь».

Перемога

Между страстями по беженцам и экономикой, на периферии форума оказались Украина и Россия. Генсек НАТО Йенс Столтенберг и министр обороны США Эштон Картер традиционно отметили, что Альянс обязан адаптироваться к гибридным войнам, в том числе для противостояния с Россией. Прозвучали дежурные фразы, что НАТО предстоит усилить разведку и «понимание ситуации». «Раньше нам была очевидна идея, что советские танки поедут в Западную Европу. Теперь, с хакерскими атаками и "маленькими зелёными человечками", само понимание, что на нас напали, требует больше данных, а времени на предупреждение атаки становится меньше», – рассуждал Столтенберг. 

Перемога

Украинская делегация тем временем приехала консультироваться с вице-президентом США Джо Байденом и просить больше денег в форме инвестиций и кредитов. Украинский миллиардер Виктор Пинчук организовал частный (читай, закрытый) «украинский завтрак», где для мира презентовали успехи украинских реформ. Гостей попросили оценивать усилия Киева по трансформации страны. 73% присутствующих сочли действия правительства Яценюка и президента недостаточными. Затем 51% отметил, что «международная ситуация изменилась в сторону менее благоприятную для страны в восстановлении [украинской] территории». Последовала и более предметная критика. В частности, как сообщают присутствовавшие, бывший глава Еврокомиссии Баррозу спрашивал, когда на Украине решат проблему конфликта интересов, справятся с коррупцией и перестанут рейдерстововать. Некоторым неудобные вопросы и наставления европейцев пришлись совсем не по душе. «Вот домашнее задание: новая налоговая служба, новая таможня, разграничение власти от бизнеса, борьба с коррупцией. Казалось, что ещё чуть-чуть, и нас будут учить чистить зубы два раза в день и мыть руки перед едой. Но до этого не дошло. Пронесло! Перемога», – возмутился политолог и экс-советник олигарха – губернатора Таруты Константин Батозский. В итоге помощь Украине, конечно, пообещали, включая деньги из разных источников, а вот похвалы на ниве реформ, судя по настроениям в Давосе, ждать придётся долго.


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров