×
Политика Политика

Справится ли Европа с ростом популярности ультраправых?

Источник изображения: static.prsa.pl

Проблемы с беженцами ожидаемо обернулись ростом популярности ультраправых в странах ЕС. В условиях, когда неповоротливая бюрократическая машина европейских стран не справляется с миграционным кризисом, низовые инициативы национал-радикалов становятся ещё одной угрозой европейской национальной безопасности. Адекватная реакция на эту угрозу зависит от эффективности государственных институтов: в каких странах эти институты реальные, а в каких – только фикция.

Миграционный кризис уже полгода стабильно становится решающим фактором в европейских электоральных раскладах. В Австрии большинство голосов на президентских выборах 24 апреля получил кандидат от национал-консервативной Австрийской партии свободы Норберт Хофер, набравший 35% голосов. Вышедший вместе с ним во второй тур кандидат от австрийских «зелёных» получил 21% голосов. Представители двух системообразующих партий, всю послевоенную историю формировавших правительство и являющихся партиями власти, – Социал-демократической партии Австрии и Австрийской народной партии – во второй тур не прошли, что было охарактеризовано наблюдателями как «политическое землетрясение».

Политическая программа Австрийской партии свободы состоит в ограничении иммиграции, требованиях выхода Австрии из ЕС и Шенгенской зоны, неприятии ислама и отказе признавать сопричастность австрийского народа преступлениям нацизма. Австрийских ультраправых исчерпывающе характеризуют лозунги, которые они использовали в предвыборных кампаниях: «Австрия – не страна для иммигрантов», «Работа, а не иммиграция», «Вена – не Стамбул», «500 лет назад мы отстояли Вену от турок. Неужели сегодня они всё-таки нас захватили?».

Лидеры Австрийской партии свободы в разные годы оскандалились реабилитацией и даже глорификацией нацизма. У истоков партии стояли люди, связанные с национал-социализмом, подвергнутые в 1945 году люстрации и не допущенные к членству в двух главных правящих партиях. В 1986 году победа на президентских выборах кандидата, поддержанного АПС, привела к разрыву дипломатических отношений Австрии с Израилем и бойкотированию нового президента Соединёнными Штатами и рядом европейских стран.

Австрийская партия свободы всегда усиливала свои позиции в периоды миграционных кризисов. Так было во времена наплыва беженцев из разрушенной Югославии, в период активного переселения в Австрию турок и после большого расширения ЕС 2004 года, когда в Вену хлынули болгары и румыны. Что уж говорить о нынешнем – самом большом за последние десятилетия – миграционном кризисе, тем более что Австрия стала одной из стран, по которым этот кризис ударил сильнее всего? Австрийская партия свободы традиционно была третьей по популярности политической силой страны – стоит ли теперь, с учётом наводнивших Вену африканцев с арабами, удивляться победе на выборах кандидата от партии с нацистским генезисом?

Неповоротливая бюрократическая машина ЕС и европейских стран оказалась неспособна адекватно отреагировать на миграционный кризис, и от этого в европейской политике ожидаемо происходит размывание Центра, поражение на выборах умеренных и выход на первый план ультраправых.

О том, что именно так всё и будет, говорилось больше года. Сперва брюссельская бюрократия, а под её влиянием и все умеренные лидеры стран ЕС распахнули границы для беженцев, затем не смогли остановить всплеск уличной преступности, вызванной этими беженцами, затем попытались скрыть от населения масштабы проблемы, называя это толерантностью и политкорректностью. Закономерное следствие – рост популярности правых и крайне правых партий.

«Национальный фронт» во Франции, «Лига Севера» в Италии, «Альтернатива для Германии», Австрийская партия свободы, Партия независимости Соединённого Королевства, Народная партия Дании, венгерская «Фидес» и польская «Право и справедливость» – все эти партии в течение 2015 – начала 2016 года окончательно избавились от ярлыка внесистемных и маргинальных. Некоторые из них уже пришли к власти в своих странах («Фидес», «Право и справедливость»), некоторые надеются на вхождение в правящую коалицию с умеренными правыми (например, «Лига Севера» ведёт переговоры о коалиции с Сильвио Берлускони).

Пока правящие политические силы ЕС будут называть все разговоры о проблемах с беженцами «русской пропагандой», евроскептицизм считать путинской «гибридной войной» против «европейского единства», а реальную борьбу с терроризмом заменять красивыми словами о необходимости такой борьбы, правые настроения в Европе будут только расти, становясь всё более радикальными. Вышеперечисленные партии – далеко не предел правого политического спектра. Если Европейский союз и дальше будет демонстрировать недееспособность и отговариваться от выполнения первичных функций государства разговорами про толерантность и политкорректность, эти партии станут умеренными правоцентристами, а крайне правую нишу в системной политике займут откровенные экстремисты.

Неэффективность государственных институтов, доходящая в ряде случаев до отказа европейских государств от обеспечения безопасности населения, приведёт к тому, что государство на брюссельских, парижских или кёльнских улицах скоро заменит частная инициатива снизу – национал-радикальные группировки, которые будут бороться с мигрантами своими методами и под своими лозунгами.

Готовность к такого рода действиям ультраправые активисты уже демонстрируют. Латвийская национал-радикальная группировка «Стражи Отечества» заявила, что объявляет войну беженцам. «Стражи Отечества» говорят, что они будут делать то, чего не в силах делать полиция, – защищать население Латвии от мигрантов. В ноябре прошлого года «Стражи Отечества» и другие латвийские ультраправые принимали участие в факельном шествии в Риге. В феврале этого года национал-экстремисты, требующие окончательного решения мигрантского вопроса в Эстонии, участвовали в факельном шествии в Таллине, а неделю спустя выражающая их взгляды Консервативная народная партия прошла в Рийгикогу. На одном из антимигрантских митингов вскоре после этого сторонник Консервативной народной партии красовался в футболке с надписью «Негров – в печь».

Опыт Латвии, Эстонии и Австрии показывает, что миграционный кризис способен придать импульс и обеспечить ещё одну политическую жизнь политическим силам, возникновение которых было прямо связано с гитлеризмом. Основатели и идейные вдохновители этих политических сил 70 лет назад состояли в венском отделении НСДАП или воевали в латышском легионе СС, а сегодня их потомки выигрывают выборы и формируют боевые отряды, пользуясь ситуацией с беженцами.

Главное, чем они пользуются, – это слабость государства, которое в современной Европе не хочет обеспечить населению минимум того, за что люди соглашаются на его власть, подчиняются законам и платят налоги, – личную безопасность.

Поэтому их нишу уже норовят занять кандидаты в новые «штурмовики». Свято место пусто не бывает. Брюссельские чиновники и их реципиенты в странах ЕС, которые сейчас называют ультраправыми тех, кто требует роспуска ЕС, отказа от Шенгенской зоны и евро, ещё не подозревают, каким может быть настоящий правый реванш в Европе. Чтобы этого настоящего правого реванша не произошло, государство в тех европейских странах, в которых оно действительно существует, должно наконец включиться и начать работать. Сложнее с теми странами, в которых вместо настоящей полиции, армии и спецслужб – грустные клоуны, стряпающие ежегодники о «русской угрозе». В этих странах реальная, а не русская, угроза в виде беженцев и преступности с одной стороны и активизации национал-радикалов с другой стороны может вскрыть имитационный, маскарадный характер их государственных институтов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров