×
Политика Политика

Европейский союз теряет свои скрепы

Источник изображения: globalaffairspress.com

Неспокойно что-то стало в королевстве общеевропейском. Лихорадит его. Сначала как-то в одночасье померкло былое стабильное германо-французское партнёрство – тандем равных и великих. Именно он был совсем недавно надёжным локомотивом уверенного развития и процветания Евросоюза. Потом в июне 2016 года случился Brexit. И многим в ЕС стало казаться, что подломились главные столпы стабильности, заложенные в его фундамент ещё отцами-основателями.

Турбулентность нарастает

Уж если председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявляет, что ЕС находится в экзистенциальном кризисе, вряд ли можно сомневаться, что союз с трудом сохраняет единство.Уж если председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявляет, что ЕС находится в экзистенциальном кризисе, вряд ли можно сомневаться, что союз с трудом сохраняет единство.

Хватает в ЕС проблем масштабом и поменьше. Застопорились президентские выборы в Австрии. Неслыханное дело – там вдруг не стало гарантий проведения честных выборов! Испания уже сравнительно давно живёт без правительства. Как несколько ранее без своего Кабинета министров более полугода просуществовала двухобщинная Бельгия.

Серьёзные финансовые трудности испытывает банковская система Италии. И вряд ли это обстоятельство станет хорошим фоном для задуманной итальянским премьером Маттео Ренци реформы – оптимизации государственного управления.

Всё громче звучат диссидентские голоса центральноевропейских стран Вышеградской группы – Чехии, Словакии и Польши. И верховодит в группе венгерский премьер-министр Виктор Орбан, никак не укладывающийся в политкорректные стандарты европейского лидера. Основная видимая причина их недовольства – не решённая в ЕС проблема массового наплыва беженцев. Но всё больше на первый план выходит их эгоистичное желание сохранить, а если получится, то и приумножить дотационный поток из Брюсселя, но при этом максимально самоустраниться от принятия на себя каких-либо обязательств. Общий посыл «вышеградцев» предельно прост: дайте денег и отстаньте от нас!

Нарастающая турбулентность внутриевропейской жизни на дальний план отодвинула финансовые проблемы Греции. А именно они ещё три-четыре года назад более всего волновали европейцев. Проблемы гигантских греческих долгов до сих пор так и не удалось разрешить, но их казавшиеся ранее угрожающими многомиллиардные объёмы как-то съёжились, скукожились на фоне других евросоюзовских неурядиц последнего времени.

Момент истины для Германии

Канцлер Германии Ангела Меркель признала свою вину в поражении Христианско-демократической партии (ХДС) на выборах в столичный парламент. Набрав 17,6%, ХДС показала худший результат в Берлине с момента объединения Германии. Канцлер Германии Ангела Меркель признала свою вину в поражении Христианско-демократической партии (ХДС) на выборах в столичный парламент. Набрав 17,6%, ХДС показала худший результат в Берлине с момента объединения Германии. 

Впрочем, кое-кто посчитал, что нет худа без добра. И все проблемы объединённой Европы в состоянии решить единственная оставшаяся в ЕС реальная сила – германский гегемонизм. Пришло наконец его время!

Беда только в том, что ФРГ поздней Ангелы Меркель уже не та, что раньше. Нет прежней уверенности в своей силе и правоте – ни у неё самой, ни у Германии в целом.

Инициированный, наверное, понятной только мадам канцлерин логикой, призыв многим сотням тысяч беженцев с опалённых войнами Ближнего Востока и севера Африки переселиться на ПМЖ в дорогой её сердцу фатерланд показал многие его ахиллесовы пяты и диспропорции развития.

На одном полюсе – горячее желание германских транснациональных компаний, таких как Siemens или Bayer, отхватить свой лакомый кусок в общемировом процессе глобализации. На другом – недовольство своей жизнью немецких бюргеров. Особенно на сравнительно недавно приобретённых восточных землях. И вновь стало ясно, что за более чем четверть века со дня воссоединения Германии проблему неравенства «весси» и «осси» решить так и не удалось!

В этих условиях само избрание Ангелы Меркель, самой влиятельной женщины планеты по мнению авторитетного журнала Time, на пост главы германского правительства в 2017 году может оказаться под большим вопросом. И последнее по времени тому свидетельство – провал христианских демократов на выборах в Берлине в прошлое воскресенье.

И если Ангела Меркель в четвёртый раз и станет канцлером Германии, то будет это не результатом её силы и непререкаемого авторитета в немецком обществе, а скорее свидетельством слабости и блеклости её политических конкурентов: и теряющих одну позицию за другой партнёров по «большой коалиции» – германских социал-демократов, и левых с «зелёными». И не вошедших ещё в полную свою силу непримиримых оппозиционеров из антимигрантского движения «Альтернатива для Германии». Впрочем, последних можно обвинить скорее в излишнем радикализме, чем в пассивности и недостатке напора.

Три проблемы

Проблемы ЕС
Европейский Союз на грани раскола или даже полного исчезновения, пишут мировые СМИ. И дело не только в проблеме беженцев.

Слабость нынешней Европы, которую нынешний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на последнем саммите ЕС назвал «экзистенциальным кризисом», а всё та же канцлер ФРГ Ангела Меркель обозначила как «критическую ситуацию», корнями уходит сразу в несколько трудноразрешимых причин и противоречий.

Во-первых, в эгоизм и высокомерие Брюсселя, который стал питательной средой расцветшего бурным цветом эгоизма и потребительства окраинных стран ЕС.

Именно это противоречие может стать труднопреодолимым барьером в поиске выхода из тупика: компромиссные решения странам – членам столь широкой конфедерации, как Евросоюз, находить всё сложнее. Уже нет у его лидеров того высокого авторитета и политической воли к решительным шагам и переменам. Да и финансовые рычаги влияния на колеблющихся и сомневающихся не столь действенны, как ранее. А путь к более тесной консолидации стран в единую федерацию заметно подпорчен хроническим недоверием и неверием в слова и дела Брюсселя.

Во-вторых, различия интересов разных стран Евросоюза никуда не исчезли. А некоторые из них стали ещё глубже. Особенно если следить за их трансформациями даже у таких соседних стран, как Германия и Польша, живших все последние годы в мире и согласии.

Дальше – больше. Стал набирать обороты процесс регионального обособления в ЕС. Не случайно накануне саммита Евросоюза в словацкой Братиславе 16 сентября 2016 года отдельно собирались на свои мини-саммиты и «сверяли часы» в Праге лидеры Вышеградской группы, а затем в Афинах – и руководители государств Южной Европы: Италии, Греции, Испании, Португалии.

Но решающим остаётся третий фактор – действия самого сильного внутри ЕС политического игрока, администрации США. И несмотря на то, что она располагается не тут рядом, под боком, в Европе, а далеко, за Атлантическим океаном, действуют её представители на континенте по-прежнему решительно и напористо, свято блюдя в первую очередь интересы лидера всего Западного мира!

Насколько беспардонно могут действовать высокопоставленные эмиссары Вашингтона в Европе, показал недавний визит вице-президента США Джо Байдена в Ригу 23 августа. Собравшиеся в Национальной библиотеке лидеры балтийских государств ожидали от заокеанского гостя в первую очередь надёжных гарантий того, что американские вооружённые силы не останутся безучастными и отразят «неминуемую российскую агрессию».

Для стороннего же наблюдателя не ускользнуло другое настоятельное желание Джо Байдена – воспользоваться своим визитом к далёким союзникам по НАТО на берегу холодного Балтийского моря в своекорыстных интересах Демократической партии на завершающем этапе предвыборной борьбы за Белый дом.

Конечно, было наивно полагать, что рижское выступление видного демократа могло бы в какой-то степени оказать влияние на американского избирателя, но спровоцировать кандидата в президенты – республиканца, крайне эмоционального и несдержанного на острое словцо Дональда Трампа, на очередной не вполне продуманный шаг – такая задача перед Джо Байденом действительно могла стоять.

Не поэтому ли американский вице-президент – демократ открыто призвал не придавать слишком большого значения замечаниям республиканца Дональда Трампа, поскольку последний якобы «не знает, что говорит»?

Дальше – больше: радушные латвийские хозяева встречи решили подыграть демократам в их борьбе за президентское кресло. Воспользовавшись совпадением дня визита Джо Байдена с очередной годовщиной подписания в 1939 году советско-германского Договора о ненападении, они в уста бывшего лидера «Народного фронта Латвии» Дайниса Иванса вложили слова о «возможности нового пакта Путина – Риббен-Трампа».

Была ли эта «инициатива» согласована со всесильным в Латвии посольством США, это отдельный вопрос, но сравнить кандидата в президенты США от «Великой партии» с министром иностранных дел гитлеровской Германии – явный перебор!

Собственные интересы превыше всего

Сейм Латвии
1 мая 2004 года Латвия вступила в Евросоюз. Маленькая прибалтийская республика со слабой экономикой уже на протяжении 12-ти лет разделяет проблемы ЕС.

Но вернёмся к проблемам объединённой Европы. Ещё одно её противоречие заключается во всё большем следовании её лидерами при принятии важнейших решений принципам не типичного для континентальной Европы римского права с одним из основополагающих принципов: «Dura lex, sed lex», – а англосаксонского правового поля. В котором среди всех других источников права доминирует прецедент, а вопросы процессуального характера преобладают над вопросами материального права.

Не отсюда ли у стран Евросоюза начинает преобладать принцип «что можно одному, можно и другому»? И это вне зависимости от взятых на себя в ЕС прав, а главное – обязанностей.

Для Латвии, как небольшого европейского государства, в эпоху чрезмерно высокой турбулентности на международной арене главным остаётся вопрос, какую на себя примерить и принять правильную манеру поведения. Особенно тогда, когда гарант успешного развития и благополучия страны – само существование Евросоюза – находится под угрозой.

Рекомендация тут может быть только одна – курс на большую самостоятельность в принятии решений. Государственный альтруизм сейчас не в цене. Оставим его великим державам. Но боюсь, что и они всё больше будут теперь думать в первую очередь о собственных интересах.

Для малых стран, к сожалению, действует принцип, по которому «наши проблемы – это наши проблемы, а общие проблемы – всё равно наши проблемы!». А поэтому не остаётся ничего другого, как биться всеми силами только за свои интересы.

Справка RuBaltic.Ru: Александр Васильев – латвийский политолог, директор международного общества «Балтийский форум».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров