×
Политика Политика

«Слепили из того, что было»: как открывается правда о литовских «героях»

Источник изображения: https://birdinflight.com

Вокруг «героев» современной Литвы снова разворачиваются скандалы. В чистоте образа одного из главных борцов за независимость страны Йонаса Норейки усомнилась его собственная внучка, американская журналистка Сильвия Фоти. Но если гражданке США правда о национальном герое сойдет с рук, то депутату горсовета Клайпеды Вячеславу Титову придется, видимо, отдуваться за обоих. Впрочем, обо всем по порядку.

«Воплощая в жизнь последнюю просьбу своей матери, я обнаружила, что мой дед причастен к Холокосту, и узнала, как это расценивается вне нашего семейного круга», — утверждает внучка Норейки. Почитателей «генерала Ветра» статья Сильвии Фоти, очевидно, повергла в шок, от которого они не могут оправиться до сих пор. «Одно дело, когда Ванагаса обвинила литовская писательница, и совсем другое, когда против собственного деда выступила внучка из Америки, у которой не было никаких причин клеветать на него, — отмечает Sputnik Литва. — И если литовцы не склонны открыто высказываться на резонансные темы (особенно сейчас, когда любое мнение не в тренде заканчивается попаданием в число "полезных идиотов" и "агентов Кремля"), то американцы говорить правду не боятся».

Того же мнения придерживается и израильский историк, известный охотник на нацистов Эфраим Зурофф.

«Йонас Норейка — это очень старая история, — рассказал Зурофф аналитическому порталу RuBaltic.Ru. – Его преступления против евреев в Литве хорошо известны. Но в этой ситуации особенно важно то, что человек, который сделал такое заявление, не является евреем: заявление сделала его собственная внучка! Поэтому, мне кажется, этот вопрос в Литве восприняли очень серьезно и очень негативно. Вчера я уже видел попытки некоторых людей растолковать, что делал Норейка, и защитить его».

Сильвия Фоти, автор книги «В поисках правды» / Фото: silviafoti.comСильвия Фоти, автор книги «В поисках правды» / Фото: silviafoti.com

Тем не менее, попытки выглядят довольно робкими. Большинство сторонников Норейки не знают, как реагировать на обвинения в его адрес, а поэтому предпочитают «не будить лихо, пока оно тихо». Их, к тому же, наверняка смущает огромный массив информации, о котором говорит Фоти: «Моя мать собрала массу материалов, которые включали три тысячи страниц стенограмм КГБ, семьдесят семь писем моей бабушке, сказку, написанную в концентрационном лагере Штуттгоф для моей матери, письма членов семьи о его детстве и сотни газетных и журнальных статей».

То есть безусловной вере в святость Норейки его внучка наверняка противопоставит конкретные факты. У ее оппонентов не будет шансов, если дискурс перейдет из политической в историческую плоскость.

Видимо, поэтому травлю Сильвии Фоти (подобно той, которая была развязана в свое время против Руты Ванагайте) мы пока не наблюдаем. Но это не значит, что литовские националисты оставят ее в покое. «Я могу вас заверить, они приложат все усилия, чтобы сделать ее жизнь несчастной, точно так же, как это было с Рутой», — отмечает Эфраим Зурофф.

Эфраим Зурофф и Рута Ванагайте / Фото: 15min.ltЭфраим Зурофф и Рута Ванагайте / Фото: 15min.lt

Еще не утихла шумиха по поводу публикации Сильвии Фоти, как очередной скандал спровоцировал депутат из Клайпеды Вячеслав Титов, проголосовавший против увековечивания памяти Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. «На заседании комитета финансов я задал вопрос: "Вы считаете, что в Клайпеде нужно увековечить имя человека, связанного с гибелью восьми тысяч мирных жителей, включая детей?", — рассказал Титов. — Мне ответили, что такой информацией не обладают. Я предложил комитету документ, в котором нашел эту информацию. Его принимать отказались. После этого я сказал, что людям, которые не хотели мира и были причастны к убийствам ни в чем не повинных людей, нет места в городе Клайпеда».

Титов, разумеется, не внук «героя», которого он обвиняет в массовых убийствах, а поэтому на нем разгоряченная литовская Фемида решила отыграться.

В связи с оскорблением памяти Раманаускаса правоохранители начали расследование. Мэр Клайпеды инициировал сбор подписей по вопросу импичмента. Стену Титова в Facebook осадили сотни возмущенных литовцев, которые призывают его покинуть республику (и это еще самые безобидные комментарии). А 26 июля, в день голосования по злосчастной мемориальной доске, депутата обсыпали мукой на входе в горсовет. Похоже, схлопотал он и за себя, и за Сильвию…

Вячеслав Титов / Фото: BaltnewsВячеслав Титов / Фото: Baltnews

Аналогичные процессы происходят и на Украине, где в ранг национальных героев уже давно возведены Степан Бандера и Роман Шухевич. Споры вокруг них, похоже, в стране не утихают ни на минуту, но в пантеоне борцов за «незалежность» хватает фигур поменьше. К примеру, сравнительно неизвестным широкой публике остается заместитель Бандеры, активный деятель Организации украинских националистов (запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru) Ярослав Стецько. В его честь на Украине возводят памятники и называют улицы, но параллельно с этим просачивается правда о «подвигах» Стецько, который намеревался создавать Украинское государство в альянсе с нацистской Германией. Разумеется, методы решения еврейского и «москальского» вопросов Стецько позаимствовал у товарищей из Рейха и не раз использовал на практике…

Но украинцам тоже не дают спокойно «лепить» своих героев. Бандера и компания, пользуясь симпатиями нынешнего режима, все равно оказались между молотом и наковальней. Об их подлинном «геройстве» никак не хочет забывать Польша, а в юго-восточных регионах Украины неприятие галичанских кумиров после майдана как минимум не ослабло.

Вероятно, поэтому культ Бандеры в «свидомой» Украине не расцвел пышным цветом и памятники ему до сих пор не украшают центральные площади Харькова, Запорожья, Одессы. А в острой дискуссии с поляками украинские власти уже выразили готовность отказаться от некоторых «неудобных» идолов.

«Я готов признать вину отдельных представителей Украины или отрядов в том, что они делали на Волыни», — заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Не окажется ли среди этих «отдельных представителей» и Роман Шухевич, который во время Волынской резни руководил деятельностью Украинской повстанческой армии (УПА, запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru)? И как тогда быть с почетным званием «Героя Украины», которое командиру батальона «Нахтигаль» еще в 2007 году посмертно присвоил Виктор Ющенко?

Прославление пособников нацистов на Украине / Фото: livejournal.comПрославление пособников нацистов на Украине / Фото: livejournal.com

Как ни странно, у литовских националистов подобных вопросов сегодня не возникает. Героизации людей с «сомнительной» биографией сопротивляются отдельные исследователи, политики, правозащитники в Литве и за рубежом, но против них не сложился ни консолидированный внешний, ни консолидированный внутренний фронт.

Отчасти процесс героизации нацистских преступников в Литве — явление естественное, вполне соответствующее исторической логике. После распада СССР страны Балтии строили свою государственность исключительно по принципу отрицания советского прошлого, а поэтому первым делом ухватились за тех исторических персонажей, которые в свое время считали коммунистов злейшими врагами.

Факты сотрудничества с нацистами не особо портили биографию новоявленных «героев», а самые радикальные слои населения и вовсе воспринимали это как достоинство: как же надо было ненавидеть «красных», чтобы объединиться с «коричневыми»!

Хоть с чертом и дьяволом, но не с москалями. Могла ли независимая Литва оставить без внимания «подвиги» таких непримиримых антисоветчиков?

Подобным образом, кстати, действовали и большевики, когда сносили памятники царского периода, а на их месте возводили культ новых героев — от декабристов до бакинских комиссаров. Ненависть к царизму, крепостному праву, правящей династии была главным признаком героизма. Разница лишь в том, что советские герои не ставили своей целью уничтожать целые народы по расовым, этническим или религиозным мотивам.

Когда дело доходит до ужасных акций, в которых прибалтийские коллаборанты принимали участие, конструкторы нового исторического мифа вынуждены оправдываться, судорожно доказывать, что все это козни недоброжелателей или старые чекистские фальшивки (прием особенно популярен на Украине, где все преступления вояк УПА якобы совершались переодетыми сотрудниками НКВД). Самих националистов еврейские скелеты в шкафу литовской истории едва ли смущают и, как правило, даже не особо интересуют — они бы их вообще не доставали. Но скелетов накопилось столько, что от посторонних глаз их уже не скроешь…

Признать, что новоиспеченные герои имели такой грешок — уничтожали евреев? Но тогда из героев они моментально опустятся до тех, кого весь мир осудил в Нюрнберге, и даже ненависть к большевизму не смягчит им исторический приговор. Отказаться от них? Тоже не вариант: новых героев откопать негде, да и к старым уже привязались... В конце концов, не будет ли это выглядеть как поражение гордой Литовской Республики?

Евреи Вильнюсского гетто строятся в колонну для отправки напринудительные работы / Фото: Военный альбомЕвреи Вильнюсского гетто строятся в колонну для отправки на принудительные работы / Фото: Военный альбом

 «Тот скандал, который случился, мне кажется, не получит дальнейшего продолжения, — так оценивает признание Сильвии Фоти политолог и журналист Армен Гаспарян, — потому что совершенно очевидно, что литовские власти не станут переигрывать эту историю. Подавляющее большинство их национальных героев в той или иной степени связаны с уничтожением евреев точно так же, как связан был с этим Йонас Норейка».

Разумеется, последнее слово будет за историей. Она его пока не сказала. Слишком мало об этих людях было известно до 1991 года (благодаря чему и появился простор для маневров), слишком много о них начали говорить после.

Взвешенный взгляд на историю потребует от литовцев не только обратить внимание на нелицеприятные страницы биографии своих героев, но и пересмотреть отношение к тем, кто стоял у руля Литовской ССР.

Можно сколько угодно признавать советский период истории «оккупацией», но это не отменяет того факта, что целых полвека ЛССР была формой существования литовского народа, которому нужны были лидеры и руководители.

«Руководство Литвы после войны, на мой взгляд, проводило осознанную и весьма эффективную политику по защите интересов республики, старалось "выбить" для нее как можно больше, — отмечает директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков. — И глава Литовской ССР Антанас Снечкус, много десятилетий стоявший у руля республики, на мой взгляд, может считаться одним из отцов-основателей современной Литвы наравне с тем же Сметоной (литовский диктатор в 1926–1940 годах — прим. RuBaltic.Ru)».

Вопрос лишь в том, когда Литва будет готова беспристрастно взглянуть на персонажей своей истории.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Пень как пень, а из-под корневища струйка дыма поднимается еле заметно»: как советский спецназ «лесных братьев» ловил
25 июля 2018
Раз выехали мы на совместную с операми из МГБ операцию в большой хутор, где трижды уже бандиты жгли избирательный участок. Весна, лес запахами полон, птички вовсю поют.
«Распускали слухи, что евреев и русских будут резать»: рассказ очевидца о преступлениях националистов в Литве
26 июля 2018
Интервью с бывшим председателем Совета ветеранов Анфияном Антоновым.
«Война близко»: зачем на Украине создают военизированные детские лагеря
25 июля 2018
Бывший лидер «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru) и народный депутат Дмитрий Ярош всколыхнули Сеть двумя резонансными заявлениями.
В Риге на месте советского завода промышленных роботов построят ТЦ
25 июля 2018
В рижском микрорайоне Зиепниеккалнс приступили к сносу построенного в советские годы завода промышленных роботов.
Новости партнёров