×
Политика Политика

Евродепутат: «Европейский парламент уловил, что Беларусь меняется в лучшую сторону»

Источник изображения: sputniknewslv.com

В последние годы отношения Евросоюза и Беларуси были довольно прохладными и пока еще такими остаются. Однако на прошлой неделе произошла первая за 14 лет официальная встреча депутатов Европарламента с избранными депутатами нижней палаты парламента Беларуси. Какие вопросы на ней обсуждались и от чего зависит улучшение отношений между Брюсселем и Минском, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал один из участников этих переговоров — депутат Европарламента от Латвии Андрей МАМЫКИН:

— Г‑н Мамыкин, недавно Вы вместе с другими депутатами Европарламента (ЕП) побывали в Минске, где встретились с представителями Национального собрания Беларуси. Как известно, это была первая за 14 лет официальная встреча. Может ли она свидетельствовать о попытках Брюсселя наладить контакт с Беларусью?

— Более чем. Последние полтора десятка лет официальные отношения у Евросоюза с Республикой Беларусь были настолько плохими, что, мне кажется, ниже этого уровня уже некуда. Европарламент, по моему мнению, тоже не всегда играл положительную роль.

Совершенно четко понятно, что Европарламент уловил: Беларусь меняется, и в лучшую сторону. И свобод в стране на порядок больше, чем в самом начале ее государственности.

Именно поэтому состоялась официальная встреча евродепутатов с избранными депутатами нижней Палаты представителей Национального собрания, а это не что иное, как официальное признание по итогам выборов прошлой осенью, где депутатские мандаты получили и два депутата от непримиримой оппозиции.

— Кто еще из евродепутатов был в составе делегации, как формировалась группа для поездки в Беларусь и кто был инициатором этой встречи, Европарламент или Национальное собрание Беларуси?

— Группу возглавил председатель делегации ЕП по сотрудничеству с Республикой Беларусь Богдан-Анджей Здроевски (Польша). Поехал в Минск и второй заместитель председателя делегации Волдемар Томашевски (Литва), а также Михаэль Галер (Германия), Татьяна Жданок (Латвия) и ваш покорный слуга — первый зампредседателя делегации. Всего пять депутатов. Были, как водится, советники политических групп ЕП и переводчики. У каждого депутата была возможность участвовать в этой миссии.

Богдан-Анджей ЗдроевскиБогдан-Анджей Здроевски

Согласно регламенту при формировании группы депутатов для поездки в страну приоритет отдается вначале полноправным членам делегации, затем замещающим депутатам, а затем и всем остальным исходя из квоты политической группы. Когда выяснилось, что из постоянных членов больше никто ехать не хочет, секретариат делегации попросил заявиться на визит замещающих депутатов. Согласились из «субститьютов» только Жданок и Галер. 

Татьяна ЖданокТатьяна Жданок

Хотел ехать еще депутат Уяздовски (Польша), но по непонятным причинам он в конце концов в Минск не поехал. Обычно в последний момент депутат отказывается от поездки только по состоянию здоровья. Ну и кроме того, могли бы поехать по квоте как минимум еще один социал-демократ, один депутат-либерал и один коммунист из группы левых и «зеленых Севера».

Но в итоге формально всё было корректно: предложили в Минск поехать всем, а поехал тот, кто посчитал нужным.

Что касается того, кто был инициатором, то в данном случае, конечно же, это Европейский парламент. Понятное дело, без согласия нижней палаты парламента Беларуси наша встреча не состоялась бы. Так что я сказал бы, что интерес был обоюдный. За полных два дня визита мы встретились с главой МИД Беларуси Владимиром Макеем, с которым обсуждали санкции и международные дела. 

Владимир МакейВладимир Макей

Также была встреча с заместителем министра образования Вадимом Бохушем и ректорами ведущих вузов, депутатами верхней и нижней палаты, традиционная встреча с послами стран ЕС в Минске в помещениях делегации ЕС в Беларуси, а также две встречи с оппозицией и довольно острая дискуссия в Центральной избирательной комиссии страны.

Кроме того, я лично почерпнул многое из встречи с теми, кого на Западе называют think-tanks (аналитические центры — прим. RuBaltic.Ru), и с негосударственными организациями. И те, и другие дали много информации, познакомили со своими выводами и видением сегодняшней ситуации в Беларуси. И практически на всех встречах рефреном звучала мысль, что Беларусь сегодня совсем не та страна, что 20 лет назад. Многое меняется в ней, и многое — в лучшую сторону.

— В своем профиле на Facebook Вы указали, что «белорусские коллеги-политики охотно отвечают даже на самые неудобные вопросы». Какие основные темы обсуждались с белорусскими депутатами и насколько Вы и другие европарламентарии оказались удовлетворены ответами принимающей стороны?

— Насчет удовлетворения других депутатов сказать трудно, да и не буду говорить от их имени. Мне лично понравилось, что дискуссии с избранными белорусскими парламентариями не были в форме монолога. Диалог этот местами был очень жаркий, но в общем-то конструктивный. Ну вот представьте: обедаем мы с депутатами Палаты представителей. Разговор неформальный, галстуки сняты. В какой-то момент мне кажется, что стороны вот-вот переругаются в пух и прах.

Темы ведь были очень «горячие»: наличие в Беларуси смертной казни, регистрация политических партий, фундаментальные права человека, свобода СМИ, санкции Совета ЕС против Беларуси, которые в январе 2016 года были очень сильно редуцированы, но не сняты, облегчение нынешнего визового режима и перспектива введения безвизового режима между Беларусью и ЕС, а также многое другое.

Но расстались мы так, словно дружим уже лет двадцать и как будто только что и не дискутировали. Это мне представляется самым ценным в политике: уметь спорить, драться за свои убеждения, но никогда не переходить грань, после которой тебе не подадут руки. Первая встреча после полутора десятков лет «ядерной зимы» и не могла быть другой, но диалог этот начат и теперь нашим последователям в ЕП будет намного проще говорить с белорусскими коллегами.

— Как бы Вы охарактеризовали отношение депутатов Европарламента к Беларуси? Чувствуется ли в Европарламенте желание улучшить отношения с этой страной и как относятся к Беларуси другие Ваши коллеги — евродепутаты из Латвии?

— К сожалению, есть группа товарищей, которых я никогда не смогу убедить в том, что «кровавый диктатор Лукашенко» не ест по ночам маленьких детей. Они абсолютно уверены в своей правоте: в Беларуси диктатура, прав и свобод там нет вообще никаких. И вообще — чем хуже, тем лучше. Даешь санкции и разрыв всех отношений! Но есть другая группа депутатов. Их тоже немного, но они искренне верят в то, что, как бы ни был труден диалог с Беларусью, его надо начинать или продолжать после «холодной войны».

Они знают настоящее положение дел в Беларуси, и на них не действует антибелорусская пропаганда. Это костяк, это люди, которые уверены, что лучше «10 лет переговоров, чем один день войны», пусть даже и дипломатической войны.

И, в общем-то, к этим людям я могу причислить тех, кто поехал на днях в Минск.

Однако самое интересное — большинство депутатов. Оно принадлежит к так называемому silent majority. То есть такое «тихое большинство», которое и на карте-то Беларусь найдет с трудом, но, как только какая-нибудь осуждающая Беларусь резолюция подана на пленарку в Европарламент, это самое большинство с комсомольским задором поднимает руки «за», потому что в voting-list`e (листе голосования — прим. Rubaltic.Ru) советниками группы поставлена галочка голосовать «за».

Вот они-то и есть те люди, которые в итоге кардинально изменят отношение к Беларуси. И знаете почему? Их можно переубедить и перетянуть во вторую группу, к нашим единомышленникам, которые за диалог.

Это не утопия: именно благодаря воздействию на «тихое большинство» удалось разморозить делегацию по сотрудничеству с Беларусью в 2015 году и организовать наш первый визит Минск в июне того года. Это то большинство, которое вдруг задумалось: а почему у нас в ЕС квоты для Беларуси на ввоз текстиля такие же, как для Северной Кореи? Что, это две абсолютно одинаковые страны — Северная Корея и Беларусь? И квоты были отменены Европарламентом в ноябре прошлого года. Из латвийских депутатов, наверное, ваш покорный слуга, скажу без ложной скромности, сейчас занимается Беларусью больше всех остальных коллег из Латвии.

В прошлом созыве таким депутатом ЕП был наш экс-премьер Ивар Годманис, он даже встречался с президентом Александром Лукашенко. В последнее время вижу бóльший интерес у депутата Татьяны Жданок, и ее участие в последнем визите тому подтверждение. Пару лет назад мне казалось, что Сандра Калниете имеет такой же конструктивный интерес. Несмотря на непримиримые наши позиции во внутрилатвийской политике, мы с ней прекрасно сотрудничали по Беларуси. 

Однако в последнее время у нее явный крен в сторону разговоров только с оппозицией. А последняя ее конференция в ЕП, куда она пригласила белорусскую писательницу, нобелевского лауреата Светлану Алексиевич, вообще расстроила меня: речь шла только об огульном осуждении советского прошлого и о том, что Алексиевич «понимает тех, кто убил Олеся Бузину»...

— Не так давно президент Белоруссии Александр Лукашенко получил приглашение посетить Латвию с официальным визитом, а в середине месяца с официальным визитом в Минске был глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич. Как Вы думаете, свидетельствуют ли эти контакты о желании Латвии развивать отношения с Беларусью? Какие перспективы у этих контактов?

— Надо сказать, что, несмотря на общую позицию ЕС все эти годы, МИД Латвии поддерживал «положительное горение» в отношениях с Беларусью. В марте 2015 года, во время президентства Латвии в Совете ЕС, Ринкевич тоже был с визитом в Минске, пытался пригласить президента Лукашенко на саммит «Восточного партнерства» в Ригу. 

Эдгар РинкевичЭдгар Ринкевич

Но тогдашняя конъюнктура, к моему глубочайшему сожалению, была совсем не в пользу его приезда. Был визит в Ригу белорусского министра Макея в прошлом году. Нынешний визит Ринкевича в Минск, судя по его оценкам и прозвучавшим заявлениям, в общем-то был тоже неплох.

Ринкевич даже не осудил военные учения России и Беларуси «Запад‑2017», которые пройдут в сентябре этого года. Знак более чем понятный.

Так случилось, что визит главы МИД Латвии совпал с визитом нашей делегации в Минск. И, кстати, глава МИД Беларуси Владимир Макей принял нас на день раньше Ринкевича. Не знаю, есть ли в этом тайный смысл, но дипломатически сигнал нами был увиден.

Если состоится визит президента Лукашенко в Ригу, это будет очень большой прорыв в отношениях и двусторонних (Латвия — Беларусь), и европейско-белорусских. Кроме того, сейчас в Брюсселе все ясные умы заняты вопросом, приедет ли Лукашенко в Брюссель на саммит «Восточного партнерства» этой осенью. И, я полагаю, если этот визит состоится, то он откроет совершенно новую эпоху в отношениях Брюсселя и Минска.

Отношения наших стран всегда были очень хорошими, даже в годы тотальной изоляции Беларуси. Каждый год с конца 90‑х была выставка «Беларусь Экспо» в Риге. Наши экономические связи очень крепки и имеют огромный потенциал. Белорусские инвестиции в латвийскую экономику имеются, и мы ждем новых, особенно в портовом хозяйстве. Последний год ширятся межбанковские контакты двух стран. Сотрудничество между МВД двух стран на фронте борьбы с нелегальной миграцией, наркотрафиком и нелегальным оборотом оружия выше всех похвал.

«Беларусь Экспо» в Риге«Беларусь Экспо» в Риге

Приграничное сотрудничество ширится и растет: обе страны участвуют в программе ЕС, по которой жители приграничных территорий могут без виз с краткими визитами посещать родственников и друзей. Достаточно успешны две программы Европейской комиссии Беларусь — Латвия — Литва и Беларусь — Польша — Украина. Сам ношу уже лет 15 исключительно белорусскую обувь: она и более качественная, и более дешевая. А на Новый год на стол мы в семье уже много лет ставим белорусские напитки.

С Беларусью почему-то сложилась такая ситуация, что чем ниже уровень политики, тем лучше отношения. Например, на уровне самоуправлений маленькие города Латвии и Беларуси дружат без перерыва по 30–35 лет, еще с советских времен. Это культурные контакты, образовательные, экономические, и они практически не прекращались. На уровне государства уже холоднее: Латвия, конечно, делала резкие заявления, но поддерживала даже на уровне МИД позитивный тренд.

— Чему Латвия могла бы поучиться у Беларуси, а также Беларусь — у Латвии?

— За три года своего депутатства я посетил Беларусь шесть раз. Это в том числе и два официальных визита делегации ЕП, и две специальные миссии нашей социал-демократической группы Европарламента. Любой приехавший в Минск с завистью смотрит на чистоту минских улиц, на потрясающее качество белорусского продовольствия, на сохранившиеся советские традиции в самом лучшем смысле этого слова академического образования в области точных и фундаментальных наук. Беларусь быстро справилась с организованной преступностью; да, жестко, но теперь воров в законе в Беларуси нет.

Беларусь никогда не была источником опасности и нестабильности для ЕС и Латвии. Ну а ту роль, которую сыграл лично президент Лукашенко в Минском процессе для достижения мира на востоке Украины, и вовсе трудно переоценить. То, что соглашения сейчас не соблюдаются, — это другая тема, и в этом нет вины Лукашенко.

Беларусь — индустриальная страна, автомобильный концерн-гигант «БелАЗ» только что вышел на второе место в мире по производству крупной автотехники, уступая только японскому KOMATSU. В свою очередь Латвия, думаю, могла бы дать Беларуси свой опыт построения государства и гражданского общества, предостерегая белорусов и от тех ошибок, которые у нас были допущены.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров