Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Среда
22 Февраля 2017

Урбанович: Украине нужен «попечительский совет» из ЕС, РФ и США

Автор: Янис Урбанович

Урбанович: Украине нужен «попечительский совет» из ЕС, РФ и США

29.09.2014  // Фото: ivans.ribakovs.lv

К чему приводит благонамеренное, но неуклюжее и поверхностное вмешательство Запада во внутриполитический кризис, в очередной раз напоминают нам новостные репортажи из Ливии. Это, конечно же, не самый трагичный пример, но очень болезненный для самоуважения Homo Europiensis. Рядом, «по ту сторону» Средиземного моря, нация численностью 6 млн. человек с ещё недавно мощной экономической базой всё глубже погружается в хаос войны и политики, а сильнейшие организации мира: ЕС, Североатлантический альянс, G7 – способны только это созерцать. Не хочу накликать беду, но, к сожалению, подобную судьбу вскоре рискует испытать и Украина. Причём невзирая на то, что государственная власть располагает широкой помощью с Запада: обширной политической, достаточно щедрой финансовой, а вскоре, возможно, и военной.

Более того, именно из-за некритической помощи Украина может стать "failed state", новой «чёрной дырой» Европы – не такой, как Югославия 20 лет назад, а гораздо ужаснее. Пока прогнозы о возникновении здесь возможной колыбели Третьей мировой войны - лишь умышленно нагнетающая политическую напряжённость риторика. Но надолго ли? Западная безоговорочная солидарность побуждает Киев осознанно продолжать и педалировать обострение отношений с Кремлём. Украинские политики не скрывают опасений, что при угасании противостояния с Российской Федерацией они перестанут интересовать нынешних увлечённых союзников и останутся лицом к лицу с проблемами поголовной реабилитации: нации, государства и экономики. Циничное высказывание времён Второй мировой: «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасен», - в данный момент во многом характеризует настроения украинской политической элиты.

Если ЕС, НАТО или кто-то ещё желает реально помочь этой стране, ему придётся хладнокровно и без сантиментов оценивать ситуацию, приготовиться к действиям, которые могут показаться жестокими и несправедливыми. Именно так поступают опытные спасатели, когда утопающий или погорелец впадает в истерику, рискуя погубить тех, кто оказывает ему помощь. Синяк под глазом заживёт, сломанный нос срастётся – главное, что жизнь человека спасена. Подлинное спасение для Украины невозможно без принесения жертв ею самой – и это будет основательный удар не только по её национальной гордости. Давайте не притворяться, будто мы не замечаем, что украинский кризис – непосредственный результат дипломатии Запада, в особенности ЕС. Брюссель в приступе (до сих пор мне по-настоящему непонятной) мании величия умудрился изначально конструктивную программу «Восточного партнёрства» низвести до – извините за грубость – модернизированной тевтонской доктрины «Drang nach Osten». Теперь Запад обязан – если только он не желает наступления новой эпохи «холодной войны» или чего-то ещё трагичнее – и кнутом, и пряником заставить Украину действовать конструктивно, пережить неизбежные убытки, но примириться - вместе с ЕС - с Россией. Конечно, покрыв эти убытки политической и экономической (не только финансовой) поддержкой. Позволю утверждать, что именно этого с надеждой ждёт от Запада весь остальной мир. При этом допускаю, что нынешнее противостояние ЕС и НАТО с Россией* тоже приветствовали бы, если бы только санкции и угрозы подорвали позиции Кремля и заставили его отказаться от своих претензий. Но, как видим, это не было достигнуто.

Ex occidens pax

На протяжении полутора десятилетий я имею честь руководить международным форумом интеллектуалов, на котором эксперты по внешней политике (а зачастую и те, кто претворяет её в жизнь) из разных стран пытаются навести мосты между Западным миром и постсоветским пространством – как в регионе Балтийского моря, так и за его пределами. За это время мы пережили в международной политике приливы и отливы, штиль и бури, которые иногда сводили на нет все усилия участников «Балтийского форума». Этот опыт даёт мне смелость призвать отбросить политкорректную риторику и признать очевидное: мир по умолчанию продолжает считать, что именно страны Запада обязаны быть арбитром, полицейским, а иногда заодно и нянькой. Более того: на это надеются, невзирая на порой весьма жалкие результаты вполне благонамеренных поступков, – уповая, видимо, на то, что «в следующий раз у них получится». Другого вероятного арбитра просто не имеется – разве что, как заявили бы футурологи, Китай вступит в блок с Индией. Хочет ли и может ли вообще Запад выполнять эту миссию - возможно, не видя больше привилегий и выгод, а лишь тяжкое бремя этого, - всем безразлично. Ирония в том, что послание, заключённое в абсолютно расистском стихотворении Киплинга о «бремени белых», наперекор мировому прогрессу уже столетие остаётся столь же горьким пророчеством. Да и многие «плохие парни», громко осуждающие вмешательство в свои внутренние дела, в тишине лелеют надежду, что однажды их возьмут за руку и выведут из тупика. Это надежда обрести мир, получить гуманитарную помощь, займы на льготных условиях – да ещё и вкупе с приятной возможностью во всех своих предыдущих и последующих бедах винить «диктат Запада». (Следует самокритично признать, что и в восточноевропейской политике это «искусство» доведено до совершенства.)

От арбитра ждут эффективных действий, предоставляя право ради достижения высокоценного и столь же высокоморального результата применять спорные и «морально гибкие» методы из арсенала "Realpolitik". Именно поэтому в мире, за исключением совсем уж радикальных идеалистов, никто не упрекает Запад за нежелание «экспортировать» демократию и права человека в Саудовскую Аравию или какую-либо из стран Персидского залива (или обратить против них санкции, как против спонсоров терроризма). Иногда мира можно достичь, лишь наградив агрессора и взыскав контрибуцию с потерпевшего. Чего стоит декларирование высоких моральных идеалов, если этим прикрывают и войну, и неумение её прекратить? Спрос на эффективную дипломатию в глобальном обществе сегодня сталкивается с отсутствием предложения.

Призрак Мюнхена и забытый Дейтон

Как удостоверил украинский кризис, западная дипломатия в данный момент опирается лишь на нескольких лидеров – на их личное обаяние, талант, интуицию и волю. Обама, Мартин Шульц, Меркель, Кэмерон, может быть, ещё Олланд обеспечивают всю внешнеполитическую дееспособность «свободного мира» – как слоны, державшие Землю в Средние века. Под этими лидерами – пустота, так как внешнеполитический аппарат стран Запада открыто проявляет не только нехватку гибкости, но и всеобщую неготовность к происходящему. Дипломаты как будто остались в уютном вчерашнем дне с примитивным лоббированием интересов бизнеса своей страны или (в небольших странах) брутальным навязыванием. Позволю себе утверждать, что дипломатия переживает свой глубочайший кризис со времён её истоков (если верить Киссинджеру, она появилась в начале XVII века, дабы погасить Тридцатилетнюю войну). В наши дни, с такими ресурсами и багажом опыта – и столь жалкий результат! Хорошая дипломатия должна как предотвращать конфликты и войны, так и создавать их – если необходимо. Нынешние внешнеполитические службы способны лишь на создание и эскалацию противостояния. Однако военный конфликт всегда когда-нибудь да заканчивается, вынуждая правительства и дипломатов вновь считаться с реальностью.

В мае нынешнего года группа экспертов «Балтийского форума» разработала свой пакет предложений по предотвращению кризиса, предложив их реализовать ЕС и его странам-участницам, России и Украине. Решение подразумевало также значительное участие Молдовы и Армении в обеспечении равновесия интересов и сотрудничества между ЕС и Таможенным союзом. Автором такой инициативы была группа экспертов во главе с президентом Института современного развития (ИНСОР) Игорем Юргенсом, которую поддержали западные участники нашего форума. «Мотором» данной группы являлся Майкл Эмерсон, ведущий исследователь Центра европейских политических исследований, активно использовавший в подготовке предложений свои тесные личные контакты с вершителями внешней политики ЕС. Ценный вклад внесла другая многолетняя участница форума - Аманда Пол из Центра исследования внешней политики и политики безопасности в Бельгии. Мы осознавали необходимость остановить начало вооружённой борьбы, поэтому предложения были подчёркнуто реально-политическими – включая предложения по механизму образования цены на поставляемый Украине российский газ. Мы были бы удовлетворены, если бы внешнеполитические службы, к которым мы обратились, оценили нашу работу хотя бы критическими или ироническими аргументами – невзирая на бесспорную квалификацию и репутацию экспертов форума. Позволю себе сделать вывод, что наши рекомендации для многих вовлечённых в создание – не предотвращение! – конфликта дипломатов показались столь же бесполезными, как китайская грамота, по сравнению с перспективой «указать России её место».

Западным странам необходимы срочные инвестиции в интеллектуальное усиление «касты» карьерной дипломатии. Допускаю, что на эту цель следовало бы отвести часть средств, которые планируется затратить на увеличение боеспособности НАТО. Хочется надеяться, что и в дальнейшем дипломатия в мире будет первичным вершителем внешней политики, а военная сила – вторичным.

Возможно, часть проблем связана с «синдромом юбилейных дат»: прошло 75 лет с начала Второй мировой войны. Воспоминания (как и умышленно упрекающая риторика новых стран – членов ЕС) обостряют страх «старой Европы» перед тем, что её вновь обвинят в «новом Мюнхенском пакте – уступке агрессору и торговле независимостью других стран». Из-за этой исторической травмы британцев и французов руководство ЕС видит в нынешней ситуации повторение 30-х годов прошлого века. Это парализует силу политиков ЕС, мешая им думать и поступать рационально. К тому же это затрудняет преодоление кризиса отношений Евросоюза с Россией. В настоящее время (особенно у политиков Восточной Европы) своего рода «национальным спортом» стало соревнование в том, кто громче и наиболее вызывающе приравняет Путина к Гитлеру, тем самым не оставляя камня на камне от доверия российского общества к Западу. Допускаю, что сам хозяин Кремля в этом плане неуязвим, но это – смертельнейшее оскорбление для людей, основу национальной гордости и семейной истории которых составляет победа над нацизмом. Такое сравнение – эффективнейший рецепт продолжения эскалации вражды между Россией и её оппонентами вплоть до открытого вооружённого столкновения.

В грозной тени Мюнхена уже и не видать гораздо более полезного примера успеха западной дипломатии – Дейтонских мирных соглашений 1995 года, прекративших жестокие этнические войны в Боснии и Герцеговине. Остановка насилия на Балканах была достигнута ещё и потому, что великие державы Запада (тогда среди них была и Россия) оказались способны не разделять конфликтующие стороны на «любимцев» и подлежащих наказанию козлов отпущения. Теперь народы, армии которых когда-то воевали между собой и устраивали этнические чистки, известны идиллической «балканской мафией», голосующей на Евровидении…

«Попечительский совет» для Украины

Киевские политики стремятся внушить себе, нации и Западу уверенность в том, что ещё возможна «борьба до победного конца». Что все проблемы решатся сами собой, когда будут разбиты юго-восточные сепаратисты, возвращены управляемые ими территории и восстановлен контроль над российской границей. Президент Порошенко даже выразил декларативную надежду вновь интегрировать в состав Украины отколовшиеся территории, включая Крым, при достижении ею более высокого уровня жизни (явная спекуляция слепым упованием общества на щедрость ЕС или США). Он не знает – или делает вид, что не знает, – о том, что предыдущий президент Грузии Михаил Саакашвили именно таким образом мечтал вернуть Южную Осетию, строя рядом с её границей супермаркеты и кинотеатры-мультиплексы, но пережил лишь Пятидневную войну.

Возможно именно осуществив свою мечту и добившись вооружённым путём контроля над «взбунтовавшимися» территориями, власть Украины убедится в том, что единство государства невозможно. В стране неизбежно появятся управляемые из центра «оккупационные зоны» без местных самоуправлений, где будут миллионы людей, подозреваемых в нелояльности и – к сожалению, это очень вероятно – не защищённых от произвола «победителей». Отказ когда-то поддерживавшей экс-президента Януковича Партии регионов от участия в выборах украинского парламента (Верховной рады) был «ударом кинжала» по нормализации, ведь у живущих на отколовшихся территориях теперь не будет почти никаких представителей их политических интересов в Киеве. От их имени и в дальнейшем будут говорить лишь руководители военизированных формирований, защищающих суверенитет Донецка или Луганска, и поддерживаемые ими функционеры. Хотя дай Бог Украине сперва пережить кампанию по выборам в Раду, в которой отдельные кандидаты своё право стать законодателем будут открыто и гордо основывать на силе своей ненависти к «москалям».

Допускаю, что единственное рациональное решение украинского кризиса – это совместный патронаж ЕС, США и РФ над реабилитацией Украины, в особенности экономической, с осуществлением некоего нового «плана Маршалла» (это старое понятие до сих пор звучит магически для Восточной Европы), который позволит стране «залечить раны» и развиваться в качестве связующего элемента между Европейской ассоциацией свободной торговли и Таможенным союзом. Конечно, создание такого «попечительского совета» – это унижение для независимой (и большой в европейском масштабе) нации, однако реальная его альтернатива – затянувшийся вооружённый конфликт и экономический коллапс, продолжающий разрушать и легитимность государства, и скромный уровень благосостояния населения.

Любые старания создать на месте «тройки» попечителей «пару» могут лишь испортить подобный механизм надзора за оздоровлением Украины. Если это возьмут на себя США и Россия, всё вскоре сведётся к привычному соперничеству между обеими «супердержавами», а Украина станет рингом для очередного матча дипломатического бокса. К тому же, без рыночной и финансовой поддержки со стороны ЕС оздоровление украинской экономики нереально. Если США откажутся от участия в попечительстве, то ЕС – как уже, к сожалению, подтвердилось в нынешнем году – не сможет удержать равновесие сил с российскими амбициями, так как США были и будут «сильнейшим европейцем». Ещё бессмысленнее стал бы этот проект, если бы его взяли на себя только ЕС и США, избегая звать на помощь РФ. Без сотрудничества с Россией у Украины нет никаких реальных шансов прекратить военное противостояние и предотвратить риски его возобновления, интегрировать нынешние «взбунтовавшиеся территории» и найти приемлемое решение для своих отношений с Крымом.

Однако такое попечительство прежде всего требует мирового соглашения между самими попечителями – а это невозможно без участия более гибких и мотивированных западных дипломатов. Осталось лишь найти их, выдвинуть и ободрить.

* Ради экономии читательского времени, в анализе ситуации монолитность и эффективность сиюминутной политики, проводимой Россией, принимаются в качестве констант, с чем нам, политикам ЕС, приходится считаться – при отсутствии иллюзий кардинально изменить это в ближайшее время.

Янис Урбанович - президент «Балтийского форума» (Латвия).

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Мюнхенский сговор — начало гитлеровских завоеваний

Мюнхенский сговор — начало гитлеровских завоеваний

Вопреки принципу историзма чуть ли не главной причиной войны с недавних пор стали объявлять советско-германский договор от 23 августа 1939 г., чего, заметим, никогда не делали даже в годы холодной войны.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо