×
Политика Политика

Эксперт: программа «Восточного партнёрства» может быть свёрнута

Источник изображения: www.sciencespo.fr

На прошлой неделе Украина подписала экономическую часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, тем самым завершив процесс, который так и не смогла довести до финала Литва во время своего председательства в ЕС в конце прошлого года. Тем самым программа «Восточное партнёрство» продемонстрировала свою неэффективность и, возможно, будет свёрнута в ближайшее время, считает директор Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова Богдан БЕЗПАЛЬКО:

- Богдан Анатольевич, какую роль для России и Западной Европы играет Украина?

- Украина играет достаточно важную роль, поскольку это государство, находящееся на ряде транзитных путей российских газопроводов. С другой стороны, это европейское государство, которое обладает потенциалом, соединив который с потенциалом Белоруссии и России можно получить очень мощного геополитического конкурента.

Недаром ряд мировых политиков, как в XIX в., так и в ХХ в., высказывал мысль о том, что только без Украины Россия перестанет быть империей. Она перестанет быть государством, способным конкурировать с другими ведущими мировыми геополитическими игроками. Так что и для Запада, и для США, и для России Украина играет очень важную роль.

Но самую важную роль, пожалуй, Украина играет как часть общерусского пространства и единства. Украина, Россия и Белоруссия способны в силу своей исторической, ментальной и языковой близости создать славянское ядро нового государства, о чём писал ещё Солженицын.

Он об этом мечтал, и, возможно, его мечта осуществится. Объединившись, Россия, Украина и Белоруссия способны составить тот самый геополитический субъект, который будет способен влиять на судьбы как Европы, так и мира в целом.

- Но, согласитесь, сейчас таких настроений у жителей Украины нет…

- Речь здесь будет идти, скорее, о цивилизационном выборе. О тех, кто ориентируется на общерусскую историю и на националистическую идеологию, которая была сформирована в 1920-30-е годы и воспринята украинской элитой в 90-е годы. Безусловно, сейчас на Украине не все готовы воспринять прорусскую концепцию, но, с другой стороны, заявления о том, что украинцы – это единая нация или единый народ, который уже представляет собой цельную, сформированную нацию, несостоятельны.

Украинцы как нация сложились разве что на территории Западной Украины, которая показывала себя как мощный фактор влияния на всех президентов Украины, и как фактор прозападный.

На территории юго-восточных регионов, как мы видим, жители ориентируются больше на российскую концепцию. Они видят себя частью России и общерусского пространства. Они осознают себя частью Украины, но и частью России тоже. Тут имеет место двойная идентификация. И сейчас в Украине происходит борьба этих двух концепций, в том числе вооружённая, которую мы можем наблюдать на Донбассе.

- Как Вы могли бы оценить роль Литвы в украинских событиях?

- В целом, роль прибалтийских стран, в частности Литвы, не так велика, как хотелось бы это представить некоторым политикам. Безусловно, все прибалтийские государства влияют на происходящее на постсоветском пространстве, но всё-таки их влияние не так значительно, как влияние некоторых регионов России или Украины.

Литва, как и другие прибалтийские государства, играла символическую роль в украинских событиях. В Вильнюсе было назначено подписание договора об ассоциации Украины с ЕС, который при Януковиче не состоялся и только при Порошенко начинает осуществляться. Я бы не стал рассматривать Литву в отдельности, хотя она и отличается от других стран Балтии – Латвии и Эстонии - тем, что там был взят за основу принцип, по которому все жители страны получили гражданство.

Стоит отметить, что латвийские политики иногда выступают более активно, чем литовские представители. Так, представитель Латвии (латвийский премьер-министр Лаймдота Страуюма – прим. RuBaltic.Ru) заявил о том, что разрыв экономических отношений с Россией будет стоить Латвии 10% ВВП. Это очень существенный рычаг, и я думаю, что он будет действовать на все прибалтийские страны.

Могу сказать, что влияние прибалтийских стран на украинские события незначительно, но носит демонстративный и символический характер.

- Как, на Ваш взгляд, будут выстраиваться дальнейшие взаимоотношения Украины с прибалтийскими странами?

- Какие-то отношения, конечно, будут. Страны Балтии – это члены ЕС, которые обладают не только обязанностями перед Евросоюзом, но и определёнными правами. Но более существенным будет, на мой взгляд, развитие событий во взаимоотношениях Россия-Прибалтика-Украина.

- Украина подписала экономическую часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Как, на Ваш взгляд, будут складываться в этом контексте российско-украинские отношения?

- Думаю, что складываться будут плохо, потому что ещё в августе прошлого года Россия достаточно чётко дала понять, что она не будет предоставлять свой рынок для украинских производителей, а также для возможного экспорта европейских товаров на свою территорию. Уже сейчас экспорт украинской сельскохозяйственной продукции упал на 30%. Основным рынком сбыта украинских товаров является Россия, также как и поставщиком энергоресурсов. Поэтому события на Украине в итоге приведут к сильным потрясениям украинской экономики. Но учитывая тот факт, что сейчас идёт конфронтация с российскими элитами, поводом для которой послужило добровольное присоединение Крыма к России и события на Юго-Востоке, украинская элита будет обвинять во всех бедах исключительно Российскую Федерацию. Как следствие, она будет направлять всю накопившуюся внутри страны энергию на внешнего врага, то есть на Россию, хотя в действительности причиной экономического спада будет являться разрушение экономических связей именно с Россией.

- В следующем году Латвия будет председателем ЕС, и в мае 2015 пройдёт саммит «Восточного партнёрства». Есть ли будущее у этой программы? Какие уроки можно извлечь из событий последних месяцев?

- Программа «Восточного партнёрства» была инициирована рядом стран, в том числе Польшей и прибалтийскими странами, для того чтобы оторвать Украину и Белоруссию от России.

Я думаю, что сейчас эта программа потерпела крах. Заинтересованные в ней политики, конечно, будут активно лоббировать в ЕС её финансирование.

Но в реальности программа «Восточное партнёрство» тех результатов, которые ожидались, очевидно, не принесла. И поэтому я допускаю, что она даже может быть свёрнута - мягко и тихо, без лишнего шума. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров