×
Политика Политика

Латышские эмигранты занимались шпионажем для ЦРУ в советской Латвии

Источник изображения: nbcnews.com

На прошлой неделе в рижском Доме архитекторов прошла презентация первого тома книги «Контроль за обществом в условиях тоталитаризма и репрессии», подготовленного латвийской Комиссией по изучению документов КГБ, в котором опубликованы исследования современных латвийских учёных о деятельности этой организации в ЛССР. Портал RuBaltic.Ru решил ознакомить своих читателей с наиболее интересными работами, представленными в данном сборнике, который получился на редкость объёмным – около 700 страниц.

Одно из исследований, «Проявление советской идеологии и пропаганды в работе с латышскими туристами-изгнанниками рижским отделением Всесоюзного акционерного общества «Интурист» (1957–1958)», написанное бакалавром юридических наук Мартой Старостиной, рассказывает о связи между «Интуристом» и КГБ, а также раскрывает деятельность этой организации в работе с зарубежными туристами. Многие из применяемых КГБ методов известны как по различным фильмам или книгам, так и по давно рассекреченным архивам. Это постоянная и иногда демонстративная слежка за зарубежными туристами, а также полный контроль их передвижения по территории ЛССР с посещением лишь строго определённых мест, демонстрирующих процветающую республику, в которой жизнь людей намного лучше, чем в тогдашних капиталистических странах. Как отмечает Старостина, «туристам-эмигрантам посвящалось особое внимание. За их передвижениями следили, как открыто, так и тайно. Открытое внешнее наблюдение, или слежка, служило для устрашения. В свою очередь, если проводилось скрытое наблюдение, то обычно это означало, что турист-эмигрант стал субъектом дела оперативного наблюдения и что против соответствующего лица может быть направлена деятельность государственных органов, вплоть до того, что наблюдаемое лицо могло быть выслано из СССР. Поводом для высылки туриста могло стать нетуристическое поведение или распространение буржуазной пропаганды». «За своевременным отъездом зарубежных туристов из СССР тщательно следил КГБ. Тех туристов, кто не выезжал в назначенное время, задерживали, арестовывали и высылали в сопровождении конвоя», – говорится в исследовании.

Также высылали иностранных туристов или больше не давали им визу на посещение ЛССР, если они хотели отказаться от предлагаемых «Интуристом» экскурсионных программ и пытались самостоятельно осмотреть Латвию. Например, турист из Чикаго Арвидс Штралс, не дождавшись разрешения КГБ ЛССР на поездку в деревню для посещения родственников, рискнул самовольно отправиться в Курземе, чтобы навестить оставшуюся в Латвии мать. По словам Старостиной, «Штралс достиг цели поездки, но он ещё не успел поздороваться, как милиционеры уже были на месте и доставили путешественника обратно в Ригу. “Интурист” тотчас предложил нарушившего закон иностранца доставить в Стокгольм, однако так как до отъезда группы остался только один день, то Штралсу было позволено вылететь в Стокгольм вместе с остальными».

В свою очередь другая туристка-эмигрантка из США, Цецилия Лапиня, была задержана, как только она попыталась поехать к своим родственникам, проживающим в Инчукалнсе. «Для этих двух туристов их попытки самостоятельно отправиться в закрытые для посещения места закончились полным досмотром багажа при выезде из страны», – указывается в статье. Кроме этого, как пишет Старостина, «Цецилии Лапине репрессивные учреждения устроили также и личный обыск, без объяснения раздев её догола и заставив снять даже подвязки для чулок». Из-за таких постоянных действий советских спецслужб многие зарубежные туристы недвусмысленно выражали своё недовольство. Так, латыш из ФРГ Пётр Ручевский открыто заявлял: «Когда представители вашей страны перестанут относиться к нам как к шпионам и преступникам, когда наконец-то будут отменены эти нечеловеческие правила и наконец-то будет возможно посетить свой родной посёлок?»

Однако для такого отношения к туристам-эмигрантам у КГБ были веские основания.

ЦРУ США в это время осуществляло разведывательную операцию AEBALCONY, которая в рамках программы REDSKIN предусматривала отправку в республики Прибалтики агентов ЦРУ, резидентов США с балтийскими корнями, прикрытием которых было бы посещение родины и встреча родных.

Люди отправлялись в Прибалтику в рамках легального туризма, и они были подготовлены к любой политической дискуссии, а также готовы оппонировать советской пропаганде, распространяя соответствующую литературу и слухи, сокрушающие советский режим. Кроме этого, их заданием было получение оперативной разведывательной информации и заключение контактов с противниками режима, которые позже могли быть использованы для вербовки латышских советских атомных энергетиков и ракетных учёных.

Как отмечается в исследовании, «в рамках этого агент ЦРУ из Флориды под кличкой AEBALCONY/1 въехал в Латвию как турист-эмигрант, заведя, с мая по июнь 1961 года, пять контактов, а также заручился доверием довольно высокого советского работника, так что тот передал агенту ЦРУ документы, за распространение которых грозило длительное тюремное заключение». В то же время, по словам Старостиной, Цецилия Лавиня подозревалась ЦРУ в контрабанде наркотиков. Тогда как, находясь в ЛССР, «она дала интервью советскому радио, восхищаясь полученной возможностью купить в Риге медикаменты без рецепта, что нельзя в США». Тем самым, вполне возможно, что и советские спецслужбы могли подозревать её в незаконной деятельности. Например, в нелегальном вывозе из страны большого количества лекарств, поэтому и устроили ей столь тщательный досмотр.

Учитывая эти обстоятельства, становится очевидна бессмысленность попыток представить КГБ как репрессивную организацию, которая только тем и занималась, что следила за иностранными туристами и ограничивала их передвижение по стране. Как видно из исследования, латыши-эмигранты активно занимались нелегальной работой на территории СССР. И как знать, к чему привела бы подобная деятельность, если бы не работа сотрудников КГБ, честно выполнявших долг перед своей страной.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров