×
Политика Политика

Апокалипсис сегодня: Грибаускайте едет на второй срок на танке

Президент Литвы Даля Грибаускайте выступила с традиционным ежегодным посланием Сейму республики. Из нынешнего послания неискушенный слушатель мог бы сделать вывод, что Литва находится в состоянии войны и только г-жа президент и силы НАТО способны спасти нацию от российской агрессии. Нужно увеличение военного бюджета до 2% ВВП, объединение всех политических сил вокруг президента, борьба с «пятой колонной» и содействие провластных СМИ – так говорила Грибаускайте.

Формат ежегодного послания Сейму не ограничивает в темах главу государства. При желании президент Грибаускайте могла говорить о чём угодно: о работе государственных органов, о состоянии экономики, о выполнении социальных программ, об эмиграции, об уровне преступности, да хоть о культуре и искусстве. Однако помощники г-жи президента заблаговременно предупредили, что нынешнее выступление будет посвящено в первую очередь внешней политике, после чего всем, в принципе, стало понятно, какого выступления надо ждать от Дали Грибаускайте. Действительность же превзошла самые смелые ожидания.

«Перед лицом угрозы мы все переоценили свои ценности. И я не сомневаюсь, что в сердце каждого пробудилось чувство долга в первую очередь перед своими близкими, и одновременно перед своей Родиной. Оказать сопротивление или приспособиться. Это решение надо будет принять всем: и сильным мира сего, и каждому человеку», - заявила Грибаускайте. Слово «угроза» в её выступлении было особенно популярно: звучало 11 раз, а в связке с ним шли «уязвимы», «сплотиться», «отпор», «агрессия». В общем, мирному литовцу по итогам речи своего президента остаётся одно – искать ближайший сборный мобилизационный пункт или военную часть.

Ещё показательный момент: своё итоговое обращение к парламенту президент Литвы начала не с Литвы, а с Украины.

«Украинский урок – это обязанность для всех нас всеми силами продолжать охранять свою свободу», - отметила Грибаускайте, добавив, что «война и оккупация – это уже не исторические термины в учебниках, а реальная угроза, существующая на Европейском континенте».

Про «войну и оккупацию» сказано, что и говорить, сильно, вот только контекст выступления президента Литвы делает эти грозные слова несколько нелепыми. Такой смысловой и эмоциональный накал был бы уместен, если бы их произносили не в Сейме Литвы, а в революционном Киеве, не стоя на трибуне, а сидя в инвалидном кресле, и ораторшу бы звали не Даля Поликарповна, а Юлия Владимировна. Но нет, дело происходит в тихом, мирном Вильнюсе, где нет ни боёв, ни баррикад, ни революции. Или аналитики ДГБ г-же президенту что-то подобное предсказывают?

Хотя, судя по той же речи, к ДГБ у Дали Грибаускайте доверия нет никакого: «Даже открытая агрессия вблизи Литвы не может заставить Департамент государственной безопасности приступить к действенному предупреждению угроз путем устранения факторов риска, опасности и угроз, возникающих за пределами или внутри страны».

С другой стороны, в устах президента Литвы обращение к Украине, безопасности и военным угрозам как раз оправданно: именно президентура как ничто другое способствует вовлечению тихой, мирной Литвы в эпицентр крупного международного конфликта, делая страну, её население, её экономику участниками и заложниками чужой драки.

Но если Литва стоит перед угрозой военной агрессии, то внутри страны разногласий с президентом быть не может: всем нужно сплотиться, сомкнуть ряды, искоренить «пятую колонну» и выделять больше денег на оборону. «Необходимо срочно обновить Национальное соглашение всех политических сил не только по поводу внешней политики и политики безопасности страны, но и по поводу адекватного финансирования обороны. Мы готовы и способны в ближайшие пять лет достичь того, чтобы на финансирование обороны страны выделялось 2 процента ВВП», - делает вывод Даля Грибаускайте. 

Ввиду скорейшей военной мобилизации особый приоритет дворца на Дауканто – отношения со средствами массовой информации. Литовские СМИ в условиях тотальной войны должны стать боевыми единицами – бойцами пропагандистского патриотического фронта.

«В этом деле самым прочным нашим щитом могут быть средства массовой информации страны с ответственной гражданской позицией, которые неуважительное отношение к нашему государству будут воспринимать как личный вызов и не пропустят распространяющих недоверие к Литве стрел лжи,

 - заявляет Грибаускайте и дальше уже взывает к «четвертой власти» напрямую: – Поэтому я лично обращаюсь ко всем владельцам и руководству средств массовой информации, к каждому журналисту и обозревателю - помогите нашим людям отличить ложь от правды, четко и понятно информируйте общество о замыслах против нашего государства, будьте противовесом дезинформации и пропаганде враждебных сил».

Остаётся только гадать, что будет с теми владельцами, руководителями СМИ, литовскими журналистами и обозревателями, которые не внемлют личной просьбе Дали Поликарповны. То есть буквально её пожелания отделять ложь от правды, чётко и понятно информировать общество выполнить нетрудно. Другое дело, что правда у Грибаускайте своя, а любая другая правда – неправильная, врагов Отчизны она назначает прямыми указами, а «пропаганда враждебных сил» - это всё то, что хоть в малейшей степени противоречит политике президента. Вот литовские журналисты и стоят перед дилеммой: быть патриотами и писать под диктовку президентуры или иметь роскошь собственного мнения и независимого ума, становясь от этого «пятой колонной».

Последнее обращение к Сейму свидетельствует о завершении политической трансформации Дали Грибаускайте, начинавшей в КПСС, добравшейся до поста Комиссара ЕС по финансам и бюджету в составе социал-демократической партии, а теперь превратившейся в стопроцентного консерватора.

Потому что бывшая ученица Альгирдаса Бразаускаса, обязанная ему политико-административной карьерой, борясь с «русской угрозой», приводит как пример «открытой деструкции» песню, прославляющую СССР, и даже в разговорах о культуре не может уйти от темы противостояния России: «Сегодня, когда в колыбели нашей литературы - Калининградской области - против Литвы бряцают оружием, оживают письма Кристионаса, Донялайтиса, хранящиеся в музее в Чистых Прудах». Осталось только вспомнить про «советские» сосиски!

Бывшим соратникам - социал-демократам, ныне возглавляющим правительство, Грибаускайте тоже не упустила случая высказать всё, что она о них думает: «У правящего большинства, занятого борьбой за зоны финансового влияния, нет времени для решения застарелых проблем людей». Это и понятно: как же может быть так, чтобы в эпоху войны, ожидающейся и уже идущей, в Литве был второй центр власти в виде парламентской коалиции и его правительства, а премьер Буткявичюс был альтернативой Грибаускайте и конкурировал с ней в социологических опросах?

Впрочем, Буткявичюс – очень удачный вариант врага для маленькой победоносной внутриэлитной войны. После фактических обвинений в профнепригодности правительства его глава радостно отрапортовал журналистам: «Очень сильный, хороший доклад, который сплачивает общество, и, я считаю, политиков». А разве в военное время может быть выбор?

Мы говорим Литва - подразумеваем Даля, говорим Даля – подразумеваем Литва!

Кто с этим несогласен, тот агент Путина и «Газпрома», тот уже перешел на вражескую сторону баррикад в информационной войне и неизбежно перейдёт в грядущей реальной. Оставшимся же патриотам Литвы ради единства нации перед лицом общей угрозы нужно читать, что велено, думать, что велено, и голосовать на президентских выборах 11 мая, за кого надо. Это закономерные выводы из обращения президента к Сейму Литовской республики. Так говорила Даля Грибаускайте, твердо вознамерившаяся въехать во второй президентский срок на эфемерном танке, обратив его дуло в сторону России.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров