Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Суббота
10 Декабря 2016

Энгель: 16 марта используют для взращивания комплекса у русских Латвии

Автор: Александра Рыбакова

Энгель: 16 марта используют для взращивания комплекса у русских Латвии

13.03.2014  // Фото: kerch-city.livejournal.com

Приближающееся 16 марта в Латвии уже называют самым конфликтным за последние годы. Тем не менее, это не останавливает правых радикалов и целый ряд политиков в их намерении отметить День латышского легионера СС. О том, почему латышской правящей элите так важен день 16 марта портал RuBaltic.Ru побеседовал с первым вице-президентом фонда «Мир без нацизма» Валерием ЭНГЕЛЕМ:

- Г-н Энгель, 16 марта сейчас в Латвии официально не является каким-то особым днем, однако до 2000 г. он был Днем памяти в латвийском календаре вполне официально. Кого же чтила и продолжает чтить Латвия?

- С нашей точки зрения, она продолжает почитать эсэсовцев, которые давали присягу Гитлеру и великой Германии. Тех, которые боролись за Лэтланд - будущую составную часть Германии, как планировал это Гитлер.

Ни о какой Латвии речи не шло. Те части воевали против антигитлеровской коалиции, участвовали в массовых расстрелах русского и польского населения.

По сути дела, этот легион был сформирован на базе отрядов вспомогательной полиции Латвии. Он принимал непосредственное участие в решении еврейского вопроса на территории Латвии.

- Какая трактовка деятельности легионеров сегодня наиболее близка правящим элитам Латвии?

- «Борцы за свободу». «У них не было выбора». «Все они были против советской оккупации».

Они считают, что единственным вариантом было пойти в формируемые отряды и с оружием в руках бороться против советской «оккупационной» власти. Хотя тогда Латвия была оккупирована фашистскими властями, а не советскими.

- Согласно сохранившимся документам и воспоминаниям участников войны, легион был создан из-за аннексии государства СССР. По заявлениям МИД Латвии, воины рассматривали легион как ядро будущей национальной армии, напрямую связывали участие в войне против СССР с борьбой за восстановление независимости Латвии. Имеет ли право на жизнь, на Ваш взгляд, такая версия этих событий?

- В этом нет никакой логики. Не могло существовать ядра национальной армии, поскольку Гитлер не признавал национального очага в Латвии и не хотел возрождать Латвийское государство.

Часть населения страны ассимилировалась бы, а другая – была бы выселена в восточные регионы, Белоруссию, Россию.

- Как Вы считаете, отражается ли на имидже Латвии неофициальное празднование Дня легионера?

- Безусловно.

Союзники страны по ЕС не понимают и не принимают данной трактовки событий.

Европа пережила не только нацизм, но и денацификацию, поэтому все происходящее в Латвии для Европы дикость. Особенно реакция служб безопасности и полиции. Вместо того, чтобы бороться с радикальным национализмом и неонацизмом, они обвиняют антифашистов в том, что они таким образом раскалывают общество, когда выступают против маршей легионеров.

- Почему, на Ваш взгляд, несмотря на многочисленные протесты со стороны латвийской общестенности и ЕС, в стране позволяют отмечать день легионера Латвии?

- Все это достаточно выгодно правящей верхушке, которая нацелена на дальнейший раскол общества и активизацию тех электоральных сил, которые ориентированы на националистические лозунги и программы правящих партий. В условиях, когда государственный долг растет, экономика находится в плачевном состоянии - это единственный путь, который мог бы обеспечить правящим партиям пребывание у власти.

Пересмотр истории, попытки представить легионеров как борцов за освобождение страны, провоцирование таким образом антифашистов и русскоязычного населения, которое не признает этот праздник –

все это направлено на то, чтобы сформировать комплекс неполноценности у русскоговорящего населения и содействовать главной цели националистов – ассимиляции русских.

С другой стороны, это нужно для активизации националистически ориентированного избирателя, который бы проголосовал за эти партии.

- Неужели правящей элите больше нечего предложить своим избирателям, кроме националистических идей и лозунгов?

- На самом деле, так и есть. Происходит либо пересмотр истории, либо выдвигается тезис о необходимости ассимиляции национальных меньшинств.

-Есть ли угроза того, что оценки итогов Второй мировой войны, аналогичные латвийским, окажутся востребованными в других странах, особенно постсоветского пространства?

- Такая угроза есть. В поисках своей национальной идеи, в попытках построить национальные государства европейского типа, которые подразумевают добровольную ассимиляцию нацменьшинств, эти государства используют исторические мифы, согласно которым они были оккупированы Россией и СССР. И все эти коллаборационисты - не предатели, а борцы за свободу. В таких странах, как Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Венгрия, Румыния и так далее все это будет использоваться.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Дом Франка в Вильнюсе

Дом Франка в Вильнюсе

Своим названием этот дом обязан доктору медицины, профессору Виленского университета Йозефу Франку. Его отец — Иоганн Петер Франк, известный в Европе врач-гигиенист и судебный медик, вместе с сыном перебрался в Вильну из Вены, где работал директором городской больницы в начале XIX века.