×
Политика Политика

Литовский майорат: внук Ландсбергиса выдвигается в Европарламент

Постаревший отец литовской демократии Витаутас Ландсбергис готовит себе достойную смену. На посту европарламентария его может сменить внук Габриэлюс Ландсбергис. У молодого дипломата, никогда не занимавшегося политикой и практически неизвестного широкой публике, всего два необходимых конкурентных преимущества: фамилия и дед.

В Европарламенте нынешнего созыва Литовскую республику представляют ключевые деятели ее постсоветской истории: бывшие лидеры страны Витаутас Ландсбергис и Роландас Паксас, партийные бонзы социал-демократов Зигмантас Бальчитис и Юстас Винцас Палецкис и прочие. Их попадание в Европарламент – закономерный этап карьеры: читая краткую биографию любого из литовских евродепутатов, как-то не задаешься вопросом «Откуда они взялись и почему люди за них проголосовали?»

У 31-летнего же Габриэлюса Ландсбергиса, которого Антакальнисское отделение СО-ХДЛ выдвинуло кандидатом в депутаты Европарламента, как не крути, есть только фамилия и дед. Ничем другим выдвижение в Европарламент молодого человека, не имеющего никакой биографии, не сделавшего никакой карьеры, не пользующегося даже известностью (не говоря о популярности) среди населения объяснить невозможно.

Сам молодой кандидат с первого же публичного выступления тоже апеллирует к выдающемуся деду (а к чему ему еще апеллировать?). «Одним из главных аспектов моей деятельности был бы опыт дипломатической работы, в этой области я работаю более 10 лет. Не стану отходить и от традиции своей семьи - определенные краеугольные точки, которыми руководствовался и мой дед, для меня были расставлены с самого детства, так что будет и определенная преемственность», - заявил молодой Ландсбергис.

Под опытом дипломатической работы имеется в виду, что после окончания Вильнюсского университета Габриэлюс Ландсбергис работал в посольстве Литвы в Бельгии, а сейчас трудится советником в отделе по вопросам иностранных дел и Евросоюза канцелярии правительства Литвы. Слабенький послужной список для претендента на кресло европарламентария – действительно, лучше уж вовсе его опустить и свести себя к производной от дедушки и расставленным с детства «краеугольным точкам».

Сам dedule Витаутас в беседе с журналистами кокетливо выражает сомнения в успешности своего последователя: «Быть может, он и будет в списке (кандидатов СО-ХДЛ в ЕП – прим. RuBaltic.Ru), потом ждет рейтинг – все в руках судьбы».

Однако план избирательной кампании явно сводится не только к руке судьбы, но и к небезосновательному расчету, что на этапе рейтингового голосования за кандидатов от СО-ХДЛ члены партии консерваторов проголосуют за внука Ландсбергиса из-за глубокого почтения к дедушкиным сединам. На майских же выборах в ЕП электорат консерваторов, по выработавшемуся за 20 с лишним лет рефлексу, поставит галочку напротив фамилии «Ландсбергис».

Сам 81-летний патриарх литовской политики пока не раскрывает, намерен ли баллотироваться на второй срок в Европарламент. Комментируя выдвижение внука Габриэлюса, Витаутас Лансдсбергис сказал, что обдумывает сейчас такую возможность. Если все-таки решит выдвигаться, то у Ландсбергиса-младшего шансы равны нулю: электорат ведь не только фамилию помнит, но и имя…

Так и осталась бы эта история одним эпизодом из жизни семейства современной вильнюсско-брюссельской аристократии, но за ней со всей очевидностью просматриваются системные вопросы воспроизводства литовской элиты и сохранения привилегий для элиты уходящей.

А местечко депутата ЕП действительно теплое: зарплата у европарламентария 7 тысяч евро, плюс депутатская неприкосновенность, плюс компенсации расходов на проживание в размере до 15% от зарплаты, а еще компенсации за проезд, плюс пособия на бытовые услуги и обучение детей в школах, плюс возможность содержать целый штат помощников, плюс возможность заводить полезные связи и заниматься лоббистской деятельностью, наконец, сам статус – депутат Европейского парламента!

Так что понятно желание не отпускать далеко от себя такие «богатства», заработанные за двадцать с лишним лет политических интриг. «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку», - описал эту ситуацию еще два столетия назад в «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов. Помимо бытовой оценки, есть и вполне научное объяснение перемен в семействе Ландсбергисов.

«В действительности можно сказать, что вся история цивилизованного человечества сводится к конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству и стремлением к вторжению на их место новых сил», - писал в конце XIX века один из основателей теории элит, итальянский социолог Гаэтано Моска.

Политическая биография Витаутаса Ландсбергиса в целом подтверждает этот тезис. В 1990-е годы председатель Верховного Совета Литвы Ландсбергис подписывался в документах «президент», хотя формальных прав на это никаких не имел. Когда принималась Конституция Литовской республики, как раз вводившая должность президента страны, архитектор постсоветской Литвы пытался изменить баланс ветвей власти в сторону увеличения полномочий возглавляемого им Сейма.

Необходимых возможностей и ресурсов для формальной монополизации политической власти в Литве у Витаутаса Ландсбергиса в итоге не оказалось. Только внутриэлитный вес, который по наследству не передать. В такой ситуации стремление сохранить добытые политические позиции, передавая кресло депутата Европарламента по майорату как имущество семейства Ландсбергисов – понятное решение. Правда, в рамках политической логики XIX века.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров