×
Политика Политика

Меж двух огней: пост министра Домбровскому важнее Партии реформ

Источник изображения: diena.lv

Вячеслав Домбровский намерен перезагрузить политический проект, инициированный в 2011 г. экс-президентом Валдисом Затлерсом. Однако первые шаги фактического лидера Партии реформ скорее ведут к обратному – Домбровский наступает на грабли своего предшественника.

Партия Затлерса была создана на скорую руку и даже не соответствовала самому понятию партии – это признают и сами «реформисты». У нее не было ни сплоченной команды, ни четкой идеологии. Борьба с олигархами и работа с русскоязычным электоратом должны были обеспечить популярность ПР и отличать от множества других «латышских» партий. Действительно, эти лозунги в купе с беспроигрышным решением В.Затлерса разогнать латвийский парламент (традиционно непопулярный независимо от его состава) обеспечили реформистам второе место на выборах 2011 г. Роль борца с богачами худо-бедно после этого удавалось играть министру регионального развития Эдмунду Спруджсу, а о русском электорате после вхождения в коалицию с националистами вспоминать и вовсе было бессмысленно.

Первые же месяцы существования Партии реформ дали четко понять избирателям – проект создавался исключительно как мостик для Валдиса Затлерса из президентского кресла в депутатское.

Подобное откровение не могло не повлиять на популярность ПР: последние опросы дают этой партии голосов даже меньше, чем полузабытым ЗаПЧЕЛ, и совершенно четко ставят диагноз внепарламентской политической силы. В таких условиях возрождению Партии реформ может помочь лишь ее полный перезапуск с формированием, наконец, четкой идеологии, программы, а как следствие – и более или менее единого коллектива. Именно этими задачами сейчас и занят В.Домбровский по его же собственным словам. «Не думаю, что мы хотели бы регулярно распускать парламент. Вопрос и в группах внутри партии — как найти общий знаменатель, объединяющий людей в отделениях. Были дискуссии о либерализме и консерватизме…», - заявил политик газете Neatkarīgā.

Как показывает опыт последних парламентских выборов, в Латвии существует запрос на реально либеральную партию, которая если бы и не взяла на себя задачу сплочения общества, то хотя бы не пыталась «наварить» на этой проблеме свой политический капитал. При этом данные исследований Latvijas Fakti свидетельствуют о том, что почти треть граждан республики (30,4%) до сих пор открыты для предложения на политическом рынке. И это вовсе не аполитичная треть, в них не входит 13,5% латвийцев, решивших не идти на выборы. Поэтому возвращение к идее отказа от искусственных красный линий латвийской политики, в том числе этнического характера, и четкое следование ей (в отличие от В.Затлерса, который в 2011 г. нарушил свое же слово блокироваться для создания коалиции с ЦС) имеет серьезный потенциал развития для «реформистов». Однако В.Домбровский переоценил свои силы.

Находясь в самом начале пути идеологической реконструкции Партии реформ, ее новый лидер фактически связал себя по рукам и ногам. А причиной стало опять же соглашение с право-консервативными политиками во время смены главы министерства образования, которое входит в сферу ответственности «реформистов». Правда, стоит признать, что в этот раз у В.Домбровского был совсем не большой коридор возможностей.

Внутрикоалиционые консультации о преемнике Р.Килиса начались за несколько дней до его отставки. Основная проблема была связана именно с гармонизацией интересов Партии реформ и Национального объединения, члены которого, как известно, с одной стороны, выступали против либерализации системы образования Латвии, а с другой – добивались замены министров-«реформистов» своими кандидатами.

Ключевым моментом в процессе установления внутрикоалиционного консенсуса по кандидатуре нового министра стала встреча В.Домбровского с фракцией ВЛ-ОС/ДННЛ. Ранее преемник Затлерса уже дал четко понять партнерам по правительству, что любые посягательства на министерские портфели ПР приведут к выходу партии из коалиции, поэтому, по всей видимости, националисты и отказались от притязаний на министерство образования в обмен на корректировку стратегии преобразований Килиса.

О наличии джентльменского соглашения Вячеслава Домбровского с Национальным объединением свидетельствуют и первые заявления нового министра образования после вступления в свои полномочия. В них есть намерения увеличить зарплаты учителям, усилить профобразование, обеспечить целевые инвестиции в науку, даже есть обещание «продолжить революцию Килиса», но нет ни слова, например, о месте иностранных языков в образовательном процессе, против чего выступали депутаты ВЛ-ОС/ДННЛ.

В нормальных, свободных условиях министерский пост мог стать прекрасной возможностью для демонстрации реального обновления партии. Однако теперь лидер ПР стал не более, чем выразителем интереса остальных коалиционных партий.

Объясняя голосование Центра согласия против назначения Домбровского во главе министерства образования, Янис Урбанович также отметил: «Он работал в парламенте, где, мы видели, он был самым рьяным служителем интересов коалиции, и нам казалось, что больше присутствует мнение коалиции, а не его самого».

Для латвийских политиков правого крыла, похоже, действительно просто найти общий язык с новым лидером «реформистов». Рупор националистов, газета «Latvijas Avīze» дала Домбровскому довольно лестную характеристику, отметив, что он - «хороший русский», который даже публично признает, что не отмечает 9 мая, хотя его дед-красноармеец ежегодно посещает Памятник освободителям в Риге. Другого в ВЛ-ОС/ДННЛ вряд ли согласились бы видеть на столь важном для любого националиста посту. Будет ли хороший русский еще и хорошим министром образования пока большой вопрос. Все-таки В.Домбровский, прежде всего профессиональный экономист, причем праволиберального толка, а попытки превратить вузы в бюро образовательных услуг обычно с большой осторожностью встречаются, как профессурой, так и учащимися.

Но даже если Домбровскому все же удастся провести реформы, его деятельность на посту министра образования может стать последним успехом Партии реформ в силу того, что ее новый лидер, подстраиваясь под политическую конъюнктуру, как и его предшественник, жертвует идентичностью своей партии. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров