×
Политика Политика

No pasaran: борьба с советскими этикетками как кризис идей развития

Источник изображения: http://gdb.rferl.org

Движущими целями национально-освободительного движения в балтийских республиках были возрождение национальной государственности, выход из состава СССР, абсолютная независимость от России как его правопреемницы и присоединение к Единой Европе. Все эти цели с блеском достигнуты: довоенная государственность восстановлена, СССР развалился, от страшной «российской агрессии» защищает пятая статья устава НАТО. Наконец, состоялось присоединение к «европейской семье»: Литва, Латвия, Эстония входят в ЕС, а Эстония и в еврозону. В этом «дивном новом мире» балтийский национализм все явственнее демонстрирует свое интеллектуальное бесплодие: новых целей и идеалов он предложить не может, а упорное повторение пройденного выглядит уже абсурдно. То, что начиналось как борьба с «советским тоталитаризмом», заканчивается как борьба с обертками и этикетками.

Среди последних «достижений» противостояния балтийских республик влиянию советского наследия: протест, который литовские дипломаты выразили частной британской фирме, решившей организовать Конкурс красоты «Мисс СССР» и пригласившей на него девушек из бывших советских республик, в том числе, Литвы. «Посольство получило жалобы граждан Литвы, проживающих в Соединенном королевстве, поступившие по телефону, электронной почте и социальным сетям, в которых они выражают сильное недовольство поведением организаторов этого мероприятия, которые представляют искаженные исторические факты об оккупации Литовской Республики советами». Это заявление – новый этап в борьбе националистически настроенной части литовского истеблишмента за историческую правду: до сих пор в предоставлении искаженных фактов об оккупации Литвы советами обвиняли историков и публицистов, теперь – креативщиков из лондонской фирмы, занимающейся организацией вечеринок. Интересно, до знакомства с литовским посольством, хоть один лондонский массовик-затейник «предоставляющий искаженные исторические факты» удосужился посмотреть по карте, где она находится, эта Lithuania?

Власти Латвийской республики от своих южных соседей не отстают. Министерство сообщения Латвии отозвало из совета директоров авиакомпании Air Baltic своего представителя, как предполагается, из-за того, что принадлежащая государству авиакомпания предлагала пассажирам скидки в честь 23 февраля. Новое объяснение этому празднику - «Международный день мужчин, отмечаемый в Восточной Европе» - менеджеры Air Baltic возможно придумали потому, что боялись нездоровой реакции властей. Получается, не зря боялись: латвийские власти на мякине не проведешь - и за «международным днем мужчин» они увидели желание поощрить скидками празднование дня «оккупационной» Красной армии.

Апофеозом же подобного абсурда можно смело признать борьбу литовских консерваторов с «Советской» колбасой. Колбасы, сосиски и другие мясные изделия, выпускаемые предприятием Samsonas под маркой «Советская» являются лидерами по продажам в своей отрасли в Литве. Сколько существует эта торговая марка, столько компания Samsonas борется за ее сохранение с литовскими политиками, доходя даже до судебных разбирательств. Последний скандал разгорелся, когда литовская торговая сеть устроила продолжительную акцию - скидку в 50 процентов на продукцию марки «Советская». В очередную годовщину штурма Вильнюсской телебашни 13 января терпеть распродажу антинародной колбасы оказалось выше душевных сил литовских консерваторов, и они потребовали это «безобразие» прекратить.

«Недруги Литвы ищут всевозможные пути, чтобы фальсифицировать историю и утверждать, что оккупации Литвы не было, а в советское время наша страна процветала, а преступления против человечности - это всего лишь выдумка. "Советские" продукты могут стать инструментом, который показывает, что литовское общество с удовольствием и радостью вспоминает советское прошлое и сожалеет из-за независимости», - заявил депутат Сейма Кястутис Масюлис (СО-ХДЛ) в обращении к литовским предпринимателям с просьбой отказаться от слова «советская» в названиях торговых марок. Очень опрометчивое обращение.

Даже если предположить, что литовские бизнесмены – это скрытые коммунисты, полковники КГБ под прикрытием, развращающие литовский народ своими вредительскими сосисками, под воздействием которых он (народ) начинает ностальгировать по советскому прошлому, это не объясняет, почему «советская» продукция пользуется устойчивым спросом. Пропаганда пропагандой, но если бы колбасу не покупали, то выпускающий ее завод просто бы разорился, а история торговой марки «Советская» завершилась бы естественным путем.

Пример с «советской» колбасой более показателен, чем может показаться на первый взгляд. Характерной особенностью Советской Литвы было как раз то, что колбаса там была! Дефицит колбасы – это высшее выражение товарного дефицита в 70-80-е годы. В советской Прибалтике с дефицитными товарами было гораздо проще: если в Центральной России ходили «колбасные» электрички из Москвы, то жители Калининградской области с каждого аванса и получки ездили «отовариваться» в литовский Каунас и Кибартай. Парадоксальным образом «кровавый» «имперский центр» снабжал свои прибалтийские «колонии» гораздо лучше русской «метрополии»: русский народ – «оккупант» на какой-нибудь Орловщине и мечтать не мог о таком уровне жизни, как в «оккупированных» им Вильнюсе и Риге.

Ностальгические настроения действительно имеют место в балтийских республиках. Социологические опросы на эту тему здесь явление нечастое, но, согласно тем, которые все же проводились, более половины граждан Литвы, Латвии и Эстонии считают, что в советский период жить было лучше, чем сейчас. При этом волноваться националистически настроенным политикам решительно не о чем: те же опросы фиксируют, что ностальгия по СССР не имеет политического измерения: старшее поколение вспоминает свою молодость и какие-то бытовые моменты, но вовсе не требует возрождения СССР, интеграции с Россией или возвращения социалистического хозяйства. Иными словами, ностальгию испытывают потребители, но не избиратели.

Закономерно возникает вопрос: зачем тогда литовские консерваторы или представители правых партий в Латвии, зная результаты социологических исследований, устраивают такие смехотворные скандалы, как война с идеологически чуждыми сосисками и отставка чиновника, не уследившего за подчиненной ему госкомпанией, объявившей о скидках 23 февраля? Если отказаться от объяснений с позиций психиатрии и исходить из того, что они действуют осознанно и рационально, то единственное правдоподобное объяснение состоит в том, что за два десятилетия после провозглашения независимости балтийский национализм так и не выработал новую программу вместо борьбы с «советской оккупацией» и ее последствиями. Теперь, когда нет Советского союза, его удел – бороться с «советской» колбасой. Со стороны это, конечно, выглядит, нелепо. Литовским и латышским «правым» в этой ситуации можно дать два совета. Во-первых, брать пример хотя бы с эстонским коллег, которые борьбой с советским наследием занимаются куда меньше и, возможно, также из-за этого добились несколько больших успехов по части административных реформ. Во-вторых, если уж нести в Восточной Европе знамя русофобии, то весело. Есть, допустим, на Украине такой регион, как Галичина: наиболее близкая территория к странам Балтии по своим историко-культурным особенностям. Там тема антисоветских и антироссийских настроений раскрыта с потрясающим юмором, присущим украинскому народу. Например, зайдя во Львове в бар, вы можете заказать к пиву не какую-то прозаическую воблу, а «москаликов пьяных, карасевидных».

Поэтому, чем бороться с несчастными фабрикантами, делающими бизнес на «Советской» продукции, лучше организовать собственную колбасу - «Антисоветскую»! В конце концов, демократии много не бывает: плохо ли, если кроме обычных выборов, политических, будут выборы еще и колбасные.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров