×
Политика Политика

Саммит ЕС: финансовая перспектива прибалтийской политики

Источник изображения: delphi.lv

За неполные десять лет в составе ЕС балтийские республики уже не раз успели проявить себя европейцами больше, чем сами европейцы. Вспомнить хотя бы постоянные отказы Эстонии от сотрудничества с Россией по «Северному потоку», хотя сам проект реализуется для ЕС и совместно с другими членами ЕС.

Еще чаще балтийские республики демонстрировали свою приверженность к «европейским ценностям», соглашаясь с Брюсселем даже тогда, когда личная выгода была отнюдь не очевидна. Последствия от остановки Игналинской АЭС – входного билета в Евросоюз для Литвы – в стране переживают до сих пор. Строительство новой атомной электростанции, по различным оценкам, может стоить около 5 млрд евро. При этом никто не берется даже примерно определить, сколько придется потратить на штрафы по договору с Hitachi, на развитие энергетической инфраструктуры с Польшей и Швецией или на закупку российского электричества в случае отказа от проекта ВАЭС.

В этом же ряду стоит и реализация Третьего энергетического пакета ЕС: балтийские страны, будучи замкнутыми энергосистемами с единственным поставщиком газа – «Газпромом» - не были обязаны переходить к немедленному внедрению норм документа. И если Эстония с Латвией все-таки отказались от немедленного разделения собственности российской энергокомпании на своей территории, то Литва намерена выполнить требования европейского законодательства в сжатые сроки - до конца 2014 г.

В политической плоскости балтийские страны все чаще примеряют на себя роль проводников европейских демократических ценностей на постсоветском пространстве. 

Так, к примеру, республики поддержали экономические санкции в отношении белорусских бизнесменов близких к «последнему диктатору Европы» в марте 2012 г. Это было сделано, несмотря на тесное сотрудничество с Минском в сфере грузоперевозок: Белоруссия является для Латвии вторым по значимости после России транзитным партнером, а литовскому бюджету транспортировка белорусских грузов приносит до 3 млрд долларов в год. Вся противоречивость прибалтийской оценки данных санкций ЕС выражена в позиции премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса: незадолго до принятия ограничительных мер он заявил, что Латвия скептически относится к санкциям, но в то же время считает необходимым указать на проблемы с соблюдением прав человека в Белоруссии. 

Примеры приверженности общеевропейским интересам можно продолжать и дальше, но основной вопрос здесь состоит в следующем: скажется ли каким-то образом этот вклад балтийских стран на их положении в Европе и финансовом состоянии?

Политические дискуссии вокруг бюджета ЕС до 2020 г. свидетельствует о том, что свои обязательства страны-доноры перед странами-реципиентами, к которым относятся сейчас Литва, Латвия и Эстония, считают вполне адекватными, а иногда даже завышенными. Относительно балтийских республик, по нормативам финансовой программы Евросоюза 2007-2013 гг., картина выглядит следующим образом: на Эстонию за эти годы из еврофондов выделены средства в размере 3,45 млрд евро, для Литвы этот показатель составляет 6,9 млрд евро, а для Латвии – 4,6 млрд евро (согласно Working for the regions. EU Regional Policy 2007-2013). Это не самые большие дотации в абсолютных цифрах, но в расчете на душу населения балтийские страны оказываются в ряду наиболее обеспеченных из еврофондов экономик ЕС. Однако для восточноевропейских республик, в том числе и трех балтийских, с более высоким удельным весом сельскохозяйственной отрасли в экономике, чем в других странах ЕС, важную роль играет не только объем получаемых евроденег, но и возможность направить их на поддержку аграрного сектора.

При этом сельское хозяйство и без учета дополнительных требований восточных членов ЕС – наиболее затратное направление для общеевропейского финансовой политики. Всего на это сферу экономики через структурные фонды выделяется около 40% бюджета (в ЕС существует два сельскохозяйственных фонда – Фонд гарантий и Фонд развития села). На Брюссельском саммите 2002 г. было принято решение зафиксировать в следующей финансовой перспективе (2007-2013 гг.) расходы по этому направлению на уровне 2006 г. Поэтому расходы на сельское хозяйство возрастали только в соответствии со средним темпом инфляции вплоть до 2013 г. Теоретически теперь объемы финансирования могут быть изменены. Этим и обусловлена протестная активность балтийских фермеров и их поддержка руководством Литвы, Латвии и Эстонии, которое практически впервые за последние 20 лет вспомнило об идеалах балтийского единства. Цель балтийских фермеров известна: повышение уровня дотаций до 75-80% от среднего по ЕС (со 151 евро за гектар в 2014 г. до 196 евро в 2020 г., по словам президента Латвии Андриса Берзиньша). 

Однако по официальным данным Еврокомиссии можно проследить, что Брюссель проводит политику постепенного сокращения финансовой помощи аграриям. К примеру, в 1980-е гг. несравнимо большая доля бюджета ЕС тратилась на сельское хозяйство: в 1985 г. она составила 70%.

Помимо сельскохозяйственных вопросов у каждой из стран Балтии есть и свои частные проблемы: Литве, например, нужны деньги для закрытия Игналинской АЭС, Эстонии – для развития транспортной системы, а Латвии, как наиболее пострадавшей от кризиса стране, важно, чтобы не сократилось финансирования из фонда выравнивания. Свои политические заслуги перед ЕС три балтийские республики непременно постараются конвертировать в финансовую помощь из структурных фондов на открывающемся 7 февраля саммите в Брюсселе. Однако, как показало обсуждение бюджета ЕС в ноябре 2012 г., Старая Европа абсолютно прагматично относится к своим восточным коллегам и поступаться своими интересами ради романтики европейской солидарности не спешит – just business. Даже если на этот раз бюджет Евросоюза будет принят, Литве, Латвии и Эстонии вряд ли удастся окупить свою «прогрессивную европейскость».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров