×
Политика Политика

Трудный выбор Литвы: между экономическим и восточным партнерством

Источник изображения: politikan-news.net

Литва проявляет особый интерес к активизации «Восточного партнерства» - внешнеполитического проекта ЕС, основной официальной целью которого является демократизация стран постсоветского пространства. При этом не принимается в расчет, что попытки демократизации Беларуси – то есть вмешательства во внутренние дела соседней страны могут привести к экономическим потерям для самих литовцев, экономика которых тесно связана с белорусской.

Основной отличительной чертой внешней политики Литвы являются ее попытки играть роль регионального лидера среди постсоветских государств Восточной Европы. Ни экономических, ни геополитических ресурсов, позволяющих Литве претендовать на такую роль у нее нет, тем не менее, она на нее претендует. Это демонстрирует хотя бы недавний визит в Вильнюс украинского президента Виктора Януковича, во время которого президент Литвы Даля Грибаускайте подвергла своего украинского коллегу критике за «преследование политических оппонентов» и поставила перед ультиматумом: либо членство в Таможенном союзе с Россией, либо Соглашение о свободной торговле с ЕС. Между тем, опрошенные порталом ruBALTIC.ru украинские эксперты единодушно усомнились в том, что у литовской стороны есть какие-то значимые позиции, с которых она может позволить себе выставлять Киеву условия. По мнению заведующего кафедрой политологии Киево-Могилянской академии Александра Демьянчука, Литва лишь была использована «старшими» коллегами для передачи требований Европейской Комиссии «почти нерукопожатному в ЕС» Януковичу (см. подробнее здесь).

Амбиции регионального лидера проявляются у Литвы, в первую очередь, в менторском тоне, которым официальный Вильнюс указывает своим постсоветским соседям на необходимость развития демократических институтов и соблюдения прав человека, а также в активном навязывании себя в качестве посредника в диалоге с Западом, в первую очередь, с Европейским союзом.

Особенностью нынешнего, 2013-го года является то, что у Литвы появились формальные основания называть себя посредником между Евросоюзом и странами СНГ: во втором полугодии Литва будет страной-председателем в Совете ЕС. В числе приоритетов председательства, о которых заявляет Вильнюс, значится активизация программы «Восточное партнерство» по сближению Европейского союза с государствами бывшего СССР: Беларусью, Украиной, Молдовой, Грузией, Арменией и Азербайджаном.

Заинтересованность Литвы в поддержке «Восточного партнерства» объясняется тем, что концептуальная основа программы идеально соответствует ее внешнеполитической доктрине. «Восточное партнерство» - это партнерство в обход России, которой предлагается роль статиста, а не полноценного участника, при игнорировании ее теснейших связей с постсоветскими республиками.

«Восточное партнерство» - проект, прежде всего, политический, и это еще одна причина, по которой он импонирует Литве. На первом месте среди приоритетов программы значится поддержка развития демократии, институтов гражданского общества, независимых СМИ, содействие проведению демократических административных реформ. То есть вопросы суверенной внутренней политики. Это вполне в духе литовской внешней политики, для которой в международных отношениях прагматический расчет своей экономической выгоды всегда является вторичным по сравнению с необходимостью поддержки высших ценностей демократии и европейской интеграции. Так же и в случае с «Восточным партнерством» - активизация этой программы сопряжена для Литвы с серьезными экономическими угрозами.

Одной из таких угроз является возможная переориентация транзита белорусского экспорта с литовских грузовых портов на российские, как следствие конфликта между властями Литвы и Беларуси.

Транзит продукции белорусского экспорта является одной из основных статей логистического бизнеса Литвы. Железнодорожная перевозка и последующая портовая перевалка белорусских грузов приносят до 3 миллиардов долларов годового дохода бюджету Литвы и обеспечивают занятость около 12 тысяч ее граждан. Это обстоятельство подчеркнул и президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на пресс-конференции в Минске 15 января. «Беларусь заслуживает человеческого отношения от Литвы. Мы им деньги даем – переваливаем товары через порты Литвы, даем людям работу», - заявил Лукашенко. Тем не менее литовское руководство продолжает идти на обострение политических отношений с Беларусью, подставляя под новый удар только оправившеюся от кризиса экономику своей страны.

К действиям, вызывающим обострение литовско-белорусских противоречий, безусловно, относится намерение пригласить на ноябрьский саммит по «Восточному партнерству» представителей белорусской оппозиции – гражданских активистов и правозащитников вместо представителей власти.

Такой шаг, во-первых, превращает белорусскую часть «Восточного партнерства» в откровенную профанацию: все межгосударственное сотрудничество, реализация всех запланированных программ возможны только при участии правительств стран – участниц проекта. Во-вторых, не приглашать на международный саммит первых лиц государства, предоставляя их места деятелям оппозиции – это не просто грубейший политический демарш, а резонное основание для разрыва дипломатических отношений.

К бескомпромиссной борьбе официального Вильнюса против авторитарного режима белорусского президента Лукашенко, за демократизацию соседней страны и права ее граждан можно было бы отнестись положительно, если бы не тот факт, что эта борьба идет в разрез с экономическим развитием и ставит под удар благополучие собственных граждан. Занимаясь в Восточной Европе масштабными геополитическими вещами вроде «Восточного партнерства» и беря на себя благородную миссию, защищать демократию и общечеловеческие ценности среди «отсталых» соседей Литва в лучшем случае не задумывается о возможном использовании внешнеполитических проектов для роста своей экономики, в худшем случае – создает риски для ее развития.

Возможно, это объясняется тем, что президент страны Даля Грибаускайте связывает свои карьерные перспективы с Брюсселем. Как следствие - слишком большое внимание, которое уделяется представительству Брюсселя в регионе, что во многом и формирует такую внешнюю политику и интерес к «Восточному партнерству».

Конечно, действия Литвы на белорусском направлении можно было бы оправдать тем, что литовская политика – часть общей политики Европейского союза. После силового подавления протестных выступлений оппозиции в декабре 2010 года официальной политикой ЕС по отношению к Беларуси стал бойкот режима Лукашенко и поддержка белорусских диссидентов. Литва - член ЕС, следовательно, она последовательно проводит эту политику в жизнь. Однако проблема в том, что если другие страны ЕС могут себе позволить политическую принципиальность, не опасаясь за свои, никак не связанные с Беларусью экономики, то зависимость литовской экономики от Беларуси слишком велика, чтобы не принимать ее в расчет. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров