Новости

Эксперт: Проекты Литвы разрушат Куршскую косу

remove_red_eye  1707 0  
Источник изображения: http://www.discoverworld.ru

В Калининграде состоялся круглый стол, посвящённый инфраструктурным проектам Литвы на балтийском побережье и связанным с ними экологическим рискам.

Особую тревогу у учёных и экспертов вызывает планируемый к постройке мост между Куршской косой и литовской Клайпедой. Об опасности постройки сооружения для памятника ЮНЕСКО "Куршская коса" говорят как в России, так и в Литве.

В эксклюзивном интервью порталу RuBaltic.Ru, профессор, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, замзавкафедрой отраслевого и природно-ресурсного управления МГУ Наталья Митина рассказала, что экосистема Куршской косы очень ранимая вследствие своего происхождения и состава. По её словам, "коса образована морем. Надводная часть в основном находится на песках. Существуют методики расчёта возможной экологической и рекреационной нагрузки на экосистемы разного вида. И вот особенно ранимыми являются экосистемы, сформированные на песках. Причём, пески эти когда-то двигались, потом на них поселилась растительность. Это закрепило некоторым образом косу. Она остановилась, прекратила разрушаться штормами. За счёт растительности коса становится более-менее стабильной. Как только количество туристов превысит допустимую норму, в первую очередь начнёт выбиваться травянистый покров. Уже немножко начнётся движение почвы. Размывается и почва от дождей и заморозков. Вслед за травянистым покровом разрушается кустарник, потом деревья. Когда это произойдёт, продолжится движение. Ситуацию усугубят ветра, дожди и сила штормов. Пойдёт интенсивное разрушение".

Профессор Митина отметила, что Куршская коса не может принимать туристов в неограниченном количестве, поэтому их численность необходимо регулировать, а планируемый мост этой цели никак не способствует. "Нужно строго нормировать количество туристов и масштабное строительство вроде мостов. В противном случае её просто смоет, и не будет Куршской косы", - резюмировала учёный.

Наталья Митина рассказала, что сначала, ещё до разрушения самой косы, увеличение посетителей и туристической инфраструктуры разрушит фауну уникального природного заповедника. "Это отпугнёт и животных, и птиц. Коса же еще и зона отдыха и кормёжки перелётных птиц. Они устают во время перелётов на большие расстояния, у них даже появляются мозоли под крыльями. Многие не долетают, просто погибают от усталости. И новая обстановка создаст дополнительный стресс для животного мира".

Рассказала сотрудница РАН и МГУ и об опасностях моста для Балтийского моря. "Параллельно в Балтийском море увеличится эвтрофирование, оно и так очень сильное. Это природный процесс поступления органического вещества в экосистему. Но в настоящее время количество органического вещества, которое экосистема может переработать, превышается. Незначительное эвтрофирование на первом этапе благоприятно, потому что вслед за поступлением органики развиваются водоросли и дальше идёт вся пищевая цепь. Это нормально. Когда поступает слишком много органики, происходит чрезмерное зарастание водорослями. Как правило, по поверхности, потому что водорослям нужен свет. Из-за того, что солнечный свет не достигает дна, там происходит отмирание растений. Далее вымирают животные, которые питаются этой растительностью. На следующем этапе, предположим, опять поступает много органики. Всё просто: чем больше людей, чем больше органики. В дневное, солнечное время водоросли вырабатывают кислород, идёт перенасыщение кислородом водной экосистемы. А по ночам водоросли кислород начинают поглощать и выделяют углекислый газ, и вот тогда уже случаются летние заморы рыбы. Рыба не вынесет подобный режим", - заключила Наталья Митина.

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...
keyboard_arrow_up