×
Blogпост Blogпост

Cпоры о памятниках Конфедерации

Источник изображения: svoboda.org

«Война памятников» — явление, свойственное не только постсоветскому пространству. Более полутора веков после окончания Гражданской войны американцы разделены во взглядах о ее наследии.

В этом месяце в городе Новом Орлеане завершился процесс демонтажа четырех конфедеративных памятников — мемориала и трех статуй, которые восхваляли приверженцев белого превосходства и лидеров провалившегося восстания. 

Это было нелегко сделать, и мэр Митч Ландрё сказал, что первоначальный подрядчик, которого они наняли демонтировать памятники, отказался от работы из-за угроз расправы и поджога его машины. Решение было принято только после двухгодичного процесса пересмотра, голосования городского совета и множества правовых вопросов.

Митч ЛандрёМитч Ландрё
И всё равно многие на Юге остаются недовольны тем, что они считают надругательством над своей историей. 

Наблюдая, как исчезает статуя генерала конфедератов Роберта Ли, политик из соседнего штата Миссисипи заявил, что тех людей, которые будут призывать к удалению этих памятников, надо линчевать, — ужасающий выбор слов, учитывая историю этого термина в его штате.

Статуя генерала конфедератов Роберта ЛиСтатуя генерала конфедератов Роберта Ли
Ландрё сообщил, что подобная риторика только еще больше оправдывает действия его города. «Эти статуи не просто камень и металл. Это не просто невинные напоминания ушедшей истории», — сказал он в своей речи 19 мая
«Эти памятники увековечивают выдуманную, обеленную Конфедерацию, игнорируя смерть, игнорируя порабощение, игнорируя ужас, который она из себя представляла».

Теперь мэр Балтимора, у которого в городе есть свои статуи лидеров Конфедерации, надеется последовать дорогой Ландрё.

Все страны страдают от ран и грехов прошлого.

Испанские законодатели недавно приняли знаковую резолюцию, призывающую к эксгумации останков Франциско Франко, диктатора, чья могила находится в центре большого туристического объекта, посвященного погибшим в ужасной испанской гражданской войне. В Германии и Франции крайне правые политики бастуют против того, чтобы нести бремя вины за Холокост уже более 50 лет после конца Второй мировой войны.

Однако в США процветание конфедеративных памятников является глубинным напоминанием о проекте, который продолжил свое существование, пережив поражение Конфедерации.

И это пугающий знак того, насколько американцы до сих пор разделены по поводу истории, которая формировала облик их нации.

Американцы, включая президента Трампа, отмечали День поминовения в понедельник. Праздник, который посвящен погибшим солдатам, начался как следствие Гражданской войны, когда родственники и друзья солдат с обеих сторон украшали могилы павших.

Это станет платформой южных политиков для реабилитации имиджа их восстания. В своих словах Ландрё сожалел о «культе безнадежного дела» — попытке дать восстанию мифическое благородство и «спрятать правду, которая заключается в том, что Конфедерация была на неправильной стороне человечества».

Скоро памятники перестали устанавливаться лишь на кладбищах, перебравшись на площади и городские центры. Памятник Ли в Новом Орлеане открыли 22 февраля 1884 года — спустя ровно 152 года со дня рождения Джорджа Вашингтона. Это была намеренная попытка связать генерала Конфедерации с американским отцом-основателем.

«Они как бы были отцом и “сыном” — защитниками американских “свобод” в этой странной версии истории, дошедшими до богоподобных персонажей в свое время», — писал Дэвид Блайт, профессор истории из Йельского университета.

«Многие из статуй, которые сегодня вызывают споры, были построены не во время Гражданской войны, а в десятилетия после нее. И не вдовами и дочерями ветеранов-конфедератов, а потомками-бунтарями», — писала Моника Хессе.

Блайт считает, что это мифологизирование создало «фундамент, на котором южане построили систему Джима Кроу» и узаконили расизм на грядущие десятилетия. Он отмечает, что после того, как Трамп угождал расовым обидам белого электората в конце своей избирательной кампании, «у неоконфедератов… есть свежеиспеченное, шаткое, антиисторическое повествование о победе, за которым они следуют, в лице президента и Белого дома».

В понедельник Трамп возложил венок на Арлингтонском кладбище и почтил самопожертвование американских мужчин и женщин, погибших в бою. «Их истории теперь вплетены в душу нашей нации, в звёзды и полосы нашего флага и в бьющиеся сердца нашего великого, великого народа», — сказал Трамп.

Президент США Дональд Трамп на Арлингтонском кладбищеПрезидент США Дональд Трамп на Арлингтонском кладбище
Но обратите внимание на другую речь, сказанную на том же самом кладбище на День поминовения в 1871 году. 

Фредрик Дугласс, великий борец с рабством, о котором Трамп ничего не знал, в своей речи восхвалял не «мужественную храбрость» всех американцев, погибших в войне, а «благородную цель», за которую некоторые, но не все, погибли.

«Мы не должны забывать, что победа восстания означала бы смерть республики», — говорил Дугласс о Конфедерации и фанатизме ее лидеров в попытке сохранить рабство. «Мы не должны никогда забывать, что верные солдаты, которые покоятся в этой земле, встали между нацией и уничтожителями нации».

Более чем век спустя Ландрё, по всей видимости, повторяет его довод: «Конфедерация была на неправильной стороне истории и человечества. Они хотели разорвать нашу нацию и ввергнуть наших соотечественников в рабство. Это та история, которую никогда не следует забывать и которую нельзя более никогда ставить на пьедестал и чествовать».

Ландрё также цитировал южноафриканского борца с апартеидом Нельсона Манделу — человека, которым все сегодня восхищаются, но который когда-то был заточен в тюрьму и демонизирован в качестве террориста лидерами Запада.

Мандела произнес в 1998 году речь о многострадальном и болезненном поиске правды и примирения в его стране. «Если боль часто казалась нестерпимой, а откровения шокирующими для нас всех, то это потому, что они действительно принесли нам начала общего понимания того, что случилось, и стабильное восстановление человечности нашей нации».

В 2017 году кажется, будто Соединенные Штаты мучительно стараются прийти к «общему пониманию того, что случилось» и расплате за расовую историю, построенную на дегуманизации и эксплуатации других. 


Оригинальная статья

Оригинальная статья