×
Blogпост Blogпост

Город готовили к обороне столетиями и не думали сдавать: советские бронетанковые войска при штурме Кенигсберга

Автор:
Источник изображения: kantiana.ru

6 апреля 1945 г. начался штурм города-крепости Кёнигсберг. На городской стене столицы Восточной Пруссии красовалась надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кенигсберг не будет сдан никогда». В итоге за неполных 3 дня «неприступный» Кенигсберг был взят советскими войсками. О роли бронетанковых советских войск в штурме Кенигсберга нам рассказал военный историк, кандидат исторических наук Константин Петунин.

Константин Борисович, немецкие войска, оборонявшие Кенигсберг, в сущности, ничего не смогли противопоставить Красной Армии, штурмовавшей столицу Восточной Пруссии. Город был взят за 81 час. Какую роль сыграли советские бронетанковые войска в этой операции?

Не ключевую, но значительную. По сути танки и самоходные установки использовались в качестве мобильной бронированной артиллерии прямой наводки, а также передвижных средств для десанта пехоты, учитывая острую нехватку бронетранспортёров в Красной Армии. Безусловно, первостепенное значение при штурме города сыграла артиллерия и пехота. Однако именно танки и самоходные установки, с их гусеничным движителем, бронёй и достаточно мощными пушками позволяли войскам действовать быстрее, оперативное, наглее, если хотите. Танки и самоходные установки могли проехать там, где обычную пушку, особенно дивизионную протащить на руках было либо почти нереально, либо очень тяжело и долго, через завалы, баррикады, строения. При этом занять нужную позицию или сменить, в отличии от обычной пушки, танки или самоходки могли очень быстро, внезапно выйдя во фланг или в тыл противника, что они неоднократно и делали.

А как готовились советские бронетанковые соединения к штурму Кёнигсберга? Учитывалась ли специфика городских оборонительных сооружений?

Многим интересующимся военной историей известен приказ Гитлера №11 от марта 1944 г., о создании городов-крепостей, когда некий, ключевой населённый пункт признавался крепостью и его оборона должна была вестись всеми доступными средствами, условно говоря «до последнего патрона и до последнего немца». Однако Кёнигсберг был не просто городом-крепостью на бумаге. Это был старый немецкий город с мощными укреплениями, бывший без преувеличений «Сердцем прусского милитаризма». Этот город готовили к обороне столетиями и сдавать не собирались.

Немецкие позиции на подступах к Кенигсбергу. Надпись гласит: «Мы отстоим Кенигсберг»Немецкие позиции на подступах к Кенигсбергу. Надпись гласит: «Мы отстоим Кенигсберг»

При подготовке к штурму такого крупного и хорошо укреплённого города советские войска учитывали опыт боёв в городах, как оборонительных, так и наступательных. От Сталинграда до Познани. Готовились тщательно и комплексно: подготовка бронетехники велась в рамках подготовки других родов войск.

Все танки и самоходные установки были распределены по штурмовым отрядам и группам. Сформированные штурмовые отряды и группы приступили к тактическому сколачиванию. С офицерами и связистами были проведены двухдневные занятия на макете города, по взаимодействию и ориентированию в городе.

В середине марта были проведены занятия по преодолению бронетехникой рвов с помощью фашин (связка прутьев, которыми заполнялся ров – прим. К.П.) и колейных мостов. Также проводились занятия по взаимодействию пехоты и бронетехники в условиях штурма укреплённого города.

В течение нескольких недель предшествующих началу штурма была проведена, по возможности наиболее тщательно, рекогносцировка с использованием авиации и лёгких бронеавтомобилей, а также пеших разведывательных групп. Была составлена схема оборонительных укреплений на подступах к городу и в пригородах, а также карта города с возможным указанием мест баррикад и завалов, а также узлов сопротивления. Во время рекогносцировки совместно с командирами дивизий и полков были выработаны боевые порядки, наиболее приспособленные к боям в городе и при прорыве укрепленных районов противника.

Позиция немецких орудий ПВО, оборудованная на одном из кладбищ в районе Кёнигсберга. В случае необходимости орудия могли вести огонь по наступающей бронетехникеПозиция немецких орудий ПВО, оборудованная на одном из кладбищ в районе Кёнигсберга. В случае необходимости орудия могли вести огонь по наступающей бронетехнике

Перед началом боя у бронетехники было 3 боекомплекта, горюче-смазочных материалов на 2,5 заправки, питание для экипажей на 10 дней.

В течение дня 3 апреля 1945 года, перед штурмом, были увязаны вопросы взаимодействия в звене штурмовой отряд – танковый взвод и штурмовая группа – танк, самоходное орудие. Пехотные командиры прямо на местности поставили задачу каждому танку. Каждый пехотный командир лично узнал командира-танкиста, с которым он взаимодействует. Командиры танковых взводов и танков познакомились с командирами стрелковых батальонов, рот, взводов и получили задачу добиться того чтобы каждый член экипажа твердо знал свою задачу, место в боевых порядках способы связи между пехотой и танками и целеуказания а также пехотных командиров, с которыми он взаимодействует. Сделано это было в первую очередь с целью наилучшего взаимодействия на узких извилистых улочках старого города. Непосредственно в ночь перед штурмом, после сосредоточения на исходных позициях, командиры танковых рот совместно с командирами взводов, танков и механиками водителями производили рекогносцировку района исходных позиций, путей подхода к ним, выхода и направление атаки для каждого танка. Кроме того, в ночь перед наступлением были проделаны проходы в минных полях, а также ряде противотанковых заграждений. Бронетехника была замаскирована на исходных позициях.

Одновременно танкисты и самоходчики готовились к отражению возможного прорыва немцев из города. Например, подразделения 28 Гвардейской танковой бригады держались до момента штурма в полной готовности, на этот случай.

Как известно, оборона Кенигсберга состояла из трех рубежей. Как советские бронетанковые соединения преодолевали эту глубокоэшелонированную оборону? Ведь на их пути были форты, ДОТы, глубокие рвы, специальные противотанковые заграждения.

Первым препятствием для советских войск, что естественно, стал внешний периметр обороны Кёнигсберга, проходивший по окраинам пригородов и состоявший из нескольких траншей полного профиля, огневых точек и артиллерийских позиций, ДОТов и так называемых «горшков Коха», получивших своё прозвище по имени Эриха Коха, гауляйтера Восточной Пруссии. Это были своеобразные железобетонные стаканы на одного бойца, частично или полностью закопанные в землю, у которых мог быть подземный бункер и несколько ходов сообщения, некоторые из этих сооружений до сих пор можно увидеть в области и городе. Перед всем этим располагались противотанковый ров, противопехотные и противотанковые заграждения и минные поля.

Противотанковые заграждения в районе г. КёнигсбергПротивотанковые заграждения в районе г. Кёнигсберг

В ходе наступления советские танкисты проходили через заранее обезвреженные сапёрами минные поля и прикрывали саперов и пехоту, которые засыпали противотанковый ров или наводили через него мосты. Однако, на окраинах города функцию прикрытия своих войск и подавления противника по большей части выполняла артиллерия прямой наводки. Трудности создавало то, что не все минные поля были обнаружены и обезврежены, особенно противопехотные, это отсекало пехоту от танков, лишая бронетехнику прикрытия и возможности форсировать ров.

Наибольшую проблему вызвала необходимость преодолевать противотанковый ров в городе, где находилось большое количество капитальных сооружений, из которых велся огонь.

Противотанковый ров на южной окраине Кёнигсберга. На дне рва видна вода, образовавшаяся там в результате длительных дождей и высокого уровня грунтовых вод. Эта «небольшая особенность» затрудняла преодоление подобных препятствийПротивотанковый ров на южной окраине Кёнигсберга. На дне рва видна вода, образовавшаяся там в результате длительных дождей и высокого уровня грунтовых вод. Эта «небольшая особенность» затрудняла преодоление подобных препятствий

Сапёры с колейными мостами отставали от наступавших войск. В сложившейся ситуации бои происходили следующим образом: пехота, прижимаясь к домам, продвигалась вперед и, обнаружив огневую точку, указывала ракетой цель танкам. Танки продвигались за пехотой на удаление 150–200 метров, во избежание поражения фаустпатронами, и по указаниям пехоты вели огонь. Подойдя таким образом непосредственно к противотанкового рву, пехота разбирала находящиеся вблизи баррикады и забрасывала этими материалами ров, организовывая проход для бронетехники. В это время танки прикрывали пехоту, ведя огонь с места. Осуществив прорыв через противотанковый ров, в городе танки принимали на себя десант пехоты, после чего на высокой скорости старались выскочить на простор, например, на железнодорожные пути, ссаживали пехотный десант и открывали пушечный и пулеметный огонь с места.

А использовали ли бронетехнику при штурме фортов?

Да, конечно. При штурме фортов бронетехнику использовали следующим образом: так как форты 19 века, располагавшиеся на открытой местности, не позволяли разместить внутри укреплений большие пушки, то танки и самоходные установки могли чувствовать себя в относительной безопасности на расстоянии в 200–300 метров, откуда они вели огонь по бойницам форта, мешая немцам стрелять по наступающей пехоте, которая под прикрытием дымов подходила к стенам форта, форсировала ров и штурмовала укрепление.

Взорванный форт №9 под КенигсбергомВзорванный форт №9 под Кенигсбергом

В чем заключалась специфика бронетанкового боя на улицах Кенигсберга?

После преодоления первой полосы укреплений и пояса основных и промежуточных фортов, советские войска оказались в старом городе с узкими улицами, заваленными обломками зданий и баррикадами, большим количеством каменных домов, связных между собой ходами сообщения и подготовленных к обороне. На первых этажах домов и в подвалах, как правило, находились пулемётчики, а с верхних этажей вели огонь стрелки и бросались гранаты. На перекрёстках располагались противотанковые орудия разных калибров и систем, от лёгких автоматических пушек, до зенитных орудий.

Немецкие солдаты, вооруженные гранатометами «Панцерфауст» рядом с авиационной пушкой MG 151/20, переделанной для использования пехотой. КёнисбергНемецкие солдаты, вооруженные гранатометами «Панцерфауст» рядом с авиационной пушкой MG 151/20, переделанной для использования пехотой. Кёнисберг

В этих условиях танки и самоходные орудия сочетали стремительные рывки вперед с продвижением в боевых порядках пехоты, и прикрытием пехоты со стационарных позиций. Этим достигалось наиболее полное использование главных качеств танка: огня, брони и подвижности. Об интенсивности огня говорит тот факт, что в течение дня танки расходовали по 2 боекомплекта осколочных снарядов и боекомплекту пулеметных патронов. Бронебойные снаряды практически не использовались по назначению, ввиду почти полного отсутствия для них целей. Бронебойные снаряды чаще использовались для разрушения баррикад и создания проломов в стенах, для прохода своей пехоты.

В период боёв на узких улицах города, состоящих из каменных зданий, приспособленных к обороне, а также в условиях большого количества завалов и баррикад танки двигались в боевых порядках пехоты, прикрывая её бронёй и ведя огонь по указаниям пехоты. Огонь в основном открывался по подвалам домов, в которых противник оказывал сопротивление. После обстрела домов пехота врывалась в них, завершая уничтожение врага.

На каждый танк было выделено по два бойца снабженных ракетами, которые при обнаружении огневых точек противника указывали направление куда надо открыть огонь. Эти же бойцы отвечали за уничтожение немцев, вооруженных фаустпатронами. Противник, пытаясь противодействовать штурмовым группам и танкам, выкатывал на прямую наводку орудия, стремясь уничтожить бронемашины. Также немцами организовывались засады в переулках и зданиях с использованием противотанковых орудий.

Советские танкисты старались прорываться во вражеский тыл. Во время прорыва танков с десантом пехота очищала улицы, оттягивая на себя внимание противника. После обнаружения у себя в тылу значительных сил танков и пехоты противник начинал поспешный отход к следующей линии обороны. Советские танки с десантом, располагавшимся на броне, старались перекрыть отход разрозненных сил противника на эти рубежи.

Когда Кёнигсберг уже фактически пал, в течение ночи 9 числа советские танкисты участвовали в отражении сильных контратак противника, пытавшегося прорваться из города в направлении окраин.

Использовали ли советские войска при штурме Кенигсберга немецкие трофейные танки?

Вообще, в ходе Великой Отечественной войны немецкие трофейные танки использовались. Так, за годы войны трофейный комитет вывез с фронта более 24 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, которых хватило бы для укомплектования ста двадцати немецких танковых дивизий. У той же 28 Гвардейской танковой бригады, в списке машин некоторое время числился трофейный Тигр.

Однако, в боях за Кёнигсберг советские войска не использовали трофейную бронетехнику. В этом просто не было необходимости. Хватало своей. А вот немцы пытались использовать советскую. Трофейными командами в Кёнигсберге, после боев были обнаружены сборные пункты бронетехники, на которых немцы ремонтировали и восстанавливали свои танки и там были Т 34-85 и их части, с нанесёнными на броню немецкими крестами. Впрочем, в уличных боях советские солдаты с такой техникой не сталкивались, видимо она вышла из строя ещё до этого.

Что собой представляли немецкие бронетанковые соединения, оборонявшие Кенигсберг?

Данные о немецкой бронетехнике в городе, её числе и типе разняться. Причем очень сильно. С уверенностью можно сказать лишь одно, бронетехники у немцев было не много, и она не являлась главным противником советских танков и самоходных установок. Обороняющиеся использовали танки и штурмовые орудия группами по 5-7 машин для поддержки пехоты в контратаках.

Немецкий сборный пункт неисправной бронетехники в районе Кенигсберга, захваченный войсками 3-го Белорусского фронта. На снимке, слева направо: трофейный советский танк Т 34-85, легкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства, трофейная советская СУ-76, правее частично виден еще один танк Т-34. На переднем плане — части разрушенной башни трофейного советского танка Т 34-85. Вся советская техника с крупными нанесёнными немецкими опознавательными знакамиНемецкий сборный пункт неисправной бронетехники в районе Кенигсберга, захваченный войсками 3-го Белорусского фронта. На снимке, слева направо: трофейный советский танк Т 34-85, легкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства, трофейная советская СУ-76, правее частично виден еще один танк Т-34. На переднем плане — части разрушенной башни трофейного советского танка Т 34-85. Вся советская техника с крупными нанесёнными немецкими опознавательными знаками

Штурмовые орудия иногда использовались для засад на улицах города, а танки в качестве огневых точек. Например, возле железной дороги советские танкисты встретили 5 вкопанных немецких танков, которые были быстро уничтожены нашей артиллерией, так как не могли сменить позиции. Большая же часть немецкой бронетехники, включая Пантеры, Тигр и Тигр II была уничтожена или захвачена советскими войсками за пределами города. Так как немцы, несмотря на фактическую агонию Третьего Рейха не были дураками и отлично понимали, что от танков и самоходных орудий гораздо больше пользы в ходе маневренной обороны или контрударов, чем в городе.

Оригинальная статья
Читайте также
Пленным солдатам душманы перерезали горло. Немецкие журналисты снимали это для документального фильма
2 апреля 2020
В одном из лагерей душманов появилась немецкие журналисты, среди которых особенно выделялась фрейлейн Хельма, маленькая шустрая бабенка, снимавшая документальный фильм «Афганский народ в борьбе за свою независимость». Вместе с душманами она не раз принимала участие в боевых операциях, запечатлевая для истории детали их «священной борьбы».
НАТО не придет: эксперты из США открыли Польше и Прибалтике горькую правду
6 апреля 2020
В Польше публикуют слова экспертов США о том, что в будущем страны НАТО будут думать не об укреплении «восточного фланга», а о защите своих границ.
Вандализм во время чумы: украинские националисты рушат советские памятники
2 апреля 2020
Вандалы в Тернопольской области Украины оторвали голову памятнику советскому солдату.
Три сценария: что Горбачев хотел сделать с Литвой, когда распадался Союз?
3 апреля 2020
В 1990 г. между М.С. Горбачевым и руководителями прибалтийских республик шли переговоры о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из состава Советского Союза. Перед началом переговоров для президента СССР сотрудниками Совмина, Госплана, Госснаба и Госкомстата СССР были подготовлены справки, в которых характеризовалось экономическое положение прибалтийских республик, а также предложены возможные сценарии взаимодействия Вильнюса и Литвы. Представляем эти уникальные документы на ваш суд.