×
Blogпост Blogпост

Через преамбулу к Конституции в прошлое

Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт (Наполеон I)

Итак, начну без лирических отступлений, в Латвии сегодня актуально стоят вопросы последствий введения Евро, политической ответственности за Максиму, страсти по столичной думе и возможное появление преамбулы к Конституции ЛР, обо всем этом за один раз написать было бы слишком много, потому остановимся на последнем шедевре неолиберальной мысли.

Как-то в связи с обрушением Максимы 21/11 изначально в тень ушло обсуждение преамбулы Конституции ЛР и конкурсом на лучшую преамбулу, организованного Латвийским юридическим вестником "Слово юриста" (Jūrista vards). Шуточки-то они шуточками, если бы в правящей коалиции до 21/11 всерьез не рассматривалось принятие преамбулы Эгила Левита, которая фактически ставит латышский народ над всеми остальными в Латвии и вызывает очень спорные интерпретации.

Под патронажем Евродепутата Татьяны Жданок и не без участия авторитетного французского телеканала France24 активное обсуждение вернулось и в латвийское русское общество, а под занавес недели стартовала открытая дискуссия с участием известных политиков, академиков и журналистов.

Нет дыма без огня: если "под шумок" будет принята преамбула Э.Левитса в существующем виде, то Латвия рискует скатиться во времена фашистского переворота Улманиса в 1936 году, что повлияла на историческое развитие не только Латвии, но и всей Восточной Европы.

Преамбула редакции Э.Левита очень спорная. Так, несмотря на то что в преамбуле идет акцент к закреплению либеральных Европейских ценностей, то здесь же и отсылка к традиционным ценностям латышской семьи, ценности "свободы" (цит. "свобода, честность, справедливость, солидарность") против сильного государства за которое ответственны все его граждане..

В тексте много говорится о гражданской ответственности латышей, однако нет ответа на то, за что ответственны политики и какую ответственность несут они перед налогоплательщиками. Тогда уж логично вообще отменить большинство налогов и действительно быть ответственными только перед самими собой. Трагедия 21/11 только актуализировала проблему, получается отставки выборочных министров достаточно, чтобы искупить все грехи виновных за раз. А если примут преамбулу, то о том, что такое политическая ответственность в виде даже отставок можно будет забыть: всё можно будет списать на ответственность самих граждан и того строителя, кто кинул последний мешок с песком на злополучный торговый центр.

Более того, преамбула закрепляет закостенелость и негибкость латышского истеблишмента и препятствует омолаживанию политических элит за счет реверансов в сторону культа основателей государства и незыблемости их ценностей, о каких конструктивных реформах после этого может идти речь - непонятно, зато понятно, что как-то из затянувшегося кризиса выходить придется.

Свой вариант преамбулы Конституции также предложил Илларион Гирс (теперь товарищество "Русская Заря") с акцентом на многонациональность Латвии, компромисс социоантрополога Клавса Седлниекса и весьма утопичный вариант юриста Ольги Процевской, однако в правительстве всерьез обсуждается предложение именно Э.Левитса. Конечно, в таком виде преамбула до выборов в Сейм принята не будет, на то есть как минимум несколько причин:

1. Если правящая партия Единство примет преамбулу Левитса, то им придется выдвигать его в Президенты, а к такому шагу ни партия, ни избиратели не готовы.

2. В преамбуле много противоречий, а Конституция должна быть четко понятна всем гражданам поскольку это основа основ.

3. Наличие спорных трактовок, вызывающих вольные интерпретации. Ну о какой вольной интерпретации речь может идти в Конституции? Это значит хаос и бардак.

4. Премьер Лаймдота Страуюма является, по ее словам, техническим премьером до выборов в Сейм. Соответственно для таких смелых шагов, как принятие преамбулы она не подходит.

5. Президент Латвии Андрис Берзиньш, который ратует больше за создание латвийской политической нации и сохранение латышской культуры не подпишет законопроект, который может привести в будущем к исчезновению культуры.

Оригинальная статья