Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Понедельник
05 Декабря 2016

Украина: после Женевы

Автор: Jacques Sapir

Украина: после Женевы

22.04.2014

Женевские переговоры о будущем Украины закончились «плохо скроенными договоренностями».

Конечно, было достигнуто соглашение и это следует приветствовать, но страны Европейского союза и США продолжают говорить о санкциях против России. Это непоследовательно. Если действительно было достигнуто соглашение, то санкции, очевидно, должны быть отозваны. И если одни настаивают на санкциях, это лишь означает, что нет никакого соглашения, или то, что они нацелены на его срыв. Странно, что такая двойственность не вызывает какую-либо критику или комментарии во французской прессе, может быть потому, что Франция является участницей этого процесса...

Украинские временные лидеры - премьер-министр Арсений Яценюк и временный президент Александр Турчинов, кажется, неспособны разумно реагировать на ситуацию, с которой они сталкиваются. 

Это можно увидеть по ошибкам, которые они совершили и продолжают совершать по ряду моментов, что свидетельствует об их отрыве от реальной ситуации в стране. Вот три ошибки:

1. Прежде всего, ошибки в оценке текущей ситуации и мерах по предотвращению гражданской войны. Эти два лидера подписали соглашение по разоружению боевиков. Это позитивный шаг, который должен был быть предпринят еще месяц назад. Сегодня это уже запоздалая мера, которая в одиночку не в состоянии решить проблему. Поддерживая «антитеррористическую операцию», которая должна быть осуществлена вооруженными силами Украины на Востоке страны, политики доказывают свою неспособность осознавать текущие реалии. Эта операция, которая должна была вытеснить антиправительственных активистов из общественных зданий, провалилась. Некоторые подразделения украинских вооруженных сил добровольно сдали оружие толпе, что свидетельствует о том, что мы действительно наблюдаем народное восстание, а не просто действия неких «вооруженных групп». 

Продолжая эту операцию, которая сегодня лишена какого-либо смысла, политики с каждым днем теряют доверие. Первым делом Киев должен был установить статус-кво, а также отвести войска. На фоне отсутствия таких шагов сложно говорить о восстановлении доверия, а риск эскалации насилия остается очень большим.

2. Ошибка в выработке политических решений, которые должны быть приняты в случае заинтересованности в будущем Украины. Лидеры в Киеве объявили, что они хотят принять меры для гарантирования русскому языку статуса, а также по началу децентрализации - формулировки, которые, остаются расплывчатыми. Если бы эти меры были объявлены 25 февраля с.г., они вероятно могли бы предотвратить кризис. Но в настоящее время, принимая во внимание недоверие к киевским лидерам, полную потерю ими легитимности, эти меры уже потеряли свою актуальность. Антиправительственные силы Восточной Украины хотят четких гарантий относительно статуса их будущих прав, а также конституционного устройства страны. До тех пор пока временные власти будут вести себя как короли, который намереваются «даровать» своим вассалам свободу, это будет натыкаться на стену недоверия и вызывать сопротивление. Рискуя повториться, я вновь заявляю о том, что временное правительство должно объявить выборы в Конституционную Ассамблею или, в противном случае, создать широкую Комиссии национального примирения, в работе которой приняли бы участия все стороны для выработки соглашения о будущем Украины. 

До тех пор, пока лидеры в Киеве не поймут, что они не представляют собой всю страну, а, являются, учитывая их способ прихода к власти, лишь одной из тенденций украинской реальности, процесс нормализации маловероятен. Их легитимность ограничена кругом их сторонников. 

Это также касается протестующих на Востоке страны. Вот почему необходима конференция по примирению либо выборы Конституционной Ассамблеи, оба решения, позволяющих Востоку страны принять участие в определении будущего Украины. Любое другое предложение обречено на провал.

3. Наконец глубокое заблуждение относительно того, что США и Европа готовы согласиться с тем, чтобы поддержать фактическое правительство в Киеве. Еще 27 февраля с.г. было ясно, что ЕС не готов предоставлять деньги для стабилизации украинской экономики. 28 февраля с.г. немецкий министр иностранных дел заявил, что ЕС мог бы взять на себя обязательство в размере... 1 млрд. евро. Однако с учетом нынешнего краха украинской экономики на ее поддержание будет требоваться приблизительно от 20 до 25 миллиардов евро в год на протяжении как минимум 4-5 лет.

3 марта с.г. конгресс США взял на себя обязательство внести один миллиард долларов США. Действительно сегодня обещания варьируются от 20 до 35 млрд., но при этом ничего не происходит, и не будет происходить до определенного времени…. Мануэль Баррозу обещал от имени ЕС 11 млрд. евро, но без какой-либо конкретной привязки по датам. ЕБРР тоже обязался предоставить 5 млрд. евро на период 2014 и 2020 гг. МВФ мог бы взять на себя обязательство в размере 14-18 млрд. долларов США, согласно заявлению от 27 марта с.г.

Таким образом, обещанные суммы далеки от требуемых, которых хватит на год, полтора, то есть до конца 2015 г. Что же произойдет потом? На сегодня реальные обязательства не превышают 2 млрд. Сегодня киевские власти осознают, что финансовые обещания далеки от реальности, а текущая помощь станет лишь временным облегчением для украинской экономики. 

Единственное решение для Украины состоит в скорейшее возобновление экономических отношений с Россией.

Вместо того, чтобы говорить о «санкциях» против России, не будет ли лучше, если те, кто отвечает за французскую политику, президент и его министр иностранных дел втолкуют украинским политикам реальное положение дел? Очевидно, что ЕС не может иметь общую внешнюю политику по этому вопросу (как и по многим другим вопросам, если уж зашла речь...) Но Франция и Германия должны следовать общему политическому подходу, или по крайней мере иметь его.

Эта политика, для начала, должна заключаться в дистанцировании от стран ЕС, занявшими в одностороннем порядке по Украине радикальную позицию, например Польша. Сегодня польская газета (http://nie.com.pl/13-2014/tajemnica-stanu-tajemnica-m..) рассказывает о том, как правительство ее страны осуществляло материальную помощь боевикам «Правого сектора» для организации провокации, которые привели к катастрофической ситуации на Украине.

Затем она должна честно сказать украинцам, что им нечего ждать от ЕС, и что в их интересах как можно скорее примириться, а также найти взаимопонимание с Россией по экономическим вопросам.

И наконец, она должна отказаться от угроз последующих санкций, и когда будет подписано соглашение между Украиной и Россией, положить конец нынешним санкций, которые только оживляют воспоминания о «холодной войне» в Европе, и которые, в действительности, приятны только американцам.



Оригинальная статья

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.