×
Чемодан Чемодан

«Нужно быть очень убежденным, чтобы сейчас остаться в Латвии»

Первый материал в рамках нашего нового спецпроекта «Жизнь замечательного эмигранта» вызвал большой интерес и широко разошелся по интернету. Читатели спорили, прав ли герой статьи, критикующий родную Латвию из-за рубежа, а кто-то, прочитав, вешал ярлык — «заказуха». Между тем история Олексия, эмигрировавшего в Британию, далеко не единична, сегодня — очередная история человека, покинувшего Латвию ради лучшей жизни.

Денис, 30 лет, доктор астрономии (профиль — вычислительная астрофизика «Computational Astrophysics»). В 2003 году уехал из Латвии в Россию, в 2011 году перебрался в Германию, где через 4 года защитил докторскую диссертацию. В настоящий момент оценивает возможности работы в Германии или возвращения в Ригу.

РИГА-ПИТЕР

Идея уехать возникла сама собой. Я понимал, что после школы хочу изучать физику, и хочу изучать в хорошем месте. Говорили, что в России прекрасное образование, в частности, тому пример — наши родители. По олимпиадам я проходил без конкурса в латвийские вузы, я даже подал документы и был принят. Одновременно с этим я подал документы на стипендиальную программу в Питер. Получилось, что когда я выиграл стипендию, у меня был выбор. И я выбрал Питер, потому что многие говорили, что заниматься наукой в России лучше, чем в Латвии. Решающим фактором тогда стало общественное мнение, мнение друзей и знакомых, это, наверное, 80% моего выбора. Остальные 20% — это возможность обучаться на русском языке. Сейчас мне кажется, что нельзя говорить «лучше»/«хуже» про образование вообще в той или иной стране. Нужно смотреть более детально: какие университеты, какие программы.

Латвийский университет хоть и не входит в топ-100 лучших вузов мира, но имеет свои преимущества: программы обмена с Европой более развиты, нежели в России. А обмен студентами очень важен, этим не стоит пренебрегать, потому что коммуникация в науке, мировой опыт — это хорошая возможность роста, личного и профессионального. Меня не разочаровало российское образование, но если бы вернуться в прошлое, то магистратуру я предпочел бы где-нибудь в Европе. Аспирантура в России меня не интересовала: наука там, на мой взгляд, оплачивается значительно хуже, чем в Европе.

Окончив магистратуру в России, я перебрался в Германию. В России наука не только малооплачиваема, но еще и не считается престижной занятостью. Германия же предлагает конкурентоспособную заработную плату, вдобавок находится в центре Европы. Латвию я не рассматривал, потому что, во-первых, к тому моменту много путешествовал, и вариант оставаться дома не был заманчивым. Я выбирал более котируемый университет и подходящую для себя программу. Так как я занимаюсь астрофизикой, в Германии для меня значительно больше возможностей, нежели в Латвии.

Если бы существовал равноценный вуз с равноценной программой в Латвии, я бы все равно выбрал другую страну.

С одной стороны, потому что существует общественное мнение, что якобы за границей все лучше, с другой — это и путешествие, и новый жизненный опыт.

PRO ET CONTRO

Плюсы жизни за рубежом — это расширение горизонта, мировосприятия. Это возможность попробовать себя в другом месте. На мой взгляд, очень важно в определенный момент жизни «узнать», что существуют другие культуры и познакомиться с ними.

Минус, в первую очередь, бытовой: надо оформлять множество документов, а это стресс. В таких решениях всегда важна мотивация, тогда это стресс, на который ты идешь осознанно. Минус в том, что ты отрываешься от той жизни, которой ты привык жить: от друзей, знакомых, близких. В каком-то возрасте тебе все равно, а в каком-то уже думаешь, что пора бы и осесть. Когда переезжаешь, многое приходится начинать заново.

«СЕГОДНЯ ПОПУЛЯРНО ПОКИДАТЬ СТРАНУ»

Получив докторскую степень в Германии, я поработал в Англии. И сейчас думаю, что, может, я в Риге «не добыл» и не дожил. Сегодня очень популярно покидать страну. Возможно, на это есть причины, но все же все находятся под давлением этого мнения. А ведь существует много факторв «за», чтобы остаться в Латвии. У меня достаточно вариантов различной работы, мой рынок — англоязычный сектор в Европе. И в Риге тоже есть большие международные компании, в которые можно попасть. Почему бы и не Рига? Когда я приезжал сюда на протяжении последних десяти лет, всюду говорилось, что здесь «что-то не то», что «здесь нечего делать». Конечно, был кризис. Но многие просто живут с идеей «хорошо там, где нас нет».

ВОПРОСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

Эмигрантом я себя никогда не ощущал, хотя у других, как я знаю, это ощущение было. В Германии, в университете, была интернациональная обстановка. В Хайдельберге проживают студенты со всего мира, это очень открытый город. Вообще слово «эмигрант» в постсоветском дискурсе обладает каким-то негативным оттенком. Хотя по сути это неплохо.

Если все же уточнять мою национальную принадлежность, я называл бы себя балтийцем. Это не принадлежность к Балтийским странам, а принадлежность к русским латвийцам.

Я чувствую разницу между русскими в России и собой, и, конечно, я не латыш. Так что либо я балтиец, либо дитя Советского Союза.

Латвия для меня сейчас — это скорее просто место, где я вырос. Место, куда я приезжаю периодически к друзьям и родственникам, где отдыхаю. Я космополит по убеждениям. Больше трети моей жизни прошла в разъездах. Какие-то ностальгические моменты, конечно, есть — ведь все детство мое прошло в Риге, но сейчас я не могу назвать Ригу своим домом. «Чувство дома» я скорее обрел в Германии, ведь в Риге я жил с родителями, в России в общежитии, а в Германии уже жил в своей квартире.

ЛАТВИЯ КАК МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ

Общественно-политической ситуацией в Латвии не сильно интересуюсь, меня это в целом не особо занимает. Я не хожу на выборы: я не настолько осведомлен в политике, чтобы мотивированно отдать свой голос. Будучи космополитом, я стараюсь распространять идеи равенства и ответственности, саморазвития и поиска причин «неладной жизни» внутри человека, а не в социальном устройстве.

Наблюдая жизнь в Латвии и в других странах, могу отметить, что в Латвии люди в большей степени живут в стрессе, слышится больше жалоб, люди в большей степени, нежели в Европе, озабочены практическими вопросами: где заработать, что поесть.

Хотя в целом, мне кажется, здесь не так плохо, как говорят. Есть внутренний дискомфорт, который заставляет людей уезжать, менять место жительства. Конечно, это связано с финансами. Но везде есть разделение, где ты будешь получать больше, где меньше. Где ты можешь строить карьеру, где не можешь. Если бы у человека не было привычки оглядываться на других, то, возможно, и многих проблем, включая политические, не было бы, в частности, люди бы меньше мигрировали.

С другой стороны, люди часто бывает необъективными, сравнивая «лучшую жизнь там», ведь они забывают, какие трудности уже преодолели и преодолевают, а если и помнят, то не всегда признаются другим. А человек, которой остался «тут», будет убежден, будто бы у «другого» все хорошо. Вот уехал и рад жизни, не думая о том, что его проблемы могут лежать в другой плоскости: та же самая адаптация, самоидентификация. Это всего лишь другой круг проблем, но это не значит, что их нет.

Рассматривая сейчас Латвию как место для жизни, я испытываю опасения, у меня есть некоторые предубеждения. Например, что я не в центре Европы, а это значит, значительно труднее путешествовать. Климат здесь, на мой взгляд, хуже, чем в центральной Европе. Латышский язык тоже, отчасти, проблема. Я свободно владею двумя языками, а латышский со временем забылся. Чтобы быть еще более конкурентоспособным, а также чувствовать себя более комфортно в Риге, придется возвращаться к забытому. Проблема небольшая, но должна быть дополнительная мотивация, чтобы её преодолевать.

Также возможны опасения, что я попаду под влияние стереотипов своего окружения, что буду постоянно отвечать на вопросы «почему ты не остался в Германии» не только другим, а с какого-то времени — и себе. Что касается политической обстановки, то многое в разных странах не вызывает восхищения. Нужно быть хорошо мотивированным, чтобы не поддаваться этому воздействию и продолжать жить в том или ином месте. Нужно быть очень убежденным, чтобы сейчас остаться в Латвии. У меня такой убежденности нет, но ее нет и в отношении других стран, поэтому я рассматриваю различные варианты.

P.S. Пока материал готовился к печати, наш герой определился с местом жительства. В тот момент, когда в Латвии широко отмечали национальный праздник Лиго, Денис успешно прошел собеседование на работу в области Data Science - Business Intelligence - Risk modeling (машинное обучение в оценке финансовых рисков) в Берлине. «Компания достаточно молодая, хорошо структурированная, возможен достаточно быстрый рост, — рассказывает Денис. – Кроме того, четко расписано повышение зарплаты со временем. Много молодых умных сотрудников, хороший соцпакет. Берлин для меня — интернациональный город, полный возможностей, но в то же время не живущий по немецким стандартам».


Другие истории эмигрантов

Новости партнёров