×
Чемодан Чемодан

«Жаль, что у моих близких нет возможности покинуть Латвию»

Источник изображения: www.ansakhalin.info

Портал RuBaltic.Ru продолжает знакомить читателей с историями людей, покинувших Прибалтику. Сегодня в одной истории отразились сразу две проблемы Латвийского государства – эмиграция и неграждане.

Анна, 31 год, филолог. В 2009 году уехала из Латвии в Ирландию, через год перебралась в Англию, где живет и работает сегодня.

«КОГДА ПЕРЕЕХАЛ»

В 2009 году я решила поехать в Ирландию к другу-ирландцу: посмотреть, как оно там. Я приехала на 5 дней и с первого взгляда влюбилась в Ирландию. Мне безумно понравилась страна! Больше всего меня впечатлил дух свободы. Я понимаю, что если говорить глобально, то свободы нет нигде, но там ее намного больше, чем в Латвии, это точно. Ты дышишь свободнее, люди вокруг не «пришибленные», всем наплевать на всех – в том плане, что никто ни на кого не смотрит осуждающе. Я почувствовала, что там легче. И сразу решила перебираться.

Единственная мысль, которая была у меня после этой поездки: не забыть, помнить ощущение, которое было там, чтобы латвийское болото меня не затянуло обратно. Я старалась сохранить в себе это чувство, и через два месяца бросила все и переехала туда на ПМЖ.

Я училась в английской школе, и с самого детства у меня любовь к английскому языку. Мечта когда-нибудь переехать не просто за границу, а именно в англоговорящую страну. С Ирландией мне повезло: не то чтобы мне было, куда уезжать, но было, кому помочь на месте.

РИГА ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ

Что не устраивало в Риге? Денег не было. Вообще. Я работала переводчиком, снимала квартиру, и мне хватало едва-едва на себя и на кота. В какой-то момент перешла даже на чай без сахара. Питалась рисом и консервами. А еще родителям надо было помогать. Было достаточно тяжело, особенно с 2007 по 2009 год. Конечно, хотелось жить чуть свободнее в финансовом отношении. Там для этого было больше возможностей.

ИЗУМИТЕЛЬНАЯ ИРЛАНДИЯ

Конечно, как только я переехала, я не могла позволить себе снимать целую квартиру одна. Я жила в shared apartment — это комната в неплохой квартире, где со мной жили еще три человека из Словакии.

В Ирландии было фантастически круто! Я работала в колл-центре американской компании. Было интересно, здорово работать, это замечательный опыт. И город, в котором жила, Корк, мультинациональный, изумительный! Гораздо интереснее Дублина, светлый, веселый город!

В Ирландии я провела всего один год, даже чуть меньше, а потом переехала в Англию, где живу уже пять лет. К концу моего пребывания в Ирландии я была не одна, и молодой человек отправился в Великобританию, а я вслед за ним. В Ирландию возвращаться не думаю – моя жизнь уже связана с Англией.

ЧУЖОЙ СРЕДИ «СВОИХ»

Сначала, когда я перебралась в Англию, было довольно странно. Мы опять жили и вращались в кругу словаков, поляков, латвийцев, литовцев… То есть все время около «своих». Меня все время ирландцы, а затем и англичане, спрашивали «ты из Польши?», и это страшно раздражало. Там так много поляков, когда встречают славянское лицо или славянскую речь, то сразу – «ты из Польши?». Не «откуда ты?», а «ты из Польши?». В конечном итоге уставала объяснять и начинала подыгрывать – да, мол, я из Польши, «дзень добры», «цо робиш» и т.п. Те англичане, кто меня хорошо знал, при этом очень веселились.

Было тяжело, потому что вначале не хватало английского общения. К тому же, большая часть этого окружения занималось неквалифицированным трудом, с ними сложно было разговаривать о культуре, например, о литературе. Далеко не все знают, кто такой Бернард Шоу и что он написал! Людям это не сильно интересно, их больше заботит, кто куда пойдет выпить, в какой ночной клуб. Все ходят по клубам или играют в тотализатор. В Англии и Ирландии очень популярен тотализатор! В каждом квартале минимум три букмекера, и ставят на все, не только на спорт: в каком платье выйдет королева, как назовут ее правнучку… На что угодно. Зато в Англии я открыла для себя театр, Вэст-Энд. Это целый культурный мир, и если знать, как он устроен, можно по не самой грабительской цене увидеть постановки именитых режиссеров с участием таких известных актеров, как Джуди Денч, Кевин Спейси, Стивен Фрай, Джеймс Эрл Джонс, Рейф Файнс и многие другие.

Говоря о сложностях, я стала уставать от компании «наших». Если уж ассимилироваться, то ассимилироваться. Я поступила на работу в английскую компанию, где были только англичане. Там тоже было нелегко поначалу. Было страшно, что чего-то не пойму, чего-то не знаю. Но потихоньку разобралась.

СТЕРЕОТИПЫ О ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Конечно, предубеждения на наш, восточноевропейский счет, есть. Во-первых, мы для них слишком грубые. Они могут расписать вежливый текст на 20 страниц, и любой англичанин поймет, что этим его словно матом кроют. Но вежливо. А я этого не умела, и какие-то вещи, которые я говорила, казались им немного странными. Потом, я не люблю сплетни на рабочем месте. Я сосредотачиваюсь на работе и не слышу, о чем говорят вокруг. Коллегам приходилось по 10 раз меня окликать, и это казалось им странным. Вне работы мы замечательно дружили. Но на работе – это иначе. Даже если вы друзья. Они будут жаловаться на вас, если что-то им не нравится, будут ныть и шушукаться за спиной: все всеми всегда недовольны. Но вне работы будут дружить с тобой как ни в чем не бывало. Я не смогла стать такой, но к этому уже привыкла.

Еще существует такой стереотип, что восточные европейцы падки на легкую наживу. Поэтому зачастую эмигранты – те, что гонятся за легкими деньгами — падают жертвой своих ограниченных познаний в области элементарного гражданского и трудового права.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРИЕЗЖИЕ

Да, англичане рассуждают, что «вот, понаехали», жалуются, что приезжие сидят на пособиях и не работают. Однако процент англичан, сидящих на пособии, во многих городах Великобритании куда больше, чем процент эмигрантов. Англичане сидят на пособиях поколениями! Рожают по 10 детей и не работают. А зачем им работать? На них работает та самая неквалифицированная рабочая сила с Востока. Или из Африки, например. Нигерийцев очень много, людей из Ямайки, Зимбабве. Из Индии, понятно. Британцы эту дешевую рабочую силу ни в грош не ставят. На этих же рабочих местах, что интересно, служат и англичане тоже. Годами. Те, у которых нет амбиций, которым ничего не нужно: вроде и так ничего. Работа есть, деньги платят, ответственности ноль.

Какое-то время я работала лайн-лидером в упаковочном цеху. Там в основном трудились поляки, литовцы, словаки, были тайцы. Запомнились кенийцы, которые ничего не понимали по-английски. Индусов тоже много, но индусы в основном работали там не для того, чтобы остаться на всю жизнь, а чтобы заработать на свадьбу или на что-то другое. А вот литовцы, поляки в основном не планируют возвращаться. Они, конечно, рассчитывают найти другую работу, но не сильно заморачиваются по поводу саморазвития. Язык им будто учить не надо: в этом цеху они, литовцы и поляки, друг друга понимают и без английского. Они скорее видят себя на одну ступень выше в рамках одной компании: упаковщик, супервайзер, контролер по качеству, завскладом. С самого низа они могут дойти до какого-то верха и думать, что чего-то добились. И у них на самом деле все хорошо. Они могут ворчать и напиваться, но их все устраивает, по-моему. Иначе бы они менялись. Я не понимаю, как на такой работе можно долго задерживаться, поэтому и ушла при первой возможности. Я была сразу супервайзером, не низшее звено, но все равно с трудом выдержала 10 месяцев. Тяжелые условия, 12 часов в ночные смены, тупая монотонная работа, от которой отключается мозг.

ВЫБИТЬСЯ В ЛЮДИ

Моя хорошая подруга работала лет 5 в таком пак-хаусе. Сперва просто упаковщиком, затем лайн-лидером (супервайзером). И потом поняла, что хочется большего. Ходила, обивала пороги, отсылала резюме. В итоге устроилась в крупную компанию системным аналитиком. С нее там пылинки сдувают! Она никогда в жизни не занималась этим раньше, но оказалась очень способной, ее всему обучили. Сейчас хорошо зарабатывает, имеет неплохие перспективы роста. Сдала на права, купила машину, приобрела дом в кредит. Я ею горжусь, для меня это замечательная история.

НЕ ЖАЛЕЮ НИ НА СЕКУНДУ

Плюсы жизни в Англии в том, что теперь у меня однозначно большая материальная независимость, чем была раньше. Я еще не достигла таких высот, чтобы разбрасываться деньгами. Но я могу путешествовать, уже повидала много стран, о которых и мечтать не могла, живя в Латвии. Потом, я счастлива, что могу каждый день разговаривать на английском языке. Русский тоже не забываю. А минусы? Минусов в том, что я уехала из Латвии, нет ни одного. То, что у меня тут родные и близкие остались – мне жаль. Жаль, что не могу перевести к себе родителей по состоянию их здоровья. Больше я ни о чем не жалею – ни на секунду, ни на йоту. По отношению к Латвии я испытываю только грусть. Когда читаю очередную новость на Делфи или слышу от знакомых, что принят новый идиотский закон, мне грустно.

«НА ЛАТВИЮ СКИНУЛИ АТОМНУЮ БОМБУ?»

Год два-три назад, когда я приезжала в Ригу, мне сразу бросилось в глаза, что много хамили. Везде — в кафе, магазинах, даже в банках! Мне это было странно – в этом плане я «разжирела» в Англии. А сейчас я вижу, что обслуживающий персонал стал супер-вежливый. Научились сервису. Это неплохо! Хотя бы это – ведь Латвия на туризме держится.

Меньше людей стало в стране. Это странно. Непривычно. Молодое поколение в основном латышскоговорящее, старшее – русскоговорящее. Это мои свежие наблюдения.

У меня ощущение, что на Латвию скинули атомную бомбу, и что всю разруху убрали, привели в божеский вид, а люди – обреченные. Просто мертвые люди. Приезжих здесь сразу видно, потому что все местные с потухшим взглядом, за редким исключением среди молодежи в пятницу-субботу в центре Старого Города. А так — задавленность жизнью. Внутренняя тяжесть, тоска. Как будто большинство людей грустит и думает: «Отчего же с нами так?». Потому что они не заслуживают того отношения, которое получают. Не то что им скучно, но именно грустно. Всё вокруг какое-то пустое.

НЕВОЗВРАЩЕНИЕ

Вариант вернуться обратно? Я надеюсь, что его нет и никогда не будет. Ничего такого не может измениться в стране, чтобы мне снова захотелось здесь оказаться. Я, скорее, перееду в другое место, но не в Латвию. Я не вижу никакого будущего для Латвии, вообще никакого. Мне очень жаль, что у моих близких нет возможности покинуть эту страну. Зато они не перестают радоваться за меня.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Я как «негр» в Латвии (негражданин), хоть я и сдала на латвийское гражданство, но в Англии я себя ощущаю вот таким вот «негром». Я однозначно не латвийка, я не чувствую ни капли принадлежности к стране. Русской я себя тоже не считаю: к России я не имею отношения, скорее к русской культуре. И все равно менталитет у меня не российский, а более европейский.

ЛАТВИЯ И АНГЛИЯ: ЯЗЫК И ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ

У меня не было проблем с латышским языком, я сдала его на третью (высшую) категорию. А для русскоязычных пожилых людей необходимость говорить по-латышски – это большой стресс. Например, когда им нужна помощь в инстанциях, им стыдно спросить на русском. Им отвечают, они кивают-кивают и уходят, ничего не поняв. Потому что это другое поколение, другое воспитание – им неловко. В учреждениях, например, где оформляют пенсии, соцобеспечение – им же там ничего не объясняют. Ты все должен сам узнавать и спрашивать, как вообще работает система. Многое есть в интернете, но не все же пенсионеры пользуются сетью. А в Англии есть Биржи (job centres), куда может прийти любой, по записи или без. И там на тебя потратят 2, 3, 10 часов – сколько надо, столько и потратят! Тебе все разжуют, ты можешь задавать любые вопросы, ведь это их работа – разъяснить, чем они могут быть полезны. И самое главное, никто не будет смотреть на тебя с презрением, будто тебе делают одолжение. Отношение – это очень важно.

Почему такое разное отношение здесь и там? Это, без сомнения, проблема государственной политики. Воспитание тоже частично играет роль. Но по большей части это — вопрос недовольства людей жизнью. Им платят мало, им тяжело. У людей в Латвии плохой тренинг, их не обучают такой дисциплине как customer service, не рассказывают, как должно быть. Улыбка и слова «Да, конечно!» должны возникать сразу! И это не «зажрались в Англии», нет! В каком угодно сервисе так должно быть. Все должны испытывать не превосходство, а чувство собственного достоинства, не унижая своих клиентов.

ЧТО НЕ НРАВИТСЯ В АНГЛИИ

Медицина. Мне совершенно не нравится их система здравоохранения, да и им самим тоже. Да, это якобы бесплатная медицина. Ты можешь бесплатно записаться к доктору (GP, General Practitioner) – это как терапевт, врач общего профиля. К нему приходят с любым вопросом, от «зачесался нос» до «у меня топор в спине». В 99% случаев тебе выписывают парацетамол. Парацетамол – панацея от всего в Англии! Они помогут тебе советом, словом, но стараются не назначать ни операций, ни профильных специалистов. Поэтому надо все время настаивать. Конечно, есть и частные клиники, но это очень дорого.

Среди отличий могу назвать то, что многие приезжие, не привыкшие к реалиям, называют лицемерием. Двуличие. Англичане могут думать одно, а говорить другое, в том числе и за спиной. В Англии не надо слушать, что тебе говорят. Ну, или слушай и учись видеть «между строк».

ПУТИН

Негатив по отношению к России и русским встречается в основном в комментариях к статьям и «письмах читателей» британской прессы. И меня все время спрашивают про конфликт на Украине. Я всегда отвечаю, что понятия не имею, я не слежу за политикой. Англичане довольно осуждающе относятся к политике Путина. Но с другой стороны, они так же в большинстве своем относятся осуждающе и к политике Кэмерона. Англичане среднего звена не сильно сведуще, а с англичанами высшего звена я редко общаюсь. Но думаю, что они-то как раз — люди неглупые, многое понимают, и оттого их мало слышно.

В прессе Путина называют исключительно «тираном», «сатрапом» — это святое дело. И что Советский Союз возвращается, что в России у людей жизни нет, и выбора нет. Но людям с Запада кажется, что у всех должна быть свобода выбора. Возможно, и мне так тоже кажется. Но ее нет! Ее нигде нет, ни в Америке, ни в Англии.

Другие истории эмигрантов

Новости партнёров