×
Чемодан Чемодан

Из Латвии в Норвегию с кукольным театром

Сегодня в спецрубрике «Чемодан» история переезда из Латвии в Норвегию. Возможность начать новую жизнь в скандинавской стране героине материала дало ее многолетнее увлечение — кукольный театр.

Илона, кукольный мастер, актриса, преподаватель. Уже четыре года живет в Норвегии.

Кризис рождает возможности

Уже адаптировалась. И это абсолютная правда, что первые два года на новом месте очень тяжелая пора. Причем так вышло, что в Норвегию я приехала уже в депрессивном состоянии. Да, тогда в моей жизни был кризисный момент. Дети выросли: у дочки уже была своя семья, а сын учился в другом городе. Уехал муж, я осталась дожидаться, когда муж меня позовет к себе. Оставила прежнее место работы… Жила на депрессантах и снотворных. Но, как сказал кто-то из великих (мне кажется, Черчилль), «любой кризис — это новые возможности».

Кризиса не надо бояться. Я теперь знаю на собственном опыте, что именно в кризис рождается что-то невероятное.

Теперь у меня всё наладилось и даже больше — начался новый интересный период в жизни. В Норвегии я реализовалась так, как в Латвии никогда бы не смогла. Я благодарна своему мужу, что он принял правильное решение. Мой муж тогда сказал мне: едем зарабатывать себе пенсию, чтобы не оказаться на шее у своих собственных детей. Ведь в Латвии то и дело слышались и слышатся разговоры политиков, что будущим пенсионерам пенсии не грозят. Он не испугался поменять нашу жизнь.

Сюрпризы напоследок

Конечно, было некомфортно… Думала: кем я буду работать в Норвегии? Наверное, уборщицей. Ах, думала я, тогда уж хотелось бы убирать художественную школу… Решила поработать в детском саду, для практики: вдруг в Норвегии пригодится. Уволилась из школы. Пришла в детский сад, где работала, когда дочка была маленькой. Меня там хорошо помнили, обещали взять точно-точно.

Но тут вышел указ латвийского правительства, который мне, педагогу с шестнадцатилетним стажем (магистру педагогики), не разрешал работать воспитателем.

Мне нужно было иметь высшее образование именно по специальности «дошкольное».

И я осталась без работы. Мне было тяжело, потому что я привыкла постоянно двигаться, постоянно что-то делать, общаться с людьми. Стояла на бирже труда. Ждала, когда муж позовет меня приехать. Он работал в Норвегии у одного человека, который занимался цветочным бизнесом, без нормированного рабочего дня: поливал, срезал и вез цветы ночью на продажу. Жил в маленькой гостинице в малюсенькой комнате, и мне туда ехать было некуда. Сказал мне: жди, когда я определюсь. Вот я и ждала.

Покажите нам спектакль!

Но вот однажды муж мне позвонил и сообщил, что рассказал обо мне и моих увлечениях в школе, где он обучался норвежскому языку. И что меня приглашают показать у них в школе кукольный спектакль. Дело в том, что я к тому времени уже семь лет занималась кукольным театром. У меня первая специальность — архитектор, вторая — педагог. Архитектура для меня оказалась скучным занятием, бросила, начала понемножку заниматься куклами. Увлеклась. Мне были интересны именно театральные куклы: движение, дизайн. Долгое время работала в рижской детской студии кукольного театра. Всё у нас было серьезно и успешно: играли спектакли, ездили на фестивали. Вот муж и рассказал про всё это. Но как задуманное осуществить? Ведь я сама спектакли не играла, занималась с детьми, а тут должна выступить самостоятельно.

Собралась. Быстро — всего за месяц — сделала спектакль с девятнадцатью персонажами, который длился восемнадцать минут. Там было много хитростей, все персонажи вылезали из малюсенького чемодана — целый театр! Получилось круто. Приехала в Норвегию, показала спектакль два раза, всем очень понравилось. С этого и началась «моя Норвегия». Это был 2013 год. У меня такой универсальный тип кукольного театра: пантомима, без слов, кукла и звук. На сцене — отношения между куклами, мной и куклой, мной и зрителем. Гипернационально получается!

Илона /1
Илона /1

Норвежский язык

В 2013 году я купила билет в Норвегию в одну сторону. В Норвегии пошла в языковую школу. Целый год просто изучала язык. Сразу попала в сильную группу, ведь я брала уроки норвежского еще в Риге. Как теперь понимаю, не очень качественные уроки, потому что была проблема с правильным произношением.

В норвежском языке очень важно произношение, это самый трудный аспект освоения языка. Звуки извлекаются совсем не так, как в русском или английском. Есть своя специфика.

У меня есть друг в Норвегии — Раймонд. Его в нашем городе называют «мистер Ø», потому что он всех учит правильно произносить этот звук. Буква Ø в норвежском самая сложная. Любое напряжение в гортани и в районе груди искажает звук и делает его неправильным. Раймонду уже девяносто лет, он и его жена занимаются благотворительностью — бесплатно помогают иностранцам, изучающим норвежский язык. Каждый четверг Раймонд трудится как учитель-консультант. Раймонд и его жена не только мои учителя языка, но и любимые друзья.

Языковые категории

Сначала я сдала экзамен по языку (и устный, и письменный) на категорию А2. На следующий год — на Б1. А еще после пошла учиться по программе «Норвежский язык и литература». Это специальные курсы подготовки к университету. В Норвегии есть два варианта обучения в средней школе: либо получают профессию, либо готовятся к поступлению в университет. Классы профессиональные и университетские. Но бывают случаи, что человек уже получил профессию, но вдруг передумал и захотел учиться в университете. Тогда идут на эти университетские курсы. Там можно получить оценку не только по норвежскому языку и литературе, но и по естественным наукам. Университетские курсы бесплатные. А эмигрантам можно либо сдать тест на категорию Б2, либо прослушать курс по норвежской литературе.

На самом деле мне не полагалось учиться на этих курсах: я уже в Латвии получила два высших образования. Но так как я живу в небольшом курортном городке на юге Норвегии и у нас в принципе мало народу (кстати, в летние месяцы население увеличивается в пять раз!), на курсах был недобор и меня взяли. И я с удовольствием занималась. Я когда-то сама преподавала историю искусства, и теперь изучать историю литературы мне было интересно.

Мое латвийское образование здесь признали: нужно просто подать свои документы на проверку их подлинности. Я здесь магистр педагогики и бакалавр архитектуры. Если бы в Норвегии я работала как преподаватель, то получала бы максимальную ставку. Однако норвежцы практически убрали предмет «искусство» из средней школы. У них есть свое направление — «искусство и ремесло». И его можно преподавать даже без художественного образования (пусть даже ты учитель физкультуры или математики).

Меня находят сами

Когда я жила в Латвии, то еще с детства привыкла считать, что нужно реализовывать себя в той профессии, с помощью которой ты зарабатываешь деньги.

А сейчас, когда я пожила в Норвегии, для меня всё несколько поменялось: я сейчас понимаю, что сфера, где ты зарабатываешь деньги, может быть какой угодно. Главное, чтобы она давала тебе время на то, что для тебя важно.

Конечно, у меня есть проекты с кукольным театром, которые приносят мне как деньги, так и творческую реализацию.

Как я зарабатываю деньги? Работаю продавцом в магазине одежды, занимаюсь документацией в конторе местной школы, убираю в этой же школе. И плюс у меня есть мои творческие проекты. Причем всё как бы само реализуется: меня находят люди, которые заинтересованы в моем творчестве, в том, что я делаю. С 2014 года я здесь поставила и показала уже пять кукольных спектаклей: «Привет! Я — кукольник», «Нина — дочка ниссе» (что-то вроде Деда Мороза), «Козленок, который считал до десяти», «Весна приходит», «Принцесса на горошине» и «Театральная лаборатория Илоны».

Всё началось так: мне позвонил представитель школьного отдела коммуны (самоуправление города), где я живу, и предложил поставить спектакль для внешкольной программы. Я поставила спектакль по сказке «Нина — дочка ниссе». Мы сделали целую программу: сначала библиотекари читали саму сказку, потом я показывала спектакль, потом дети уже сами делали кукол. Детей привозили из школ автобусами. И это стало традицией: в этом году я получила уже пятый заказ от коммуны, проводим это мероприятие два раза в год, осенью и весной. Сейчас ставлю спектакль «Гадкий утенок».

Мне здесь интересно жить. Окружающие ставят мне творческие задачи, я воплощаю их в жизнь. Мне интересно постоянно менять контексты, находить новое.

В прошлом году выпустила спектакль «Принцесса на горошине», где мои герои — это растения. А дворец — шпалера для вьющихся растений. И всё это я показываю без слов. Задача та еще. Люблю работать в стиле «трэш-арт» (из материалов и предметов вторичного использования).

Илона /2
Илона /2

Вклад в культуру Норвегии

Мне нравится вкладывать свои творческие силы в культуру той местности, где я нахожусь. В этом году у меня прошла выставка бумажных скульптур и кукол «Мания яичных коробок» в престижном культурном центре города Шиена — Центре Ибсена. Я на этом ничего не заработала, но выставиться в таком шикарном месте — это событие. Сама идея использовать яичные лотки пришла на Пасху: было много коробок из-под яиц, я решила использовать их творчески (у меня получились и принцессы, и шахматы, и рыбы). Всё в стиле «трэш-арт». Этим летом проводила театральную лабораторию для детей и взрослых — один местный художник предоставил мне свою мастерскую.

В этом году юбилей моего обожаемого Теодора Киттельсена — это известный норвежский художник, график и иллюстратор. Он родился в городе, где я живу, — в Крагере. Он часто рисовал горожан в виде разных животных — сатирических персонажей. У него я нашла совершенно очаровательных птиц, и сама из тех же яичных коробок сделала целую стаю подобных птиц. Так точно попала, что просто мистика какая-то.

Узнала, что недалеко от нас раньше жил кукольник (умер в 2006 году), который десять лет у нас в окрестностях показывал спектакли, собирал полные залы (если верить разговорам). И при этом о нём никто ничего вразумительного вспомнить не мог. Я начала разведывать. Для этого даже вступила в общество норвежских кукольников. Докопалась до театра, где этот кукольник раньше работал. Оказалось, что он даже ставил спектакль по произведениям Льва Толстого — о старом башмачнике. Даже в Москву ездил с этим спектаклем и получил премию «Симпатии зрителей». Нашла тех, кто с ним работал, нашла его брата. В итоге мне прислали его оригинальные куклы — организовала выставку у нас в городе. Была довольна, что всё-таки рассказала о нём людям, которые здесь живут. И для себя открыла много нового.

У меня много друзей

Когда приехала сюда, то подумала: так, надо знакомиться и общаться! И лучше всего знакомиться с художниками и с собачниками. Потому что меня интересует искусство и я люблю собак.

Я считаю, что если ты сюда приехал жить, то сам должен думать, что ты для этих людей можешь сделать интересного и полезного. Норвежцы — нация довольно обособленная и самодостаточная, они не будут водить хороводы вокруг иностранцев, нужно самим искать общения.

У меня всё получилось: сейчас, когда иду по нашему городу, внимательно всматриваюсь в каждую проезжающую машину, потому что там может сидеть знакомый, который будет тебе улыбаться и махать рукой, и ему непременно нужно в ответ тоже помахать рукой. У меня здесь много друзей, гораздо больше, чем было в Риге.

Здесь удивительные пенсионеры. Когда они выходят на пенсию, то сразу же ищут себе какую-нибудь благотворительную деятельность. Они боятся стать несоциальными.

Хотя, конечно, есть и проблемные старики, но среди моих знакомых все активны и легки на подъем. Они держат благотворительные магазинчики, помогающие церкви и африканским странам, оказывают помощь в обучении языку в школе для иностранцев, организуют клубы вязания и многое другое.

Одна из моих первых местных подруг — художник-керамист. Я к ней ходила на курсы по керамике (бесплатно), потому что она мне сказала: ты должна слышать норвежскую речь. А в ответ я пекла пироги — хотела что-то такое сделать, чтобы и со мной было хорошо. Я благодарна своим норвежским друзьям и знакомым за то, что они улыбались мне, поддерживали меня. Я вышла из депрессии, моя жизнь преобразилась.

Мне в Норвегии лучше

В Латвии у меня живут дочка с семьей, родители и лучшая подруга. Но никакой привязки к этой стране у меня нет. Да и не было. Мы еще в Латвии постоянно переезжали. Жила в Пурвциемсе, на работу ездила в Плявниеки. Гуляла с собакой по загаженному лесу — брала с собой мешок и собирала мусор, знакомые надо мною смеялись. Жила в блочном доме. Когда купили свою собственную квартиру, то оказалось, что натолкнулись на мошенников. Три года ходили по инстанциям, ничего не могли доказать. Нам говорили: кто-то купил шубу с молью, а вы — квартиру с жильцами. Никто не хотел за нас заступиться. А ведь мы честные налогоплательщики.

Чего мне сильно жалеть, что уехала? Качество жизни у меня однозначно повысилось: творческая реализация, друзья, красота вокруг. Более красивой страны, чем Норвегия, я не видела. Главное, ничего не надо бояться. И никогда не поздно! Нужно нести позитив людям. Здесь, в Норвегии, у меня начался новый, интересный этап жизни.

Читать другие истории эмигрантов

Новости партнёров