×
Чемодан Чемодан

Причина отъезда из Латвии — безденежье

Анна, 44 года, трудится на фабрике по производству препаратов для диагностики заболеваний. Уехала из Латвии в 2001 году, на сегодняшний момент является гражданкой Ирландии.

На продукты денег нет

Почему уехала? Причина? Если сказать одним словом — безденежье! В то время я работала в центральной городской поликлинике, в глазном кабинете. У нас там было три врача и две медсестры. Мы чередовались: месяц работаешь с двумя врачами, другой месяц — c одним, зарплата соответственно менялась.

Времена были сложные, в медицине были свои подводные камешки, все старались заработать побольше, и наши врачи вдруг решили, что им хватит одной медсестры, а я пришла последней…

И меня перевели в регистратуру — на зарплату в 35 латов в месяц. Этих денег мне хватало бы только на оплату квартиры, а детский садик ребенку? А продукты? Бывший муж не беспокоился о нас. И тут однажды ко мне в гости пришел мой брат и сказал: «Сестра! Поехали с нами за границу, поработаем годик». И расписал всё как сказку: как и что там можно заработать.

В те времена и у моих родителей было не самое лучшее материальное положение. Они пытались строить «бизнес» — держали на базаре ларек с фруктами. Крутились и вертелись как могли. Были одолжены деньги под проценты, и эти проценты капали… Заработки же не покрывали долгов. А у меня всегда была очень тесная связь с моими родителями. Я всегда старалась им помочь. Мы все вместе трудились на даче, держали огород под картошку, то грибы собирали, то ягоды сдавали. Еще в детстве, в советское время, когда училась в школе, я собирала лечебные травы и сдавала в аптеку. Работы я не боялась никогда. В отпуске на базаре торговала за полтора евро в день. В общем, денежные проблемы мои личные и моих родителей — вот причина уехать на заработки в другую страну.

Ирландия — это остров…

Решилась уехать. Пошла на курсы английского — три месяца отходила. Ведь английский у меня был какой? Да никакой! Дали корочку об окончании курсов, думала: вдруг потребуют. Прививки все сделала: вдруг без прививок не пустят. Ведь первый раз за границу собиралась. Пошла в библиотеку поискать информацию об Ирландии. Узнала, что это остров и средняя температура воздуха здесь плюс пятнадцать градусов, очень высокая влажность, много дождей и нет зимы.

Ирландия — это остров…Ирландия — это остров…

Почти год я ждала разрешение на работу — без него в Ирландии ты не имеешь права работать легально. Потом три месяца ждала визу из посольства. После уже узнала, что чуть не попала в число обманутых тем агентством по трудоустройству, через которое ехала на работу: на мне закончилась «поставка» работников. Разрешение пришло, контракт получила, перевела его с английского на русский, но так и не поняла, кем же буду работать. Но отступать было некуда. Бабушка одолжила мне денег — 100 долларов, тогда громадные для меня деньги. Нашла самый дешевый билет и ночью 13 июня 2001 года прилетела в аэропорт Дублина.

Аэропорт ДублинаАэропорт Дублина

Так получилось, что у брата планы изменились и он со мною не поехал. Я была совсем одна. Вместо моего брата и его жены со мною ехала незнакомая мне семейная пара. Хорошие люди оказались. Прилетели ночью, просидели всю ночь в аэропорту, утром нас встретили люди из фирмы, в которой нам предстояло работать. Нас встретили, посадили в машину, отвезли в столовую, накормили. Тут напряжение чуть спало: все вокруг с нами здоровались за руку, улыбались. Потом оказалось, что я и эта пара всё же будем работать в разных местах. Огорчились. Они уехали — я осталась ждать. Такие дела…

Смешно вспоминать

Сейчас смешно вспоминать, но тогда было не смешно. До рабочего места я добиралась одна. Отвезли меня на автостанцию, дали денег и табличку: Galway. Сказали, что там меня встретят. Я сама купила себе билет на автобус, села сразу за водителем: он обещал сказать мне, когда будет этот самый Galway. Но всё равно я всю дорогу сидела и боялась пропустить нужную остановку. Теперь-то я знаю, что это была конечная остановка, через четыре часа езды…

Приехала поздним вечером, автобус остановился в центре города, и я с тяжелой сумкой и с табличкой «Campbell Cattering, Cafe Metro» ходила туда-сюда, чтобы меня заметили наверняка. Меня трудно было не заметить, настолько сильно я отличалась ото всех остальных вокруг. Люди вокруг ходили, отдыхали. 

Metro Cafe, ИрландияMetro Cafe, Ирландия

Вскоре ко мне подошла девушка, которая, как оказалось, тоже приехала из Канады поработать на лето в то же кафе, что и я. Они привели меня в какое-то помещение, завели в комнату два на два метра, где стояли три двухэтажные кровати. Мне показали на верхнюю у окна. Пожелали спокойной ночи, сказали, что мы увидимся утром. Усталая и шокированная, я пошла искать место, где можно помыться, если можно, конечно… Завела будильник и легла спать. Вот так я приехала работать в Ирландию.

Все приветливые и доброжелательные

А с утра — на работу! Это была кафе-столовая при гостинице для беженцев, куда они приходили на завтрак, обед и ужин в определенные часы. В мои обязанности входило мытье посуды и кастрюль, чистка всего помещения. Работа несложная, я была постоянно в движении. Мы тесно общались между собой, с поварами и с менеджерами. Атмосфера была дружная, коллектив замечательный и трудолюбивый. Встретили меня добродушно, приветливо. Вокруг оказалось много наших — приезжих из Латвии (кто-то был из Риги, кто-то из Аглоны). В общем, чувствовала себя как рыба в воде.

Скучала, первый месяц особенно. Были и проблемы с беженцами (это было общежитие для беженцев-мужчин). Один раз даже была в полиции, давала показания: беженцы устроили беспорядки в столовой; как я теперь понимаю, от сложившейся ситуации у них периодически «уезжала крыша».

Но наши боссы нас защищали! Наша менеджер Джаки, англичанка (в Ирландии сильно смешаны ирландцы и англичане, как в Латвии латыши с русскими), была дружелюбной, веселой, трудолюбивой. И всегда с шутками, оптимистично объясняла нам всё, что мы не понимали, помогала разбираться с проблемами — и по работе, и с документами. Мне, например, долго не могли открыть счет в банке, она со мною ходила в банк несколько раз, пока не открыли.

Столько разных судеб…

Всё налаживалось постепенно. Адаптация шла успешно. С жильем ситуация улучшалась: через три ночи я переехала из той комнаты два на два в комнату уже с отдельной кроватью, тумбочкой и шкафом. Потом переехала в дом, где жили все девчонки с моей работы. Там было хорошо!

Вечерами мы собирались вместе и разговаривали, каждая рассказывала о своем, о жизни, о проблемах — столько историй жизни, столько разных судеб…

Я проработала в этом кафе шесть лет. Сменила работу только из-за нового менеджера, с которым не сработалась. А тут позвонила знакомая и сказала, что у них на заводе нужны работники. Почему бы и нет?! Тут уже была другая область — производство препаратов для диагностики заболеваний. Работа интересная. И вот уже десять лет тружусь на этом заводе.

Гражданка Ирландии

Конечно, за всё это время было много стрессовых ситуаций. Например, когда Латвия вступила в Евросоюз, то все наши работники — граждане Латвии стали свободными от разрешений на работу, а я — негражданка и продолжала нуждаться в этих бумажках. Всегда было опасение, что не продлят… Граждане меняли работу, а я была привязана к месту. Потом оказалось, что из-за того, что я сменила работу, я потеряла легальное положение. Прошло несколько лет, прежде чем я восстановила свои документы.

«На данный момент я уже гражданка Ирландии»«На данный момент я уже гражданка Ирландии»

Оказалось, что в Ирландии много таких, как я, с подобными проблемами, и государство дало возможность в определенные сроки документы привести в порядок. Конечно же, сделала я это всё не без помощи ирландцев: мне помогал мой босс с работы и даже один ирландец, у которого я в свободное время убирала дом. Помогли с бумагами! Спасибо им.

На данный момент я уже гражданка Ирландии. К сорока годам приобрела гражданство.

Довольна ли я? Да, могу сказать, что довольна. Где теперь мой дом? Как такового ощущения, что здесь, в Ирландии, мой дом, у меня нет. Латвия? Это страна, где я родилась, где прошло мое детство, моя юность, где живут мои родители. Приезжаю в Латвию часто. Приезжаю на юбилеи родни. И если надо в чём-то помочь родителям, то обязательно приезжаю. Возвращаться в Латвию не собираюсь.

Ищем, где лучше

Ирландцы добродушные, готовые прийти на помощь в любой ситуации, уважающие другие национальности и обычаи, беззаботные. Их ментальность отличается от нашей. Они ко всему относятся проще. Хотя и у них, конечно, есть проблемы и заботы.

Выход Англии из ЕС? Я не политик. Глобальные политические вопросы меня не очень занимают. В дискуссиях на эту тему желания участвовать нет.

Что касается эмиграции, всё зависит целиком и полностью, на мой взгляд, от экономической ситуации в стране.
Выход Англии из ЕС? Я не политик. Глобальные политические вопросы меня не очень занимают«Выход Англии из ЕС? Я не политик. Глобальные политические вопросы меня не очень занимают»

Это в глобальном масштабе. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Думаю, что это нормально и естественно. Я одобряю стремление людей жить лучше. А дальше у каждого присутствуют свои личные мотивы. Не все уезжают из Латвии с целью заработать. Много разных факторов. Для меня лично переезд в Ирландию — только прогресс. И поэтому возвращаться я не собираюсь. Единственное — родители… Пока еще всё неплохо, но здоровье у них не очень хорошее. И вот что с этим делать, как быть, пока не знаю. 


Другие истории эмигрантов

Новости партнёров