×
Контекст

«Тетрадок не хватало, чернила замерзали»: воспоминания советских переселенцев в Восточную Пруссию о первых школах

Самую первую школу открыли в областном центре 17 сентября 1945 года (сейчас — гимназия № 1). «Школа была хорошо оборудована. От немцев остались лаборатории — химическая и физическая. Здесь было какое-то немецкое училище. При школе имелся интернат, ведь это пока была единственная школа на всю область, и детей свозили сюда отовсюду. В школе было очень чисто: старались технички-немки. Среди детей проблем дисциплины практически не возникало. Все это — сыновья полков, переростки. Потом школа стала элитарной. Сложился сильный педколлектив», — вспоминает Антонина Васильевна Мотора.

Интересны воспоминания Владимира Георгиевича Морозова, который в 1946 году стал работать учителем географии в школе № 3 Балтийского района:

«Первого сентября в эту школу пришло примерно пятьсот детей. Это были изнуренные детишки, которые много испытали за годы войны. Многие из них были на оккупированной территории, некоторые — в партизанских отрядах. Поэтому лица у всех были суровые. Одеты в рубашонки и штанишки, перешитые из отцовских военных гимнастерок, в пиджачишки, переделанные из армейских шинелей. Зимой сорок седьмого года морозы доходили до тридцати – тридцати пяти градусов. В школе не было топлива. Вышло из строя паровое отопление, полопались батареи во всех классах. Выручил морской торговый порт. Оттуда привезли железные бочки, прорубали в них дверки, делали выход в окно для дымоходов и топили их. На переменах ребятишки бегали по улицам, огородам, собирали поленья, бурьян, ветки, затапливали печки. Вокруг печки дети на коленях выполняли письменные работы по русскому языку, по алгебре. Я ставил парту на парту, развешивал географическую карту, и по этой карте дети учились географии... Несмотря на такие условия учебы, прогулов без уважительных причин не было. Дети на уроках дрожали от холода, но продолжали заниматься».

В новой области никакой учебной базы не существовало, да и быть ее не могло. Так что же было? «Картинки были. Парты. Классные доски сами делали: сколачивали из обычных досок, сбивали рамку и красили черной краской. На год хватало. Потом перекрашивали, конечно. Тетради распределял районо по школам. Учителя выкупали, а потом продавали ученикам. И книги — тоже», — рассказывает Зинаида Иосифовна Опенько. «Учебники привозили по разнарядке в Приморск. Так мы сапоги резиновые оденем, вот так и идем. Тянем сумки. И тетради носили, и учебники для учеников на своем горбу. Никто нас не встретит никогда, ни лошадь колхоз не даст, никакой помощи. Потом учебники у нас ученики выкупали», — добавляет бывшая учительница Татьяна Николаевна Козина.

Лариса Петровна Амелина рассказывает про школу 46-го года в поселке Майском Гусевского района:

«Тетрадок не хватало. Писали перьями за две копейки, железными. Чернила замерзали. Школа не топилась — угля не было. Мы чернильницы за пазухой держали, а пока ручку до тетради донесешь, чернила снова замерзали. Тогда нашу школу распустили на каникулы, на две недели, пока уголь не привезут. Зато потом, после Нового года, у всех были каникулы, а мы учились... Карты были только в школе, а учебники мы с собой привезли. Мы же в Орловской области еще начинали учиться. Приходился один учебник на десять человек».

 

Источник: Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. – Калининград: Калининградский государственный университет, 2003.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров