×
Контекст

Рижский вагоностроительный завод

Источник изображения: rvr.lv

Завод «Феникс» (позднее «Вайрогс», Рижский вагоностроительный завод) около ста лет был одним из самых известных предприятий Риги. Его история началась в девятнадцатом столетии. 31 марта 1895 года предприниматель Оскар Фрейвирт, уже имевший опыт работы на «Руссо-Балте», получил разрешение учредить «Акционерное общество вагоностроительных и механических заводов «Фениксъ» в столице Лифляндии.  Проект комплекса создал известный рижский архитектор К.И.Фелско (1844–1918). С тех времен на улице Бривибас сохранилось бывшее здание заводоуправления.

В 1897 году на предприятии работало более двух тысяч человек, а через три года это число перевалило уже за три с половиной тысячи.   Несмотря на то, что в столице губернии уже существовал один крупный вагонный завод (Русско-Балтийский), «Феникс» быстро развивался. Предприятие выпускало товарные и пассажирские вагоны, «ледники», грузовые платформы, сеялки и другую сельхозтехнику. Только за время промышленного подъема 1909–1913 годов объем производства увеличился в полтора раза.

Продукция завода имела постоянный спрос в России и за рубежом. В 1913 году предприятие получило заказ на поставку вагонов первого класса для Италии, в том же году здесь изготовили вагон-ставку для российского императора.

В 1915 году предприятие было эвакуировано вглубь Российской империи. В 1923 году, уже в независимой Латвии, «Феникс» возобновил работу. Через пять лет он выполнил заказ на поставку более тысячи вагонов для СССР.

В 1934 году вагонный завод назвали одним из двух крупнейших предприятий страны, работавших в сфере машиностроения и металлообработки. Однако через два года, потерпев убытки, он перешел в собственность фирмы «Вайрогс». Производство перепрофилировали и через год, по договору с фирмой «Форд», начали собирать одноименные автомобили.

 В 1937–1940 годах «Вайрогс» выпустил 332 легковых автомобиля, более 1200 грузовых машин и 200 автобусов. Предприятие стало крупнейшим производителем автомобилей в Прибалтике.

Во время Второй мировой войны завод частично подвергся разрушению. В 1944–1947 году предприятие восстановили как «Рижский вагоностроительный завод» и оно стало специализироваться на выпуске пригородных электропоездов и трамваев. В 1947–1993 годах на РВЗ изготовили более 20 тысяч вагонов, электро- и дизельпоездов, более 7 тысяч трамваев. Какое-то время здесь выпускали товары широкого потребления, в том числе холодильники.

Вагоны с латвийской маркой экспортировались в Болгарию и Югославию. В 1974 году здесь был создан первый в СССР и один из первых в мире скоростных поездов «ЭР-200», который развивал скорость до 200 километров в час.

В марте 1998-го РВЗ был признан банкротом. На заводе осталось две тысячи рабочих, они еще долго по привычке приходили в пустующие цеха.  


Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров