×
Контекст

Как экономику Прибалтики после войны восстанавливали

Источник изображения: http://www.latvenergo.lv/

Освобождение Прибалтики от нацистской оккупации означало немедленное восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

И задача эта выполнялась неимоверными усилиями, колоссальными вложениями в экономику региона (нередко — в ущерб другим республикам), командными методами стимулирования труда и, что невозможно отрицать, колоссальным неподдельным энтузиазмом как местного населения, так и командированных в Латвию, Литву и Эстонию квалифицированных специалистов и тысяч рабочих.

Результаты были неоспоримыми — несмотря на перманентные обострения борьбы с «лесными братьями» Прибалтика в 1945–1946 гг. стала одним из самых экономически успешных регионов страны, переживших трехлетнюю оккупацию. Это вполне соответствовало «очередным задачам советской власти». 

Характерным и образцовым примером восстановления народного хозяйства Прибалтики является Латвия. Уже к концу 1945 г. в эксплуатацию был введен 91% железных дорог, работать начали порты в Риге и Лиепае. 

Были восстановлены электростанции в Елгаве и Слоке, в октябре 1945 г. начала работать первая очередь Кегумской ГЭС (старейшая гидроэлектростанция на р. Даугаве). В промышленности во второй половине 1945 г. работу возобновили свыше 200 заводов — в их числе такие гиганты, как Рижский государственный электротехнический завод ВЕФ (отступая, нацисты вывезли практически все его оборудование и продукцию, а здания взорвали), Рижский вагоностроительный завод, лиепайский «Красный металлург».

К 1946 г. в Латвии работало более трех тысяч промышленных предприятий. 

В декабре 1945 г. выпуск продукции промышленных предприятий Латвии достиг 47% от довоенного уровня (1940 г.). В Литве и Эстонии ситуация была приблизительно такой же. Прибалтийские республики отныне перестали быть «беспокойной» зоной.

 

Источник: Кантор Ю., Прибалтика: война без правил (1939–1945). – СПб: Звезда, 2011. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров