×
Контекст

«Семь дней потребовалось советским войскам, чтобы освободить почти весь Крым»: 75 лет назад началась Крымская операция

8 апреля 1944 г. началась Крымская наступательная операция, в ходе которой советские войска буквально за месяц с небольшими очистили Крым от немецких войск. При этом немцы рассматривали Крым как важный стратегический плацдарм, за который надо держаться до последнего.

В начале февраля 1943 г., после поражения немецких армий в районе Сталинграда, в Крым с целью проверки готовности к обороне Крыма и выработки мероприятий по ее усилению прибыл командующий группой «А» Эвальд фон Клейст.

Дело WF-05/28579. лл.974-976:

Секретно

Генерал-фельдмаршал сказал следующее:

«...Положение на Восточном фронте является напряженным... Русские действуют... в оперативном плане очень умело и проводят операции в таком объеме, который никто в мировой истории еще не применял, а поэтому русские должны высадиться в Крыму.

Так как противник находится на Таманском полуострове, он попытается отрезать пути подвоза, чтобы создать для наших войск в Крыму еще больший Сталинград. До декабря Крым был этапом. Сейчас Крым стоит на переднем плане принятия решений на Восточном фронте. От Крыма зависит также не только исход боев на Восточном фронте, но и всей войны. Это должен знать каждый, но пока не все это понимают». 

После этого Клейст приезжал в Крым снова, контролируя выполнение своих указаний. Внимательно следил за событиями в районе Крыма и Гитлер. В оперативном приказе ставки вермахта № 5 от 13 марта 1943 года он писал:

«...Задача группы армий "А" состоит в удержании любой ценой Кубанского плацдарма — Крыма. Необходимо всеми средствами совершенствовать оборонительные позиции на побережье Крыма с тем, чтобы, как и на Западе, сделать их неприступными для вражеских десантов». 

Но чаяниям руководства немецких войск не суждено было сбыться.

8 апреля 1944 г., в 10 часов 30 минут, после длящейся 2,5 часа артиллерийской и авиационной подготовки войска 2-й гвардейской и 51-й армий 4-го Украинского фронта атаковали противника. Командующий 17-й немецкой армией, определив место главного удара советских войск, быстро подтянул свои резервы на усиление уржинско-тарханского участка обороны. Бои сразу же приняли ожесточенный характер.

Офицер оперативного отдела штаба 17-й армии капитан Ханс Рупрехт Гензель в своем дневнике 9 апреля записал:

«...5-я пехотная дивизия вынуждена отступить на новую линию обороны. Еще в более критической ситуации оказалась 10-я румынская пехотная дивизия на Сивашском участке фронта. Армия запросила у штаба группы армий "А" разрешение на операцию "Адлер", это означает отступление войск к Севастополю. Ночью разрешение получено. Операция "Адлер" начинается».

В ночь на 10 апреля для содействия наступлению 13-го гвардейского стрелкового корпуса в тыл противника был десантирован 2-й батальон 1271-го стрелкового полка 387-й стрелковой дивизии под командованием капитана Ф.Д. Диброва, усиленный 5-й отдельной стрелковой ротой капитана М.Я. Рябова.

За самоотверженные и умелые действия, внесшие большой вклад в прорыв обороны врага, весь личный состав десантного батальона был удостоен государственных наград, а Ф.Д. Диброву 24 марта 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

К исходу дня 10 апреля войска 2-й гвардейской и 51-й армий прорвали оборону противника на Перекопском перешейке и южнее Сиваша.

Командир 9-го кавалерийского полка 6-й румынской кавалерийской дивизии, попав в плен, показывал:

«Мой полк занимал оборону южнее города Керчь. Когда русские прорвали немецкую оборону и вышли на шоссейную дорогу Керчь — Феодосия, над полком нависла угроза окружения. 

Немцы очертя голову удирали, и я отдал приказ отступить на линию Турецкого вала. Не успели мы занять оборону на новом месте, как на левом фланге появились русские танки. Увидев, что немцы побежали, румынские солдаты стали сдаваться в плен целыми эскадронами... 

Приказы, отданные мною командирам эскадронов, не выполнялись. Девятый кавалерийский полк полностью разгромлен, ни один солдат не ушел с Керченского полуострова. Вся техника полка и приданная ему артиллерия захвачены русскими».

Отступление к Севастополю еще не означало эвакуации войск, хотя тыловые службы, транспортные подразделения, власовцы, военнопленные и гражданские служащие эвакуировались уже с 10 апреля. Ясность внес Гитлер, приказавший 12 апреля:

«Севастополь оборонять до конца. Боеспособные войска не эвакуировать».

13 апреля подвижная группа фронта освободила Симферополь. 15 апреля на подступы к Севастополю вышли главные силы 2-й гвардейской и 51-й армий. Семь дней потребовалось советским войскам, чтобы освободить почти весь Крым.

Теперь советские войска ожидал месяц тяжёлых боев за Севастополь, в который немцы вцепились хваткой бульдога. После упорных, ожесточенных боев, преодолевая глубоко эшелонированную оборону, 9 мая 1944 г. был освобожден Севастополь.

Освобождением Севастополя бои в Крыму не закончились. Противник пытался сдержать наступление советских войск и эвакуировать основную массу войск в Румынию из района мыса Херсонес, подступы к которому, по свидетельству немецкого военного историка генерала Типпельскирха, «они обороняли с отчаяньем обреченных».

Стремительные действия войск 4-го Украинского фронта и Черноморского флота сорвали запланированную эвакуацию противника. К 12 часам 12 мая 1944 г. советские войска закончили пленение немецко-румынских войск в районе м. Херсонес (21 200 солдат и офицеров).


Источник: Литвин Г. А, Смирнов Е. И. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. — май 1944 г.). Документы свидетельствуют. — Москва: Кречет, 1994.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров