Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Русские староверы в Эстонии

Русские староверы в Эстонии

08.11.2015

Первые старообрядцы из России появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII века. В XVIII веке началось строительство староверческих деревянных молелен. Достоверно известно об открытии моленной в Кикита в 1740 г. К началу XIX века были моленные в городах Ревеле и Дерпте, а также в ряде деревень. В Южной Эстонии (Лифляндии) старообрядцы проживали компактно числом около 3000 человек в 19 деревнях по берегам Чудского озера в Дерптском уезде. 

В Северной Эстонии (т.е. в Эстляндской губернии) до середины XIX века староверческое население концентрировалось в двух основных центрах: на северо-западе — в Ревеле — и на северо-востоке — вдоль северного побережья Чудского озера. Начиная с 1820-х гг. велся строгий погодный учет численности старообрядцев, запрещалось строительство новых молелен, закрывались старые. С 1827 по 1857 гг. старообрядческое население Эстляндии сократилось с 208 человек до 27 человек. Таллинская (Ревельская) община уменьшилась почти в 6 раз по сравнению с 1811 г., но все же до начала 1870-х гг. в Таллине была моленная и кладбище с богадельней. В 1880-е гг. староверы появились в окрестностях Нарвы в Кренгольме, что связано с развитием легкой промышленности в этом районе. На Йоальской мануфактуре в конце ХIХ века число рабочих-староверов достигало 91. Почти исчезнувшее из Эстляндии староверческое население к концу столетия стало постепенно возрождаться за счет старообрядцев, приехавших из других местностей.

Начало ХХ века ознаменовалось принятием важных для старообрядцев законов о свободе вероисповедания и порядке организации староверческих общин. С 1907 по 1913 гг. были официально зарегистрированы шесть общин.

В феврале 1920 г. в Тарту был заключен мирный договор между Эстонией и Советской Россией, по которому Причудье и Печорский край отошли к Эстонии. Начался новый этап в развитии старообрядчества Эстонии как равноправного национального и конфессионального меньшинства. Впервые старообрядцы легально принимали участие в политической жизни страны, участвуя в выборах в парламент.

В начале Второй мировой войны некоторые семьи из Причудья были эвакуированы в тыл СССР. Некоторая часть из оставшегося и попавшего под немецкую оккупацию староверческого населения вывозилась на работу в Германию или отправлялась в лагеря, за попытку укрыться — расстреливали. Староверы всячески уклонялись от сотрудничества с немецкой оккупационной властью, и в немецких войсках из них служили считанные единицы. Во время войны сильно пострадали храмы.

В первые послевоенные годы, несмотря на трудные условия жизни и жесткие ограничения, заново были отстроены ряд молелен в Причудье. Наставники должны были фиксировать своих прихожан и сами постоянно находились под контролем органов внутренних дел и уполномоченного совета по делам религий при Совете Министров СССР в Эстонской ССР.

В 1995 г. после многолетнего перерыва продолжил работу Союз Старообрядческих Общин в Эстонии. Была восстановлена 50-метровая колокольня в Раюшах, началась реставрация уникальных книг из Раюшской библиотеки.

На данный момент некоторые из наиболее строгих староверов считают брадобритие большим грехом и также запрещают пить кофе и курить. Староверы, живущие на берегах Чудского озера, практически все находятся либо в родственным связях, либо в соседских или дружеских отношениях. Смешанные браки с представителями других народов или вероисповеданий для правоверных староверов — большая редкость. Они проводят четкую границу между «своими» и «чужими» людьми.

  

Источник: http://www.starover.ee/



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Дом Франка в Вильнюсе

Дом Франка в Вильнюсе

Своим названием этот дом обязан доктору медицины, профессору Виленского университета Йозефу Франку. Его отец — Иоганн Петер Франк, известный в Европе врач-гигиенист и судебный медик, вместе с сыном перебрался в Вильну из Вены, где работал директором городской больницы в начале XIX века.