×
Контекст

«Боялись, завязнем»: как советские войска брали неприступные немецкие форты при штурме Кенигсберга

Источник изображения: Клопс. Советские офицеры у разрушенного ДОТа, прикрывавшего вход в форт №5 в Кенигсберге.

6 апреля 1945 г. начался штурм города-крепости Кенигсберг. На одной из городских стен красовалась надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кенигсберг не будет сдан никогда». В итоге на штурм города-крепости Кенигсберг ушел 81 час. И это — несмотря на то, что Кенигсберг, по мнению немецкого руководства, считался неприступной крепостью.

Оборона Кенигсберга состояла из внешнего оборонительного обвода, частично преодоленного советскими войсками еще в январе 1945 г., и оборонительных рубежей.

 Первый рубеж, располагавшийся в 6–8 км от центра города, состоял из полутора десятка фортов, в каждом из которых размещался гарнизон по 150–250 солдат и офицеров. Форт представлял собой вытянутый шестигранник, занимавший по фронту 250–350 метров. Это было долговременное сооружение, имевшее железобетонные стены, орудийные и пулеметные капониры. Все это было окаймлено земляными валами и глубокими рвами, часто заполненными водой.

 На вооружении фортов имелись артиллерийские орудия и минометы. Форты имели друг с другом огневую связь. Подступы к ним простреливались перекрестным артиллерийским и пулеметным огнем. Между фортами и перед ними были отрыты сплошные траншеи, противотанковый ров.

О том, как советские войска брали немецкие форты, вспоминает заместитель командующего 3-м Белорусским фронтом Иван Христофорович Баграмян:

«Еще до перехода войск в наступление командующий 3-м Белорусским фронтом А. М. Василевский выразил озабоченность тем, что наши части могут "увязнуть" в боях против фортов… На долю левофлангового корпуса 43-й армии (54-го стрелкового) выпала задача штурмовать форт № 5. Генерал-лейтенант А. С. Ксенофонтов, один из наиболее опытных наших комкоров, не стал сковывать свои главные силы штурмом форта. 263-ю стрелковую дивизию полковника К. Г. Черепанова он двинул в обход него справа в общем направлении на пригород Амалиенау, а само укрепление приказал взять силами штурмовых отрядов 801-го и 806-го стрелковых полков 235-й стрелковой дивизии генерал-майора И. Л. Луцкевича. Однако Луцкевич посчитал и эти силы слишком большими для штурма. 

Он приказал оставить всего лишь один штурмовой отряд, а остальные силы под прикрытием дымовой завесы, ослепившей гарнизон, обошли форт справа и слева и двинулись вслед за дивизией Черепанова.

К 7 апреля 1945 г. штурмовому отряду 235-й стрелковой дивизии, на второй день штурма Кенигсберга, удалось покончить с гарнизоном форта № 5, блокированного еще в первый день. Успех здесь был обеспечен героическими действиями дивизионных саперов. Ураганный огонь не помешал им снять свыше двухсот мин и расчистить пехоте путь к форту. Саперы извлекли из мин взрывчатку, и командир отделения В. К. Полупанов подорвал ее у стены форта. Однако стена устояла. Второй заряд туда подтащил командир взвода лейтенант И. П. Сидоров. Но и этот взрыв не был достаточно разрушительным. Пришлось снять еще много мин, чтобы сделать два усиленных заряда. Сидоров и Полупанов одновременно подорвали их и проделали наконец в стене большие бреши. Фашисты открыли ураганный огонь по смельчакам. Пока шла огневая дуэль, бойцы лейтенанта И. И. Ишкинина закладывали взрывчатку с другой стороны форта, а саперы П. И. Меренков и Г. А. Малыгин укладывали заряд в амбразуру капонира. 

Оставив товарища в укрытии, Меренков пополз устанавливать детонатор, но был ранен. Малыгин поспешил на помощь другу, но тоже получил ранение. Сам истекая кровью, он оттащил назад Меренкова и произвел взрыв. Почти одновременно подорвал свой заряд и лейтенант Ишкинин. Всем этим мужественным саперам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Пока взрывы потрясали стены форта, старшина А. П. Шубин, снайперски стреляя из своего орудия по амбразурам, мешал ведению огня из форта. Подоспевшие штурмовые группы старшего лейтенанта И. Ф. Ткаченко и лейтенанта Р. Р. Бабушкина атаковали гарнизон. Бабушкин со своими бойцами ворвался во двор и загнал фашистов обратно в помещение, куда вслед за ними вскочил рядовой Ф. Т. Чирков и забросал фашистов гранатами. Все эти храбрецы также были удостоены звания Героя Советского Союза.

К вечеру остатки гарнизона форта № 5 сложили оружие и над ним взвился красный флаг.


Источник: Баграмян И.X. Так шли мы к победе. — М.: Воениздат, 1977.



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Вошла в состав СССР с сохой, вышла с передовыми заводами: Литва в советское время
2 апреля 2019
Во времена Советского Союза республика была донором общесоюзного бюджета, заявила сотрудница «Центра геноцида жителей Литвы и сопротивления» Вида Комичене. Расскажем, так ли это.
«Ты эти деньги украл», — моя мать не верила, что простой рабочий может заработать: как началась «советская оккупация» Литвы
4 апреля 2019
Из интервью Г. Койфмана с полковником госбезопасности в отставке Н.Н. Душанским, который в 1930-е гг. провел 5 лет в литовской тюрьме только за то, что разделял коммунистически идеи, и был выпущен в 1940 г.
«Поставят у края ямы — и в упор. Остальные смотрят»: детские воспоминания о нацистской оккупации
3 апреля 2019
В рамках «борьбы с партизанами» немецкие каратели уничтожали целые семьи. Рассказы детей, чудом уцелевших в ходе этих бесчеловечных акций.
Умер режиссер Георгий Данелия
4 апреля 2019
Народный артист СССР, кинорежиссер Георгий Данелия умер на 89-м году жизни.
Новости партнёров